В статье рассматриваются особенности организации образовательной деятельности в клубе «Картинг», авторы также выделяют отличительные особенности образовательной программы, по которой ведется обучение.
Ключевые слова: картинг, технические виды спорта, дополнительное образование.
Клуб «Картинг» Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы функционирует с февраля 1973 г. Его основатель и бессменный руководитель — отличник народного просвещения Анискин Александр Федорович. В то время созданный им клуб был одним из первых подобных объединений в Пензенской области.
В настоящее время в клубе занимается 105 мальчишек. И с каждым годом его популярность постоянно возрастает. Записаться сюда приезжают мальчишки со всего города. Некоторых приводят родители, потому что доверяют педагогам и знают, что здесь их научат настоящему ремеслу. Ребята получают специальные знания и навыки по мото- и автотехнике, работе с различным инструментом, по вождению и правилам дорожного движения. Во время тренировок у ребят развивается мышление, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.
Актуальность и значимость данного направления обусловлена государственной и общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения. Образовательная программа «Картинг: от увлечения к мастерству» направлена на развитие научно-исследовательской, изобретательской и конструкторской деятельности учащихся и создает условия для социального, нравственного, гражданского становления учащихся. Ее реализация в условиях учреждения дополнительного образования детей является способом профилактики асоциального поведения подростков и формирования навыков здорового образа жизни.
Содержание программы носит профориентационный характер на продвинутом уровне: в рамках подготовки к занятиям в автошколе предусмотрено изучение правил дорожного движения, знание которых позволяет учащимся грамотно вести себя в дорожных ситуациях, тем самым ограждает от дорожно-транспортных происшествий, способствует профилактике детского дорожного травматизма, а также ориентирует на профессии, связанные с вождением и конструированием автомобильного транспорта.
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в ней собраны и систематизированы различные разрозненные виды технической деятельности, дополненные специфическими курсами, предназначенными специально для подготовки картингистов. В программе впервые были собраны наработки по отдельным направлениям технической деятельности детей, таким как автодело, автомоделизм, автоспорт; систематизированы и дополнены специфическими курсами «Картинг» и «Подготовка спортсмена-картингиста»; углубленно изучаются вопросы регулировки двигателя и ходовой части карта. Занятия по программе дают возможность учащимся овладеть навыками работы с инструментом, освоить работу на различных станках.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что процесс обучения предусматривает создание условий для реализации творческих способностей учащихся и определяет целенаправленное профессиональное ориентирование детей и подростков, основанное на проявленных в процессе обучения способностях, склонностях. Помимо этого, программа позволяет закрепить и углубить знания из области физики, математики, черчения, физической культуры.
В основе образовательного процесса в клубе «Картинг» — практические занятия, в ходе которых учащиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие умения и навыки. Теоретический блок программы преподается, в основном, в форме познавательных бесед, пояснений педагогов по ходу практической работы. В процессе таких бесед учащиеся овладевают специальной терминологией, расширяют свой словарный запас, учатся формулировать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести диалог.
Залог успешного выполнения любой практической работы — владение алгоритмом ее выполнения, поэтому педагоги клуба уделяют этому вопросу особое внимание. Практические работы способствуют формированию у учащихся уважения к труду, технологической культуры и самостоятельности. И если на начальном этапе обучения преобладающим является репродуктивный метод, а теоретический материал и практические задания для всех учащихся одинаковые, то уже к концу учебного года репродуктивный метод теряет свою значимость, а на первый план выходят частично — поисковый, поисковый и проблемный методы.
Для ребят, занимающихся по программе более трёх лет, характерен высший уровень самодеятельности — созидание, творчество. Интерес к картингу у подростка становится творческим, возникает потребность сделать что-то свое, своими руками. Ребятам даются индивидуальные задания по диагностике, форсировке двигателей, ремонту и притирке поршневой группы и т. д. Педагог и учащийся структурируют образовательный процесс на солидарных началах. В процессе сотворчества, как правило, происходит выражение собственного «Я» подростка. Педагогами активно используются индивидуальные и групповые дифференцированные задания.
По окончании программы у ребят есть возможность продолжать занятия в клубе по образовательным программам продвинутого уровня. Они занимаются практической деятельностью по доводке и форсировке двигателей, участвуют в соревнованиях, в качестве инструкторов помогают в проведении занятий для учащихся 1–3-го годов обучения и судействе внутриклубных соревнований. В дальнейшем у этих ребят появляется перспектива перехода в большой спорт или работы по специальности, определенной профилем клуба.
