Развитие 4К-компетенций и интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (547) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 29.11.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Строкова, О. Н. Развитие 4К-компетенций и интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой / О. Н. Строкова, С. В. Кудашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119791/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья раскрывает значимость развития 4К-компетенций в процессе ознакомления с художественной литературой.

Ключевые слова: 4К-компетенции, художественная литература.

Всем известно, что художественная литература является эффективным и доказанным инструментом воспитания: умственного, нравственного и эстетического. В особенности, это касается воспитания детей. Художественная литература всесторонне развивает ребенка и обогащает его словарный запас, помогая усвоить качественно новые мыслительные категории.

В наши дни актуальной остается проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, и эта проблема наиболее заметна в деятельности воспитателя. Современный воспитатель во время занятий сталкивается с проблемой восприятия детьми классической детской художественной литературы, потому что почти каждая семья отдает предпочтение компьютеру и другим цифровым технологиям, которые лишь создают иллюзию помощи в развитии ребенка.

Исходя из вышесказанного, современная педагогика вынуждена столкнуться с переосмыслением нравственных ориентиров воспитательной системы. Особенно это касается системы воспитания дошкольного детства, т. к. именно в этот период происходит формирование системы ценностей у ребенка, знакомство с моралью, зарождение интересов и склонностей к определенным сферам деятельности. Важным аспектом воспитания становится развитие 4К-компетенций, к которым в наши дни следует уделять особое внимание. Педагог также помогает ребенку овладеть народным наследием и пробудить интерес к художественной литературы. В. А. Сухомлинский писал, что «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Наш педагогический опыт знакомства дошкольников с художественной литературой показывает, что в занятиях необходимо затрагивать более глубокие пласты культурного наследия, что требует больше времени и использования более интерактивных методов проведения занятий. Эта потребность вызвана также и обострением проблемы уровня начитанности новых поколений в целом. Знакомство дошкольников с художественной литературой не только вызывает у них радость, эмоциональное и творческое вдохновение, но и помогает на глубоком, практически подсознательном уровне, воспринять ритмику и поэтику русского языка и менталитет русской культуры.

Развитие критического мышления ребенка невозможно представить без постоянного взаимодействия с художественной литературой. В первую очередь книга является для ребенка источником знаний. Знакомясь с сюжетом, с характерами отдельных героев, их мотивами и поступками, ребенок учится выстраивать причинно-следственные связи. Таким образом, литература дает детям основное представление о жизни общества и об устройстве природы. Благодаря знакомству с книгой ребенок учится правильно коммуницировать и определять средства речевой выразительности.

Художественная литература помогает улучшить воображение ребенка и обогатить спектр его эмоций. Понимание собственных эмоций так же играет важную роль в развитии ребенка, и именно художественная литература знакомит дошкольника с первыми инструментами для самопознания, регулирования своих чувств и эмоций, а также позволяет научиться понимать эмоции других людей в процессе общения. Таким образом, детская художественная литература, как современная, так и классическая, помогают ребенку освоить базовые навыки коммуникации.

Коммуникативные навыки нельзя представить без развития речи. Практика использования художественной литературы в воспитании детей показывает, что через книги и готовые литературные формы ребенок запоминает новые выражения, знакомится со средствами художественной выразительности и обогащает свой словарный запас. Первые прочитанные диалоги дают ребенку представление о беседе и правилах общения, или демонстрируют примеры нарушения норм поведения в процессе общения с собеседником.

Также художественная литература крайне благоприятно способствует эффективному развитию креативности у ребенка. Через вымышленные сюжеты и знакомство с различными персонажами, часто это бывают антропоморфные животные, дети учатся образному мышлению. Художественная литература непосредственно расширяет кругозор ребенка и помогает ему сформировать собственное видение мира. Таким образом, дети могут использовать свои креативные навыки при воссоздании сюжетов литературы во время творческих занятий и предлагать свои решения для реализации художественного произведения. Ребенок, хорошо знакомый с художественной литературой, способен выражать себя доступными ему креативными способами.

Дети могут придумывать свои собственные истории на основе прочитанных книг. Они также могут рисовать иллюстрации к книгам и создавать театральные постановки по мотивам произведений.

