В данной статье автор проводит сравнение уголовного и административного законодательства, предоставляет характеристику должностных лиц в РФ, а также конкретизирует особенности признаков должностных лиц.
Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, административное право, уголовное право, государственная служба.
Опыт анализа понятия «должностное лицо» в истории российского и советского административного права имеет длительный временной промежуток. В целом, следует сказать, что немалое количество работ специалистов в области административного права посвящены данному исследованию.
Вообще проблема определения детального понятия исходит из отсутствия законодательной дефиниции, которая могла бы применяться во всех отраслях права. В части уголовного права понятие должностного лица раскрывается в примечании к ст.285 УК РФ [1, ст. 285], но это, как уже отмечалось, узкоспециальное понятие, применимое исключительно к случаям квалификации должностных преступлений. Даже теория права не располагает широкими исследованиями на этот счет.
В уголовном праве должностное лицо выступает обязательным элементом состава преступления. Поэтому уголовно-правовое понятие значительно шире закреплено в примечании к статье 285 УК РФ. Отличительная особенность заключается в том, что дается более расширенный перечень лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности, чтобы из большого количества физических лиц выделить именно категорию должностных лиц.
Приоритетным направлением исследований в области административного права должно стать решение проблемы определения признаков должностных лиц на основе уже имеющихся научных исследований, в результате чего будут выработаны общие положения для всех отраслей права [4, с.441].
Признаки всех таких лиц делятся на несколько групп. Во-первых, должностные лица рассматриваются как лица, находящиеся на государственной службе, и для них закон или нормативные документы являются основанием для занятия соответствующей должности.
Во-вторых, должностные лица обладают организационно-распорядительными правами, и определенными организационными функциями, состоящими из действий, влекущих определенные юридические последствия.
В-третьих, такие лица, в отличие от других субъектов права, несут повышенную социальную и правовую ответственность в связи с неправомерным исполнением возложенных на них должностных обязанностей.
Для того, чтобы установить, можно ли привести термин «должностного лица» к унифицированному, следует выделить обобщающие служащих в КоАП РФ и УК РФ категории, признаки и функции.
На основании исследуемых определений, должностные лица в КоАП РФ и в УК РФ можно объединить и разделить на три группы:
- лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции;
- лицо, выполняющее административно-хозяйственные функции;
- лицо, осуществляющее специальные полномочия.
Так же можно выделить группы признаков должностного лица:
- длительность функции лица (постоянно, временно, по специальным полномочиям);
- характер функции (представитель власти, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные);
- место осуществления лицом функции (государственные органы, органы местного самоуправления, воинские формирования и т. д.) [3, с. 61].
Функции должностных лиц на основе анализа определений можно выделить следующие:
- организационно-распорядительные (полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущие за собой юридические последствия);
- административно-хозяйственные (полномочия по управлению и распоряжению имуществом, денежными средствами и иными действиями);
- представителя власти (выражающихся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности).
Итак, проблема определения общего, конкретного юридического понятия должностного лица продолжает оставаться открытой. Необходимость в разработке универсального понятия, а также в определении видов должностных лиц не вызывает сомнений среди представителей науки и практикующих юристов. Наличие в федеральном законодательстве такого понятия и установление видов должностных лиц, обусловленных особенностями их правового статуса, позволит однозначно определить их место и роль в соответствующих сферах правоотношений.
Основное определение «должностного лица» дано в п. 5 ст. 4 ранее упомянутого Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но имеет узкий подход и не используется как унифицированное понятие для всех отраслей права. Данное определение призывает регулировать процесс реализации гражданином России закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные и муниципальные органы. При этом место деятельности должностного лица в соответствии с этим законодательным актом ограничено областью государственной и муниципальной власти — по сути, местом службы должностных лиц. Поэтому данный закон также должен быть учтен законодателем при проведении в соответствие рассматриваемого понятия.
До текущего времени межотраслевого понятия «должностное лицо» в законодательстве Российской Федерации нет. Данный термин используется законодателями в своих актах в отношении только части служащих, что может привести к неверному толкованию понятия. А. А. Аникитин и П. И. Кононов считают, что понятие «должностное лицо», которым обозначается один из видов специальных субъектов правоотношений, является универсальным юридическим термином, используемым практически во всех основных отраслях права и законодательства [2, с. 17]. Над проблемой унифицированного понятия «должностного лица» работали многие научные деятели, однако к единому согласию им прийти не удалось. Понятия «должностного лица» законодательно закреплены в административном и уголовном праве. В КоАП РФ и УК РФ трактовка определения обладает персональным, отличительным от других содержанием, которое определено спецификой регулируемых общественных отношений.
Предлагаем следующую формулировку понятия «должностное лицо»: это физическое лицо, осуществляющее функции представителя власти, или выполняющее организационно-распорядительные функции, и(или) выполняющее административно-хозяйственные функции, и которое замещает должность в государственных органах, либо в органах местного самоуправления, либо в государственных и муниципальных учреждениях, либо в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, либо в органах управления коммерческих, некоммерческих организаций, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, либо выступающее в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Также считаем целесообразным законодательно установить критерии отнесения лица к уполномоченным на совершение юридически значимых действий, поскольку наличие пробелов в законодательстве негативно сказывается на реализации принципов законности и справедливости привлечения к административной ответственности.
И, наконец, нужно отметить, что в административном праве сложилось два основных взгляда на вопрос о том, как нужно законодательно трактовать термин «должностное лицо». Но любая деятельность всегда динамична, и в особенности в сфере юриспруденции, а значит, в дальнейшем могут появиться новые взгляды, мнения и подходы в понимании проблематики определения словосочетания «должностное лицо».
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru — 02.10.2024.
- Аникитин, А.А., Кононов, П. И. Должностные лица в административных правоотношениях: понятие и виды // Полицейское право. 2007. № 1 (9). С. 17–21.
- Кузнецов, А. П. Дефиниция «должностное лицо» в международном праве и российском законодательстве // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции 26–27 января 2012 г. 2012. № 6. С. 438–443.
- Повышева, А. А. Понятие «должностное лицо» в административном и уголовном праве // В сборнике: Право и наука в современном мире: Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию со дня воссоединения Крыма с Россией, Пермь. 2024. С. 59–62.