Высокую результативность в обучении дают группы с разновозрастным составом детей. Ребята, имеющие высокий уровень знаний и умений, пользуются заслуженным авторитетом у младших по возрасту и у тех, кто еще не имеет такого уровня подготовки. Более опытные помогают младшим освоить азы сборки, ремонта картов и использования инструмента и выступают в роли инструкторов. Практические задания по ремонту и обслуживанию картов выполняются группами по три человека, в которые входят: инструктор-водитель, механик и помощник. Таким образом, перед каждым ставятся конкретные задачи и создаются условия роста профессионального мастерства: помощник стремится овладеть знаниями и умениями и стать механиком и водителем; водитель стремится совершенствовать свои знания, обучить механика и помощника, работая вместе с ними, тем самым, добиваясь высоких технических показателей карта и лучших показателей на трассе соревнований. Такой подход к организации работы способствует сплочению коллектива, формированию взаимопонимания и сотрудничества.
Особое внимание в клубе придается формированию и сплочению детского коллектива. Традиционные походы на Сурское водохранилище, встречи с выпускниками стали неотъемлемой частью жизни клуба. Педагоги клуба — Александр Федорович Анискин и Андрей Юрьевич Авдонин очень четко следят за тем, чтобы между учащимися не было никакой «дедовщины», чтобы каждому ребенку было в клубе комфортно.
Наиболее удачной формой организации деятельности учащихся для реализации данной программы является клуб. Клуб как разновозрастное объединение детей по интересам позволяет решать тот комплекс задач, который ставит перед собой программа. В деятельности клуба участвуют органы самоуправления, учащиеся разных поколений, родители, друзья клуба. У клуба есть свои законы, традиции, Устав; клуб организует проведение и участие в городских и областных соревнованиях, сотрудничество с другими образовательными учреждениями, общественными организациями и ведомствами.
Социальный состав детей, занимающихся в клубе, разнообразен; некоторые из них — дети, временно находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для этих подростков клуб «Картинг» — единственный путь развития творческого потенциала и возможность организованного досуга. Это тем более важно для тех детей, которые не самореализовались в общеобразовательной школе, и их выход в другую сферу деятельности, успехи и достижения в клубе повышают самооценку, помогают развить творческую индивидуальность, содействуют гармоничному развитию личности. Учебно-воспитательный процесс в клубе строится ступенчато, постепенно поднимая деятельность ребенка от «досуга и развлечения» до «творчества и созидания».
Основным показателем эффективности выстроенной системы обучения и воспитания являются стабильные высокие показатели достижений учащихся — призовые места в личном и командном зачете на соревнованиях в городах Поволжья: Сызрань, Саратов, Энгельс. Учащиеся неоднократно становились Чемпионами Мордовии (в открытом Первенстве Республики) и победителями Открытого Первенства города Пензы.
Еще одним показателем качества образовательного процесса в клубе является то, что большинство выпускников так или иначе связывает свою дальнейшую жизнь с автомобилями. Они выбирают профессию водителя, автослесаря, работают на автосервисных станциях, продолжает карьеру спортсмена в других видах автомотоспорта. Более 70 % выпускников закончили высшие технические учебные заведения. Выпускники клуба по достижении восемнадцати лет с легкостью сдают экзамены в ГИБДД на получение водительского удостоверения, имея за плечами багаж знаний по правилам дорожного движения и устройству автомобиля.
Клуб «Картинг» славится своими выпускниками. И дело не в том, кем они стали и какое положение в обществе теперь занимают, главное, что все они продолжают заниматься любимым делом. Александр Федорович отмечает, что ребята до сих пор продолжают дружить, постоянно перезваниваются и встречаются. Многие выпускники так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с автомобилями. Одни выбирают профессию водителя, другие — автослесаря и работают на автосервисных станциях. Ну а кто-то продолжает карьеру спортсмена в других видах автомотоспорта. Более 70 % выпускников окончили высшие технические учебные заведения. По достижении восемнадцати лет ребята с легкостью сдают экзамены на получение водительского удостоверения, имея за плечами багаж знаний по правилам дорожного движения и устройству автомобиля.
Таким образом, в процессе освоения дополнительной программы учащиеся не только достигают спортивных успехов, но развивают политехнические способности, получают допрофессиональную подготовку в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами. Используемые в процессе реализации программы педагогические технологии способствуют формированию инициативности, активности, заинтересованности в результатах деятельности. Детское увлечение во взрослой жизни для многих ребят становится основой профессии или хобби для активного образа жизни.
Литература:
- Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: МПСИ, 2006. — 312 стр.
- Ерецкий М. И. Автомобиль карт в школе. — М.: Просвещение, 2005. — 214 стр.
- Никулин С. К. Техническое творчество в системе дополнительного образования. — М.: ЦТТУ, 2015. — 240 стр.
- Орлов Ю. Б. Автомобильный и мотоциклетный кружки. — М.: Просвещение, 1998. — 214 стр.