В статье автор исследует содержание проблемного обучения как средства обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, проблемное обучение, проблемная ситуация, проблемная задача.
На сегодняшний день одним из главных принципов обучения иностранному языку в средней школе является формирование личности учащегося, способной к межкультурному общению. Указанный принцип необходимо реализовывать с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что повышает их творческий потенциал, самостоятельность, а также активизирует их мыслительную и речемыслительную деятельность. Одним из условий реализации данного принципа является проблемность, т. е. проблемное обучение.
Проблемное обучение (англ. PBL — problem based study) — это система методов в обучении, когда учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а вследствие мыслительной работы по решению проблемных заданий, построенных на основе изучаемого материала. При этом важно отметить, что проблемное обучение может использоваться как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления на разных этапах обучения школьников.
При использовании элементов проблемного обучения учебный процесс организован таким образом, что все участники группы оказываются вовлечёнными в учебно-познавательную деятельность, в ходе которой каждый учащийся вносит свой личный вклад в совместную деятельность: делится своими знаниями, идеями, осваивает навыки взаимодействия в коллективе. При этом у учащихся развиваются не только языковые навыки, но и способность решать сложные задачи, анализировать информацию, и искать решения. Основной целью проблемного обучения является формирование у обучающихся компетенций, необходимых для успешной жизни и карьеры в современном мире.
К функциям проблемного обучения относятся:
- Приобретение знаний и умений в ходе обучения умственной и практической деятельности.
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся; их проявление как самобытной творческой личности.
- Становление обучающегося как гармонично развитого субъекта.
- Активизация у учеников диалектико-материалистического мышления [1, c. 338–339].
Познавательная активность и самостоятельность мысли учеников формируется через преодоление трудностей, создаваемых постановкой проблем и вопросов, которые требуют поиска ответов на них. Ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.
При этом, предполагается развитие у учащихся некоторых дополнительных знаний и умений: овладение методами научного исследования; долгосрочное запоминание информации благодаря осознанной активности обучаемых; формирование мотивов обучения, поддержание активности для достижения поставленных целей [1, с. 339].
Ключевыми понятиями проблемного обучения являются: проблемность, проблемная ситуация, проблемная задача и проблемное задание.
Проблемность является одним из возможных условий реализации цели обучения. Она предполагает наличие особого противоречия в содержании, раскрываемого через проблему (неоднозначную, трудноразрешимую ситуацию, в которой учащимся предстоит разобраться). Что же такое проблемная ситуация и когда она возникает?
Ситуация — это совокупность обстоятельств, побуждающих к речи в целях воздействия человека на других людей. При обучении иностранному языку в школе создаются учебные проблемные ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда не хватает известных способов решения, когда имеется противоречие между знанием и незнанием [2, c. 610].
Например,
— когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия;
— когда обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями;
— в случае, если имеется необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
— когда имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
Это противоречие обязательно должно быть осознано и принято обучающимися, благодаря чему происходит активизация их познавательной деятельности. Необходимо обозначить, что проблемная ситуация в обучении имеет ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям и способствует пробуждению у обучаемых желание выйти из этой ситуации, т. е. снять возникшее противоречие. Следовательно, такого рода противоречие должно тщательно продумано учителем, как и вся ситуация в целом [3, с. 172].
Существует ряд правил активизации процесса обучения, отражающих принципы организации проблемного обучения: формировать у обучаемых способность к обобщению взамен предоставления готовых определений и понятий; активно использовать в процессе преподавания методы науки; развивать самостоятельность мышления учащихся на основе использования творческих заданий.
Известный психолог и педагог А. М. Матюшкин выделяет 6 важных правил создания проблемной ситуации педагогом:
- Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями;
- Степень трудности проблемного задания должна зависеть от уровня новизны материала и от степени его обобщения.
- Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
- Проблемными заданиями могут быть: а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания.
- Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающегося, в зависимости от того, какие и сколько действий необходимо предпринять в ходе решения проблемной задачи [4, с. 153].
Проблемная задача является средством создания проблемной ситуации и может быть формализована в виде проблемного задания, которое ориентировано на потребности и возможности субъекта.
Показателями системы проблемных задач должны являться следующие характеристики:
1) охват разных черт творческой деятельности;
2) наличие различных степеней сложности.
Для реализации задач с элементами проблемного обучения необходимо наличие следующих организационно-педагогических условий:
— отбор задач, актуальных для обучаемых;
— соответствие отобранных задач реализуемой образовательной программе;
— личностный подход, предполагающий высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя
Важно помнить, что смешение проблемного задания и проблемной ситуации недопустимо. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, но оно может к ней привести. Проблемная задача — это способ представления проблемной ситуации.
Существуют четыре возможных уровня создания проблемности в обучении:
- Учитель может самостоятельно поставить проблему (задачу) и самостоятельно её решить, ученики слушают и ведут обсуждение.
- Учитель задаёт проблему, ученики решают её самостоятельно, опираясь при необходимости на подсказки учителя (общее руководство педагога).
- Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить, у ученика развивается способность самостоятельно формулировать проблему.
- Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а, увидев, сформулировать и исследовать возможные способы ее решения [5, с. 295].
Наиболее актуальным и широко применяемым является второй уровень. На этом уровне ученики совершают наиболее полный перечень умственных действий: 1) ознакомление с проблемной ситуацией; 2) вычленение сути (учитель обозначает проблему); 3) поиск возможных путей решения проблемы 4) доказательство предложенной учащимися гипотезы; 5) анализ предложенного решения.
Как мы видим, решение проблемы на данном уровне учащимися осуществляется самостоятельно. При этом учитель имеет возможность проследить за ходом её решения, проанализировать, как с ней справились учащиеся.
Формирование универсальных учебных действий, позволяющих вовлечь учащихся в учебный процесс, становится возможным благодаря гибкому применению технологии проблемного обучения в процессе иноязычного образования. Самоорганизация в постановке цели, формулировании вопросов и гипотез направлена на эффективное управление учащимися собственной интеллектуальной деятельностью на иностранном языке.
Проблемное обучение позволяет ученикам развивать умение креативного мышления, находить нетривиальные пути решения задач и принимать ответственность за свое обучение. Однако при использовании этого метода могут возникать определенные проблемы, такие как нехватка времени на поиск решения, необходимость работы в команде с разными личностями, а также сложности в оценке результатов данного обучения.
Для успешной реализации проблемного обучения необходимо обеспечить обучаемых соответствующими знаниями и навыками, а также предоставить им поддержку и руководство со стороны преподавателей. Важно помнить, что проблемное обучение не является универсальным методом и может не подходить для всех учащихся и учебных предметов. Важно непрерывно совершенствовать этот метод обучения, учитывая потребности и особенности учащихся, чтобы обеспечить максимальную эффективность образовательного процесса.
Благодаря личной заинтересованности обучающихся в окончательном результате создаются условия для коммуникативного взаимодействия в группе при совместном решении актуальных задач профессионально-личностного характера. Таким образом, применение технологии проблемного обучения обеспечивает активное, творческое овладение знаниями при самостоятельном поиске решений, тем самым развивая интеллект и творческие способности учеников.
Литература:
1. Яшина, М. Е. Технология проблемного обучения старшеклассников иностранному языку на современном этапе / М. Е. Яшина, Л. Р. Закирова // Проблемы современного педагогического образования. — 2022. — С. 338–341.
2. Рындина, Ю. В. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Ю. В. Рындина // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 610–612.
3. Пыхина, Н. В. Структура и содержание технологии проблемного обучения иностранному языку в высшей школе / Н. В. Пыхина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2014. –№ 3(4). — С. 172–175.