В статье авторы рассматривают основные правовые аспекты регулирования оплаты труда для работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда.
Ключевые слова: вредные и опасные условия труда, Трудовой кодекс Российской Федерации, работа, работник, класс условий труда.
Работа во вредных и (или) опасных условиях труда представляет собой значительную угрозу для здоровья работников и требует особого регулирования в сфере трудового права. В таких условиях повышаются риски возникновения профессиональных заболеваний, травматизма и других негативных последствий, что требует от работодателя создания специальных условий для обеспечения безопасности и здоровья работников. Одним из ключевых элементов защиты таких работников является предоставление им надбавок и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях.
Вредные и (или) опасные условия труда включают в себя влияние неблагоприятных факторов, таких как химические, физические, биологические и другие опасности, которые могут вызывать длительные или краткосрочные ухудшения здоровья работников. В зависимости от степени воздействия этих факторов, законодательство требует предоставления дополнительных гарантий для работников, включая повышенную оплату труда.
Основной нормативный акт, регулирующий вопросы оплаты труда работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда — это Трудовой кодекс Российской Федерации [2, ст. 147]. В нем содержатся требования, обязывающие работодателей предоставлять дополнительные дни к отпуску и доплаты, а также требования по улучшению условий труда, снижению вредных факторов и проведению обязательной оценки рабочих мест. Однако, несмотря на существование законодательной базы, вопрос справедливого регулирования оплаты труда и охраны труда работников остается актуальным и требует постоянного совершенствования.
Цель данной статьи — рассмотреть основные правовые аспекты регулирования оплаты труда для работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, а также оценить существующие механизмы защиты прав таких работников.
Оплата труда работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, регулируется как национальными законодательными актами, так и международными стандартами, направленными на защиту прав работников. В России основным документом, регулирующим вопросы трудовых отношений, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). В частности, статьи 117 и 146 ТК РФ определяют, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должен оплачиваться в повышенном размере и им должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Среди важнейших нормативных актов международного уровня можно выделить Конвенцию Международной организации труда № 155 [3], которая касается вопросов безопасности и гигиены труда, а также окружающей рабочей среды. Эта конвенция обязывает государства обеспечивать систематическое улучшение условий труда, а работодателей — минимизировать опасные факторы. В соответствии с этой конвенцией национальное законодательство должно предусматривать защитные механизмы, включая установление норм оплаты труда для работников, подвергающихся вредным воздействиям.
В частности, в перечне мероприятий, которые обязан выполнять работодатель по обеспечению безопасных условий труда работников своего предприятия, фигурирует понятие «компенсация работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [2, ст. 219], устанавливаются размеры, порядок и условия их предоставления [2, ст.ст. 92, 117 и 147], [9].
Исследования, проведённые различными экспертами в области трудового права и охраны труда, показывают, что вопросы компенсации за вредные и (или) опасные условия труда становятся особенно актуальными в отраслях с повышенным уровнем риска. Например, в таких сферах, как нефтегазовая сфера, горнодобывающая промышленность, химическая индустрия, строительство и здравоохранение, работа связана с воздействием вредных веществ, тяжелыми физическими условиями и повышенным травматизмом.
Отмечается, что доплата за вредные и (или) опасные условия труда не улучшает состояние здоровья работников, но является своеобразной компенсацией за неудобства и повышенный риск причинения вреда здоровью, которые могут быть недостаточными для возмещения возможных рисков [8]. Как один из вариантов дифференциации доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда можно рассмотреть внесение определенных условиях в отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, а нормы из отраслевых соглашений перенести в коллективный договор конкретного предприятия. Таким образом, через определенные рычаги профсоюзных органов можно обязать предприятия дифференцировать доплаты [5].
Таким образом, обзор литературы и нормативных актов показывает, что вопрос регулирования оплаты труда во вредных и (или) опасных условиях труда является многогранным и требует постоянного внимания и улучшений, как на уровне законодательства, так и в сфере его применения на практике.
