Профилактика эмоционального выгорания у родителей воспитывающих детей с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 30.11.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Гурьянова, С. А. Профилактика эмоционального выгорания у родителей воспитывающих детей с ОВЗ / С. А. Гурьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119892/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях постоянного стресса и высоких требований к родительской роли, многие из них сталкиваются с истощением эмоциональных ресурсов, что негативно сказывается как на их психоэмоциональном состоянии, так и на взаимодействии с детьми. В работе рассматриваются основные факторы, способствующие развитию выгорания, а также его влияние на качество жизни семей. Особое внимание уделяется методам профилактики эмоционального выгорания, включая психолого-педагогическое сопровождение, обучение эффективным стратегиям взаимодействия с детьми и развитие активной жизненной позиции.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дети с ограниченными возможностями здоровья, профилактика, выгорание родителей, практические методы, компоненты выгорания родителей.

В современной психологической, педагогической и социальной литературе наблюдается путаница в терминах, связанных с понятием «эмоциональное выгорание». Например, X. Маслач определял понятие «выгорание» как синдром физического и эмоционального истощения, проявляющихся в утрате положительных эмоций. Данное проявление включает в себя эмоциональное истощение, негативное самовосприятие и потери интереса к окружающей его действительности. Социальный психолог считала, что выгорание в большой степени связанно с эмоциональной реактивностью, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностными взаимодействиями. В более широком смысле текущее явление рассматривается как длительная стрессовая реакция или синдром, в результате хронических профессиональных напряжений средней интенсивности [2 ].

Н. Е Водопьянова, М. М. Скугаревская, К. Маслач рассматривают выгорания как нарушение ценностно-смысловой регуляции личности. Они характеризуют механизмы и признаки эмоционального выгорания, а также подчеркивают связанные с ним состояния тревожности, фрустрации, низкой эмоциональной стабильности, угасание интереса и негативное отношение как к своей деятельности, так и к себе. Большинство исследований указывают на то, что выгорание включает три взаимосвязанных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение личных качеств [3].

А. В. Емельяненкова определяет эмоциональное выгорание как сложное многогранное явление, возникающее в результате негативных психических переживаний и истощения, вызванного длительным стрессом при длительном межличностном взаимодействии в социуме, сопровождающееся высоким уровнем эмоциональной нагрузки и когнитивной сложности.

В. В. Бойко в своих трудах описывает эмоциональное выгорание как «психологический защитный механизм, выработанный индивидом, который проявляется в виде частичного или полного подавления эмоций в ответ на психотравмирующие факторы» [1].

В исследованиях, посвященных явлению выгорания, можно выделить три основных подхода: индивидуальный, межличностный, организационный. Каждый из данных подходов описывает процесс возникновения выгорания на различных уровнях, которые функционируют автономно и независимо друг от друга. Каждый из этих подходов описывает процесс возникновения выгорания на различных уровнях, которые функционируют автономно и независимо друг от друга. Это создает тенденцию преувеличивать значимость определенных факторов, в особенности личностных. В экзистенциальном подходе, представленном А. Пайнсом, «выгорание чаще всего наблюдается у очень амбициозных социальных личностей». А. Лангле подчеркивает, «что работа, ставшая целью жизни человека, может привести к разочарованию и, как следствие, выгоранию, особенно если сотруднику не хватает истинного смысла в своих действиях». Психологическая опасность таких отношений заключается в том, что профессионалы сталкиваются с проблемами, которые вызывают негативные эмоции [5].

Эмоциональное выгорание сказывается как на социальных, так и на семейных отношениях. Когда выгорание негативно влияет на семейные межличностные отношения, это приводит к дисфункциональным последствиям.

Родители играют ключевую роль в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет ему успешно адаптироваться в обществе.

Семья является первым и ближайшим социальным окружением для ребенка. Когда в семье появляется здоровый ребенок, это приносит радость и новые положительные эмоции, такие как гордость и нежность. Однако рождение ребенка с ОВЗ часто воспринимается как серьезная жизненная трагедия. Это может приводить к конфликтам между родителями, и в некоторых случаях они могут отказаться от таких детей. Реакция родителей на появление ребенка с дефектами развития бывает разной, но чаще всего она вызывает сильный психологический стресс, который может привести к нарушениям психического состояния из-за пережитого шока.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью. Анализируя понятие «ограниченные возможностями здоровья», важно выделить наличие изначальных морфо­функциональных нарушений.

У родителей детей с ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) (И. Е. Екжанова, Ю. В. Попов, А. И. Тащева, В. В. Ткачева, Е. В. Хорошева) наблюдается набор личностных характеристик, который соответствует проявлениям эмоционального выгорания [3].

В процессе развития эмоционального выгорания у родителей детей с ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) могут проявлятся следующие симптомы:

– Физические симптомы: нарушение сна (чаще всего, бессонница), проблемы с аппетитом; обострение хронических заболеваний; повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, головокружение, одышка; сексуальные дисфункции; снижение иммунной системы. Высокая мотивации к реабилитации ребёнка, даже при наличии признаков выгорания, заставляет родителей действовать активно, но за счет своих внутренних ресурсов, что негативно сказывается на их здоровье. Физические последствия стресса часто имеют длительный характер. Практика работы с семьями детей с ОВЗ показывает, что многие родители сталкиваются с заболеваниями, которые впервые проявляются в период активного лечения ребенка, то есть на фоне стресса.