В наши дни современный мир предлагает нам множество технологий, которые развиваются со стремительной скоростью. Это может отвлекать детей от классических видов досуга, которые крайне важны для развития личности ребенка. Для современной педагогики важно не только научить детей читать, но и привить им интерес к книге. Ребенок должен быть заинтересован в чтении как в виде досуга, так в виде обучения. Необходимо показать детям преимущества чтения художественной литературы. В этом контексте развитие 4К-компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникация и командная работа) становится особенно актуальным.

Именно развитие 4К-компетенций позволяет детям добиваться успехов в различных сферах в будущем. Они учатся анализу информации, генерации новых, нестандартных идей, общению с другими людьми и работе в команде. Такие навыки позволят детям лучше адаптироваться к школе, также помогут ориентироваться в нарастающем социальном взаимодействии.

Важно подчеркнуть, что ознакомление с художественной литературой и развитие 4К-компетенций — это два взаимосвязанных процесса, которые не могут применяться в воспитании детей обособленно друг от друга. Любой способ развития 4К-компетенция подкрепляет интерес детей к книге как способу взаимодействия с внешним миром, инструментов приобщения к обществу. В свою очередь, любой формат ознакомления с художественной литературой играет важную роль в развитии 4К-компетенций.

Например, как мы уже писали, художественная литература наделяет ребенка определенными речевыми формулами, знакомит его с мотивами героев, что развивает как критическое мышление, так и коммуникативные навыки. Дети учатся анализировать характеры героев, их поступки и мотивы. Они также учатся оценивать достоверность информации и делать выводы.

Работа в команде также является неотъемлемой частью знакомства ребенка с художественной литературой во время занятий в детском саду. Дети могут участвовать в обсуждении книг с друзьями и родителями. Они также могут применять свои навыки в литературных конкурсах и фестивалях. Эффективным инструментом станут совместные задания для детей по сюжетам книг. Они также могут создавать коллективные проекты по мотивам прочитанных произведений.

Для того чтобы развитие 4К-компетенций и интереса к книге было продуктивным, необходимо использовать разнообразные методы и приёмы, например:

1) чтение вслух — помогает детям лучше понять содержание книги и её героев, способствует развитию речи и образного мышления;

2) проведение беседы о произведении. После прочтения книги необходимо поговорить о ней. Дети могут ответить на вопросы о содержании книги, её героях и их поступках и последствиях. Можно предложить детям сделать самостоятельные выводы о прочитанном;

3) постановка театрализованных представлений. Данный метод позволяет детям проявить свою креативность и актёрские способности. Она также помогает им лучше понять характеры героев и их мотивы;

4) рисование иллюстраций к книгам — помогает детям выразить свои эмоции и впечатления от прочитанного произведения и развивает мелкую моторику;

5) создание коллективных проектов по мотивам прочитанных книг помогает детям работать в команде и проявлять свою креативность;

6) участие в литературных конкурсах и фестивалях помогает детям развивать свои творческие способности и уверенность в себе, так дети приобретают важный навык выступления на публике;

7) использование современных технологий: интерактивные книги и приложения. Данный метод помогает сделать процесс ознакомления с художественной литературой более интересным и увлекательным, что позволяет дольше удержать внимание детей;

8) взаимодействие с родителями помогает создать положительную атмосферу для развития 4К-компетенций и интереса к книге у детей. Дополнительная польза от данного метода — налаживание благоприятной атмосферы в семье. Родители могут читать детям книги, обсуждать с ними прочитанное и помогать им выполнять задания.

Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте происходит первичная ориентация детей в мире художественной литературы, возникают предпочтения в чтении, а также вырабатывается избирательное отношение как к уже прочитанным, так к новым книгам. Эти процессы тесно взаимосвязаны с развитием 4К-компетенций у детей, поэтому должны учитываться вместе при воспитании ребенка. На данный момент это является одним из главных аспектов современной педагогики.

Так, художественная литература способна развить не только эстетический вкус ребенка, но и критическое мышление, коммуникативные навыки, креативность и умение работать в команде.

Литература:

  1. Авдеенко Н. А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. — 2018
  2. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений». — М.: 2018
  3. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И.Н., Тараканова. — Волгоград: Учитель, 2011
  4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — М.: Корпорация «Российский учебник», 2019
  5. Намаконов И. Креативность. — М., 2020
Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, ребенок, книга, воспитание детей, критическое мышление, развитие, современная педагогика, детская художественная литература, дошкольный возраст, образное мышление.


Ключевые слова

художественная литература, 4К-компетенции

Похожие статьи

Задать вопрос