3. Понятие вредных и (или) опасных условий труда
Вредные и (или) опасные условия труда — это условия, при которых на работника воздействуют вредные факторы, представляющие угрозу его здоровью или жизни. Эти факторы могут носить химический, физический, биологический или иной характер и могут приводить к профессиональным заболеваниям, ухудшению общего состояния здоровья или даже к несчастным случаям на производстве [1, ст. 14].
Эти факторы могут иметь кратковременное или длительное воздействие, приводя к профессиональным заболеваниям, снижению работоспособности и ухудшению общего состояния здоровья. Основные виды вредных факторов включают химические, физические, биологические, которые включают в себя воздействие токсичных веществ, различных аэрозолей, повышенного шума, вибрации, а также контакты с различными микроорганизмами и вирусами.
Оценка и классификация условий труда
Ключевым элементом в процессе регулирования труда во вредных и (или) опасных условиях труда является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Оценка условий труда является обязательной для всех работодателей и проводится на основе нормативных документов, разработанных Министерством труда и социальной защиты РФ. Основной целью специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) является выявление вредных и (или) опасных факторов на рабочих местах и последующая классификация условий труда по четырём классам [1, ст. 14]:
– Оптимальные условия труда (1 класс);
– Допустимые условия труда (2 класс);
– Вредные условия труда (3 класс): вредные факторы, которые могут вызывать профессиональные заболевания, которые в свою очередь делится на подклассы:
1) подкласс 3.1 — вредные условия труда 1 степени, при воздействии которых функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены);
2) подкласс 3.2 — вредные условия труда 2 степени, при воздействии которых функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести, без потери профессиональной трудоспособности, возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 — вредные условия труда 3 степени, при воздействии которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести с потерей профессиональной трудоспособности в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 — вредные условия труда 4 степени, при воздействии которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
– Опасные условия труда (4 класс): непосредственная угроза для жизни и здоровья работников.
Результаты СОУТ служат основой для принятия решений о предоставлении дополнительных выплат, льгот и улучшений условий труда. На основе этих данных работодатели обязаны обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, улучшать технику безопасности и внедрять программы по снижению воздействия вредных факторов.
Таким образом, понятие вредных и (или) опасных условий труда включает широкий спектр факторов, которые могут негативно влиять на здоровье и безопасность работников. Законодательство РФ требует обязательной оценки этих условий и предоставления соответствующих компенсаций, что делает регулирование труда в таких условиях одним из приоритетных направлений трудового права.
4. Нормативное регулирование оплаты труда во вредных и (или) опасных условия труда.
Вредные и (или) опасные условия труда требуют особого внимания со стороны государства и работодателей, что закреплено в законодательных актах и подзаконных актах Российской Федерации. Основой правового регулирования оплаты труда работников, работающих в неблагоприятных условиях, является Трудовой кодекс РФ и ряд нормативных актов, регулирующих вопросы охраны труда, оценки условий труда и предоставления компенсаций за неблагоприятные условия.
Одним из ключевых нормативных актов, регулирующих оплату труда в условиях, неблагоприятных для здоровья, является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). Согласно статье 147 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (класс условий труда 3–4), имеют право на повышенную оплату труда, размер которой определяется коллективным договором или трудовым договором. При этом минимальный размер повышения оплаты за работу во вредных условиях должен составлять не менее 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных категорий работников.
ТК РФ также предусматривает ряд других мер, направленных на компенсацию неблагоприятных условий труда:
– Сокращённая продолжительность рабочего времени [2, ст. 92]. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями, имеют право на сокращённый рабочий день (не более 36 часов в неделю).
– Дополнительный отпуск [2, ст. 117]. Работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней.
Ранее до рассмотрения дела по жалобе гражданина «СПИ» на нарушение его конституционных прав статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полагался только тем работникам чьи профессии, должности или выполняемая работа были предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда [4], работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. После рассмотрения Конституционным судом РФ данного дела было принята правовая позиция согласно которому, было определено, что данная льгота распространяется и на те профессии, которые указаны в вышеуказанном Списке, и на те профессии, где установлены вредные и (или) опасные условий труда, согласно 426-ФЗ. [7].
– Меры по улучшению условий труда [2, ст. 214]. Работодатель обязан создавать безопасные условия труда, минимизировать воздействие вредных факторов и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты.
