Наставник не должен гордится своим опытом работы, нужно уметь опытному педагогу передавать опыт молодому поколению.
К. Д. Ушинский
Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и берет свое начало от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С тех времен появился термин «ментор» или «наставник». Под определением понимался мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество стало ассоциироваться с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, и часто являющимся образцом для подражания.
Долгое время наставничество понималось в форме профессионального обучения или подмастерья (мастер-ученик) [5].
«Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [3].
С давних времен философы пытались определить основные задачи деятельности наставника. Платон считал, что воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В понимании Сократа, наставник способен пробудить духовную силу ученика, заставить его заглянуть в себя, способствовать рождению собственной мысли и нахождению истины. Жан-Жак Руссо говорил, что главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником. Дэвид Клаттербак особо выделяет умение наставника совместить в себе роли родителя и сверстника с целью сопровождения молодой личности на переходном этапе её развития и определяет наставника как «человека, обладающего опытом, готового делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия». Наставничество, по его мнению, совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности [6].
Педагоги второй половины прошлого столетия М. Ф. Зарецкий и Н. М. Таланчук полагали, что в задачи наставника входит наставление другого на путь истины и передача своего жизненного и профессионального опыта младшему поколению [4].
Наставничество как форму воспитательной работы с молодым поколением, которая направлена на нравственное и профессиональное его развитие определил кандидат педагогических наук, автор книги «Наставник и педагогика» Михаил Федорович Зарецкий [4].
В начале XX века о проблемах наставничества рассуждал К. Д. Ушинский, он считал, что наставник не должен хвалиться своим опытом работы, нужно уметь опытному педагогу передать опыт молодому поколению.
Государственные деятели Советского Союза говорили о необходимости введения института наставничества на производстве и в учебных заведениях. Указывали на значимость данного вида деятельности для образования. Правительственные и государственные документы отмечают роль наставников не только как кадровых рабочих, обладающих высоким мастерством, обширным жизненным опытом, но и как талантливых педагогов [2].
Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».
Знание психологических особенностей, интересов, взглядов, убеждений, темперамента и характера крайне важно для наставника при взаимодействии с учеником. По словам К. Д. Ушинского, «воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями; во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью…» [1].
Ключ к успеху наставников лежит в умении строить отношения на доверии и взаимопонимании. Они создают безопасное пространство, где наставляемые могут открыто выражать свои идеи и сомнения. Это требует не только глубоких знаний, но и чуткости, умения слушать и поддерживать.
Наставники также должны быть готовы к постоянному обучению. Они понимают, что мир не стоит на месте, и лишь те, кто готов адаптироваться, смогут оставаться на гребне волны. Используя современные технологии и нестандартные подходы, такие наставники вдохновляют молодежь на достижение высоких целей.
Наставники активно используют возможности сетевого взаимодействия. Виртуальные платформы и социальные сети позволяют им расширять границы своего влияния и находить единомышленников по всему миру. Наставники нового поколения также активно интегрируют технологии в образовательный процесс. Использование мобильных приложений и онлайн-курсов позволяет обучающимся получать знания в удобное для них время и в комфортной атмосфере.
Наставники активно используют методы геймификации, что делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Игровые элементы способствуют вовлеченности учащихся и создают дух соревнования, что значительно увеличивает мотивацию к обучению.
Благодаря таким подходам, учащиеся не только осваивают теоретические знания, но и развивают практические навыки, необходимые в реальной жизни.
Секреты их успеха заключаются в искренней вере в своих подопечных, гибкости в подходах и неиссякаемом желании развиваться вместе. Наставничество становится не просто профессией, а искусством, которое формирует будущее.
Таким образом, наставники нового поколения формируют целостную экосистему, в которой идеи, знания и человеческие качества взаимосвязаны. Они не только обучают, но и вдохновляют, создавая новое поколение лидеров, готовых к вызовам современности.
Литература:
1. Бутенко, В. С. Бутенко О. С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации / В. С. Бутенко, О. С. Бутенко. — Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». 2012. № 4 248–255 с. https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-nepreryvnogo-obrazovaniya-i-professionalnoy-samorealizatsii (дата обращения 18.10.2024)
2. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — Москва: Академия, 2008. — 343 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). — ISBN 978–5-7695–4652–5. — Текст: непосредственный.
3. Зарецкий, М. Ф. Наставник и педагогика: методическое пособие в помощь лектору / М. Ф. Зарецкий. — Ленинград: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация, 1976.- 16 с. — Текст: непосредственный.
4. Нугуманова, Л. Н. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. — 2-е изд. доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.- Текст: непосредственный.
5. Рай, Л. Развитие навыков эффективного общения: / Л. Рай.- Москва: Питер, 2002. — 231 с. — ISBN: 5–318–0747–3. — Текст: непосредственный.