В статье анализируется доступ к лекарственному обеспечению, который предоставляется различным группам населения на основе определенных критериев, таких как социальный статус, профессиональная принадлежность или медицинские показания. Поддержка в области лекарственной помощи представляет собой ценное социальное благо, которое может проявляться как в форме услуги, так и в виде предоставления конкретных медицинских препаратов. Таким образом, лекарственная помощь и лекарственное обеспечение относится к прямым формам социальной поддержки населения.
Ключевые слова: лекарственная помощь, лекарственное обеспечение, правовое регулирование.
Вопрос правового регулирования лекарственной помощи и лекарственного обеспечения в нашей стране является всегда актуальным.
Лекарственная помощь является более объемным понятием и включает понятие «лекарственное обеспечение». Различие в их правовом регулировании проявляется следующим образом. При бесплатном оказании медицинской помощи лекарственная помощь для всех граждан в части, касающейся консультации (назначения, рекомендации) врача, также оказывается бесплатно. Эти отношения регулируются нормами права социального обеспечения. На этапе, который связан с предоставлением или приобретением лекарственных средств, происходит дифференциация правового регулирования. Лекарственное обеспечение (т. е. предоставление лекарств бесплатно или с частичной оплатой) предусмотрено для отдельных категорий граждан. Кроме того, бесплатное лекарственное обеспечение предусмотрено для всех категорий населения при оказании конкретных видов помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Приобретение лекарств за счет собственных средств граждан — сфера гражданскоправового регулирования.
Лекарственная помощь является социальным благом, имеет стоимостное выражение, что представим на рисунке 1.
Рис. 1. Лекарственная помощь, как социальные блага
Отдельные федеральные законодательные акты образуют основу для регулирования процесса предоставления лекарственного обеспечения и лекарственной помощи без оплаты. Важно подчеркнуть, что большинство законов, устанавливающих права на получение медицинской помощи и защиту здоровья, используют формулировку «лекарственное обеспечение». В то же время, выражение «лекарственная помощь» встречается только в некоторых специфических случаях в законодательстве, например, в ст. 4 Закона РФ № 4015–1 [3].
В соответствии с Федеральным законом № 61 [4], ключевое определение, данное законодательством, касается «лекарственных средств». Этот термин охватывает как фармацевтические продукты, так и медикаменты. Под лекарственными препаратами понимаются лекарственные средства, представленные в определенных лекарственных формах, используемые для предотвращения, обследования и лечения болезней, а также для восстановления здоровья. Федеральный закон № 61 также предусматривает создание Государственного реестра лекарственных средств.
В Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» [4]. Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р [5] утвержден перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, необходимых для профилактики и терапии болезней, включая те, которые наиболее распространены среди населения России. Эти лекарства играют ключевую роль в удовлетворении основных потребностей в области здравоохранения, предназначены для использования в медицинской практике.
Правовое регулирование отношений, связанных с бесплатным лекарственным обеспечением граждан, осуществляется в соответствии с ФЗ № 323 [1] и ФЗ № 326 [2].
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при оказании видов, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
В соответствии с государственной программой, предоставляющей гражданам право на бесплатную медицинскую помощь, люди также автоматически имеют доступ к бесплатным медикаментам. Это право охватывает почти всё население, при этом объем предоставляемых лекарств зависит от специфики, формы и условий медицинского обслуживания. Чтобы разграничить эту массовую категорию граждан от других, имеющих право на получение лекарственных препаратов по различным причинам, предлагается использовать понятие «общий медицинский критерий». Этот критерий лежит в основе формирования обширного списка лиц, имеющих право на получение лекарственных средств.
Для борьбы с жизнеугрожающими и хроническими, редко встречающимися болезнями, которые могут привести к уменьшению продолжительности жизни или вызвать инвалидность, установлен уникальный механизм медикаментозного снабжения. В рамках этой системы, люди, борющиеся с такими заболеваниями, занесены в Государственный регистр, который является централизованным списком пациентов, нуждающихся в особом внимании. Для них разработаны уникальные медикаменты, известные как «орфанные препараты», которые используются специально для идентификации и целенаправленного лечения данных редких болезней, фокусируясь на их основных причинах и механизмах развития.
Согласно федеральному закону № 323, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти имеет полномочия устанавливать критерии для предписания и выдачи лекарственных препаратов, а также определять форматы бланков рецептов, правила их заполнения, учета и сохранности.
В дополнение, федеральный закон № 326 включает в состав страховых тарифов на медицинское обслуживание статьи расходов, связанные с приобретением медикаментов. Этот же закон регламентирует процедуры сбора, анализа, передачи и хранения данных о медицинских услугах и использованных лекарствах, предоставленных застрахованным лицам, обеспечивая систематизированный учет информации о лечении.
В рамках российского законодательства, определенные группы населения или люди, страдающих с определенными медицинскими заболеваниями, обладают правом на получение медикаментов без взимания платы. Это право опирается на три основных критерия, которые определяют, кто может стать получателем такой поддержки: это включает как социальные, так и профессиональные категории граждан, а также наличие медицинских показаний, как общего, так и специального характера.
Концепция «лекарственного обеспечения» неразрывно связана с общей идеей предоставления «медицинской помощи», и оба этих аспекта предусмотрены в контексте социального обеспечения [6]. Они служат важными составляющими системы здравоохранения, направленной на обеспечение граждан необходимыми медицинскими услугами без взимания с них платы.
В рамках системы здравоохранения установлены критерии для определения лиц, которым предоставляется медикаментозная поддержка: один из них — «общий», включает в себя индивидов, подпадающих под действие программы государственных гарантий, предусматривающей безвозмездное предоставление медицинской помощи, причем объем такой помощи варьируется в зависимости от специфики, условий и форматов медицинских услуг. Второй — «специальный», целевая группа которого охватывает людей, нуждающихся в медикаментозной поддержке по причине определенных категорий болезней и особенностей их течения.
Медицинская помощь в виде услуг и предоставление лекарственных препаратов представляют собой формы натурального социального обеспечения.
Литература:
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. 8.08.2024) // Российская газета от 23 ноября 2011 г. N 263
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»(ред. 29.10.2024) //Российская газета от 3 декабря 2010 г. N 274
- Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. 8.08.2024) // Российская газета от 12 января 1993 г. N 6
- Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (ред. 6.11.2024) // Российская газета от 3 ноября 2010 г. N 249
5. Распоряжение Правительства России от 26 декабря 2015 г. № 2724-р // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196364/ (дата обращения 2.12.2024)
- Мохов А. А. Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения / А. А. Мохов// «Актуальные проблемы российского права». 2021. N 3. С.11–16