Проблемы и сложности в применении законодательства
Несмотря на имеющееся законодательное регулирование, в практике часто встречаются проблемы, связанные с несоблюдением норм оплаты труда работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях. Среди наиболее распространённых нарушений можно выделить следующие:
1. Невыплата или занижение компенсаций.
Некоторые работодатели не предоставляют надлежащие выплаты или льготы в виде сокращенного рабочего дня или дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Это может быть связано с тем, что законодатель не установил четкие минимальные границы для каждого класса (подкласса) условий труда. Т. е. размер надбавок за вредные и (или) опасные условия труда независимо от того, относится ли то или иное рабочее место к классу 3.1, 3.2, 3.3 или 4, выявленного в ходе оценки условий труда, могут одинаково для всех составлять 4 %. Аналогичная ситуация складывается и с дополнительными отпусками в размере 7 календарных дней.
2. Отсутствие требований относительно компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Трудовым законодательством РФ, в частности ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», установлено требование о проведении СОУТ на вновь организованных рабочих местах в течении 12 месяцев со дня образования такого места. Однако не установлен порядок оплаты или предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на период проведения СОУТ, если такое рабочее место будет признано вредным или опасным. Зачастую работодатели, в целях экономии средств пренебрегают вышеуказанными нормами и устанавливают минимальные доплаты, дополнительные отпуска, а также не компенсируют те доплаты и положенные дни за фактическое отработанное время на рабочих местах в период проведения СОУТ.
Данные пробелы в законодательстве создают условия для «законного» нарушения прав работников и дискриминации в отношении работников, работающих на более вредных и (или) опасных условиях труда со стороны работодателей.
Для решения указанных проблем требуется внести изменения в действующем законодательстве, которые включают:
– четкую минимальную градацию в зависимости от каждого класса (подкласса) условий труда.
– обязанность работодателя по компенсации не дополученных льгот на период проведения СОУТ, если такое рабочее место будет признано вредным или опасным.
5. Правовая позиция Государственного органа
В нашем государстве надзор и контроль за возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), которая придерживается позиции, что в зависимости от подкласса вредных условий труда установление дифференцированного размера доплаты является необязательным, поэтому для всех работников, которые заняты на вредной работе, работодатель может установить единую доплату в размере 4 % тарифной ставки (оклада) вне зависимости от подкласса вредности [6].
Заключение
Таким образом, регулирование оплаты труда во вредных и (или) опасных условиях труда является важным элементом трудового права и требует постоянного совершенствования. В условиях меняющейся экономической ситуации и роста уровня технологизации производственных процессов важно не только сохранять существующие механизмы защиты работников, но и развивать новые подходы, ориентированные на снижение вредных факторов и улучшение условий труда.
Государственные и частные организации должны активно взаимодействовать для создания безопасных и справедливых условий работы, а контроль за соблюдением законодательства должен быть неотъемлемой частью этого процесса. Только так можно добиться справедливого регулирования оплаты труда в условиях, неблагоприятных для здоровья, и обеспечить достойную защиту для всех категорий работников.
Литература:
- Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (последняя редакция).
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 08.08.2024).
- Конвенция Международной организации труда № 155 («О безопасности и гигиене труда и производственной среде»).
- Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день».
- Хайруллина Л. И., Гасилов В. С., Тучкова О. А. Компенсации за работу во вредных условиях труда: основные аспекты вопроса // Фундаментальные исследования. — 2019. — № 7. — C. 119–123. DOI: 10.17513/vaael.1366
- Письмо Роструда от 02.06.2023 № ПГ/11022–6–1.
- Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О.
- Ильин С. М., Самарская Н. А., Симанович С. В., Сергеева С. С. Направления совершенствования системы предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу в опасных (вредных) условиях труда // УрМФ ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Екатеринбург, Россия. — 2021.
- Белоносова А. В., Кивелева Н. Н., Комарова О. В. Система льгот и компенсаций как фактор привлечения трудовых ресурсов в медицинские учреждения // Экономика труда. — 2016. — № 1. — C. 81–96. DOI: 10.18334/et.3.1.35155.