– Эмоциональные симптомы: депрессивные проявления, включая чувство вины, подавленность, апатию, снижение самооценки, эмоциональную нестабильность, страхи и ощущение безнадежности; отсутствие жизненных перспектив; иногда агрессивное отношение к окружающим: недоверие, подозрительность, зависть, цинизм, конфликтность и нетолерантность; гнев и обида на медицинских работников. Депрессивные и агрессивные проявления могут быть нормальными реакциями на переживание горя. Однако затяжные депрессивные и агрессивные состояния могут указывать на патологию горя и быть связаны с процессом выгорания.

– Поведенческие симптомы: не принятие или игнорирование собственных потребностей, что приводит к истощению; неспособность выполнять свои обязанности или уклонение от них; снижение эффективности деятельности; повышенный страх не справится с рекомендациями специалистов; их инструкциями; возникновение или повышение зависимости от никотина и алкоголя; импульсивное эмоциональное поведение.

– Интеллектуальные симптомы: ригидность мышления, снижение концентрации внимания, уменьшение способности выполнять более сложные задачи.

– Социальные симптомы: ограничение общения, включая взаимодействие с друзьями и родственниками; потеря интереса к событиям вне семьи [7].

Таким образом, в силу большой эмоциональной и физической нагрузки родители в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, подвержены эмоциональному выгоранию, значительно затрудняющему возможность восстанавливаться.

В исследовании эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, значительный вклад внесла В. В. Ткачева. Она подчеркивает, что адекватное понимание родителями проблем своего ребенка (включая его дефекта, адаптацию, будущее трудоустройства и личную жизнь) возможно лишь при снижении уровня фрустрирующего воздействия эмоционального стресса, который испытывают родители [6].

В. З. Кантор, Н. В. Немирова, А. С. Филатов также отмечают, что восприятие родителями проблем ребенка оказывает значительное влияние на его реабилитационный потенциал. Из представленного обзора следует, что профилактика эмоционального выгорания у родителей детей с ОВЗ является необходимостью. Такие семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, которое включает помощь в освоении методов взаимодействия с ребенком с ОВЗ, а также в формировании активной жизненной позиции и адекватного восприятия своего ребенка, включая вовлечение родителей в жизнь ребенка [7].

В. В. Ткачева считает, что в процессе коррекционной и профилактической работы с родителями детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании психолог должен решать следующие задачи:

– Коррекция поведения матери, направленная на изменение неконструктивного стиля воспитания;

– Обучение родителей пониманию проблемы, включая принятие ситуации и методов работы с ней;

– Коррекция взаимоотношений с ребенком и формирование правильных эмоциональных реакций;

– Коррекция внутреннего психологического состояния родителей: обучение принятию своего ребенка и радости от его «маленьких» успехов [8].

Таким образом, важно осознавать, что психологическая помощь родителям детей с ОВЗ при эмоциональном выгорании должна быть комплексной, направленной на обеспечение полноценного психологического и физического благополучия как родителей, так и их детей.

Литература:

  1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / Бойко, В. В. — Санкт-Петербург: СПб., 1999. — 105 c. — Текст: непосредственный;
  2. Вилюнас, В. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Вилюнас, В.. — Москва: Прсовящение, 2007. — 496 c. — Текст: непосредственный;
  3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Водопьянова, Е. Н. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 299 c. — Текст: непосредственный;
  4. Ефимова, И. Н. Роль системного профиля мотивации в развитии родительского выгорания / И. Н. Ефимова. — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sistemnogo-profilya-motivatsii-v-razvitii-roditelskogo-vygoraniya;
  5. Захарова, Д. А. Синдром эмоционального выгорания и принципы его коррекции / Д. А. Захарова — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-meditsine-i-printsipy-ego-korrektsii;
  6. Коческова, З. А. Теоретические основы исследования эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / З. А. Коческова — Текст: электронный // КиберЛенинка: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-emotsionalnogo-vygoraniya-u-materey-vospityvayuschih-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami;
  7. Микляевой, Н. В. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов вузов / Н. В. Микляевой. — Москва: Форум, 2021. — 256 c. — Текст: непосредственный;
  8. Чутко, Л. С. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания / Л. С. Чутко, А. В. Рожкова, С. Ю. Сурушкина, Т. И. Анисимова, М. Д. Дидур — Текст: электронный // eLIBRARY: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36957512.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, ограниченная возможность здоровья, ребенок, родитель детей, родитель, эмоциональное истощение, активная жизненная позиция, потеря интереса, процесс возникновения выгорания, психолого-педагогическое сопровождение.


Ключевые слова

профилактика, дети с ограниченными возможностями здоровья, практические методы, эмоциональное выгорание, выгорание родителей, компоненты выгорания родителей

Похожие статьи

Задать вопрос