Статья раскрывает актуальные вопросы, связанные с разграничением понятия незаконной охоты. Внимание акцентируется на проблемах, возникающих при регулировании и выявлении преступлений, совершаемых в данной сфере. Авторы предлагают некоторые варианты и методики, которые позволят улучшить работу органов государственной власти и стабилизировать ситуацию с браконьерством в современном обществе.
Ключевые слова: охота, незаконная охота, животный мир, латентность.
Жизнь человека неразрывно связана с окружающей его природой. Данный факт неоднократно подтверждается нами в процессе жизнедеятельности. Однако с появлением и развитием государственности и жизнедеятельности общество начинает не только отдаляться от окружающего мира, но и нарушать его нормальное функционирование. Тенденции нарушения состояния окружающей среды встречаются нами повсеместно: люди загрязняют окружающий воздух, устраивают огромные свалки, отравляющие почву, вырубают гектары лесных массивов ради собственных нужд, превращают водоемы в скопления плавающего мусора и отходов и совершают иные действия, нарушающие окружающую среду. Еще одной проблемой, оказывающей существенное влияние на флору и фауну окружающего нас мира, является незаконная охота.
Данное деяние является преступлением на территории Российской Федерации и находит свое закрепление в Уголовном Кодексе РФ. Значимость и важность незаконной охоты заключается в ее латентности, то есть скрытости и большом распространении на территории всей нашей страны. Приводя статистические данные за период 2022 года по данным Министерства природных ресурсов РФ ущерб, который наносится государству от данного преступления, ежегодно составляет около 20 миллиардов рублей, что по оценкам специалистов составляет примерно 25 % от общей суммы всех диких животных. Данные цифры, на наш взгляд, являются шокирующими.
Прежде чем начать разбираться в проблемных моментах незаконной охоты, предлагаем понять, что из себя представляет охота в принципе. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под охотой следует понимать деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Охота напрямую связана с взаимодействием с животным миром, однако данные отношения имеют характер изъятия. Люди убивают зверей и птиц, тем самым нарушая их популяцию, ставя некоторые виды на грань вымирания. Следует отметить, что государство контролирует промысловую, любительскую, охоту в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, охоту в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охоту в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, а также другие виды охоты.
Для того чтобы начать заниматься данной деятельностью, необходимо получить охотничий билет и разрешение на использование охотничьего оружия. Для охоты предусмотрены определенные законодательством охотничьи угодья, сезон, в который можно охотиться, и перечень и количество зверей, охота на которых разрешена.
Что касается незаконной охоты, она закреплена в статье 258 УК РФ. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» конкретизирует, что охоту следует считать незаконной, в случае если она осуществляется с нарушением законодательных правил об охоте, включая охоту без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и другое.
Уголовный Кодекс раскрывает конкретные действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность: причинение крупного ущерба (свыше 40000 рублей), применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, совершение охоты в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, совершение действий на особо охраняемой природной территории, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Также Уголовный Кодекс содержит квалифицирующие положения, предусматривающие более жестокую меру наказания.
Для подсчета причиненного ущерба Правительством созданы специальные таксы, включающие в себя цену за конкретного животного и методики подсчета.
Несмотря на это, а также на имеющееся в законодательстве закрепление ряда других составов, связанных с незаконной охотой, которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, на практике существуют некоторые проблемы, связанные с выявлением преступной деятельности граждан.
Проблематика обнаружения данных преступлений связана в первую очередь с обширностью территории нашей страны. Столь большая территория требует колоссального внимания со стороны правоохранительных органов, при этом представляя множество мест для преступной деятельности браконьеров.
Следующей проблемой является развитость инфраструктуры незаконной охоты. Браконьеры постоянно придумывают новые способы добычи животных, в данной сфере действуют нелегальные рынки по сбыту продукции, добытой таким путем. Нелегальный бизнес по сбыту шкур, мяса и других охотничьих ресурсов незаконно добытых животных широко распространен из-за низких, по сравнению с другими, цен на такие ресурсы. Некоторые заказчики продукции заключают договоры с физическими и юридическими лицами не удостоверяя законность получения животных ресурсов, чем только укрепляют их незаконную добычу.
Вызывает сложности, как уже отмечалось ранее, высокая латентность данного вида преступлений. По оценкам экспертов она достигает 80 %, а по некоторым преступлениям даже 100 %. Это связано с отсутствием улик и свидетелей на месте преступления, из-за чего оно может обнаруживаться не сразу, что существенно снижает шанс раскрытия преступления.
В качестве способов решения данных проблем, предлагаем некоторые рекомендации. Сотрудникам постовых служб следует обращать особое внимание и проявлять бдительность на дорогах неподалеку от мест, где ранее совершались акты незаконной охоты, а также имея информацию о наличии в окрестностях животных, пользующихся спросом у браконьеров. Внимание также следует уделять габаритам проезжающего автомобиля: в микроавтобусах и газелях злоумышленники могут скрывать больше незаконно добытых охотничьих ресурсов. При проверке документов следует обращать внимание на то, привлекалось ли лицо ранее за аналогичные преступления. Так, в районе поселка Гусино Смоленской области при досмотре автомобиля ВАЗ-2114 под управлением ранее судимого за незаконную охоту местного жителя, сотрудниками ДПС была обнаружена туша лося, который был аккуратно разделан и упакован.
Следующим действием, предназначенным для обнаружения таких преступлений, являются рейдовые мероприятия при реализации оперативной информации или выполнении иных действий, связанных с выездом в предполагаемые места совершения незаконной охоты. При проведении рейдов сотрудники полиции обнаруживают убитых диких животных, технику, оружие, а также лиц, осуществивших отстрел зверей. Следует отметить, что какой-либо альтернативы у данного мероприятия нет, так как остальные способы не обеспечивают должного уровня контроля и надзора, а применение в этих целях авиации является слишком дорогостоящей процедурой.
Еще одним способом повышения обнаружения и раскрытия преступлений в сфере окружающей среды, осуществляющими расследование, является цифровизация, повышение уровня которой будет благотворно сказываться на эффективности и своевременности реагирования государственных органов.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что данное преступление занимает далеко не последнее место среди других экологических преступлений. Причины такого распространения незаконной охоты вызваны ее латентностью и большим спросом на добытые ресурсы при сравнительно небольших затратах на их добычу. Вместе с тем, данные преступления существенно затрагивают интересы государства, нанося ему большой материальный ущерб, а также наносят порой неизгладимый вред окружающей среде. Именно поэтому, активное противодействие незаконной есть цель и задача не только государства в лице государственных органов, но и граждан нашей страны, чьим долгом является оберегать окружающую среду от негативного вмешательства.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.12.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 09.11 2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп. от 08.08.2024) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89923/ — Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»(с изм. и доп. от 15.12.2022)https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136950/- Доступ и справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. А. А. Щербаков К вопросу о понятии «незаконная охота»: проблема уголовного законодательства и предложение по его усовершенствованию // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2020. — № 45. — С. 219–221
5. Забавко Р. А. Уголовная ответственность за незаконную охоту: дис. канд. юр. наук: 12.00.08. — Омск, 2017. — 196 с.
6. Ревков В. С., Рухтина В. С. Незаконная охота в российской федерации: понятие, проблемы разграничения уголовной и административной ответственности // Вопросы российской юстиции. — 2021. — № 16. — С. 380–387.
7. Каримова Ч. Р. Проблемы квалификации незаконной охоты // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. — 2020. — № 2 (10). — С. 144–149.
8. Браконьеры приносят стране ущерб более 20 миллиардов рублей в год // Российская газета URL: https://rg.ru/2022/02/17/reg-szfo/brakonery-prinosiat-strane-ushcherb-bolee-20-milliardov-rublej-v-god.html (дата обращения: 17.02.2022).