Наставничество как основа профессионального развития педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абраменко, И. М. Наставничество как основа профессионального развития педагога / И. М. Абраменко, Д. А. Бондарева, А. Ю. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 197-198. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119741/ (дата обращения: 16.01.2025).



Наставник не должен гордится своим опытом работы, нужно уметь опытному педагогу передавать опыт молодому поколению.

К. Д. Ушинский

Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию и берет свое начало от имени Ментор. Так звали наставника Телемаха, сына Одиссея. С тех времен появился термин «ментор» или «наставник». Под определением понимался мудрый советчик, пользующийся всеобщим доверием, а наставничество стало ассоциироваться с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, и часто являющимся образцом для подражания.

Долгое время наставничество понималось в форме профессионального обучения или подмастерья (мастер-ученик) [5].

«Наставничество — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником» [3].

С давних времен философы пытались определить основные задачи деятельности наставника. Платон считал, что воспитание надо начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В понимании Сократа, наставник способен пробудить духовную силу ученика, заставить его заглянуть в себя, способствовать рождению собственной мысли и нахождению истины. Жан-Жак Руссо говорил, что главное и наиболее сложное искусство наставника — уметь ничего не делать с учеником. Дэвид Клаттербак особо выделяет умение наставника совместить в себе роли родителя и сверстника с целью сопровождения молодой личности на переходном этапе её развития и определяет наставника как «человека, обладающего опытом, готового делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия». Наставничество, по его мнению, совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности [6].

Педагоги второй половины прошлого столетия М. Ф. Зарецкий и Н. М. Таланчук полагали, что в задачи наставника входит наставление другого на путь истины и передача своего жизненного и профессионального опыта младшему поколению [4].

Наставничество как форму воспитательной работы с молодым поколением, которая направлена на нравственное и профессиональное его развитие определил кандидат педагогических наук, автор книги «Наставник и педагогика» Михаил Федорович Зарецкий [4].

В начале XX века о проблемах наставничества рассуждал К. Д. Ушинский, он считал, что наставник не должен хвалиться своим опытом работы, нужно уметь опытному педагогу передать опыт молодому поколению.

Государственные деятели Советского Союза говорили о необходимости введения института наставничества на производстве и в учебных заведениях. Указывали на значимость данного вида деятельности для образования. Правительственные и государственные документы отмечают роль наставников не только как кадровых рабочих, обладающих высоким мастерством, обширным жизненным опытом, но и как талантливых педагогов [2].

Актуальность внедрения системы наставничества неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента Российской Федерации В. В. Путина: «Считаю необходимым подумать, как нам возродить институт наставничества. Многие из тех, кто сегодня успешно трудится на производстве, уже проходили эту школу, и сегодня нам нужны современные формы передачи опыта на предприятиях».

Знание психологических особенностей, интересов, взглядов, убеждений, темперамента и характера крайне важно для наставника при взаимодействии с учеником. По словам К. Д. Ушинского, «воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями; во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью…» [1].

Ключ к успеху наставников лежит в умении строить отношения на доверии и взаимопонимании. Они создают безопасное пространство, где наставляемые могут открыто выражать свои идеи и сомнения. Это требует не только глубоких знаний, но и чуткости, умения слушать и поддерживать.

Наставники также должны быть готовы к постоянному обучению. Они понимают, что мир не стоит на месте, и лишь те, кто готов адаптироваться, смогут оставаться на гребне волны. Используя современные технологии и нестандартные подходы, такие наставники вдохновляют молодежь на достижение высоких целей.

Наставники активно используют возможности сетевого взаимодействия. Виртуальные платформы и социальные сети позволяют им расширять границы своего влияния и находить единомышленников по всему миру. Наставники нового поколения также активно интегрируют технологии в образовательный процесс. Использование мобильных приложений и онлайн-курсов позволяет обучающимся получать знания в удобное для них время и в комфортной атмосфере.

Наставники активно используют методы геймификации, что делает процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Игровые элементы способствуют вовлеченности учащихся и создают дух соревнования, что значительно увеличивает мотивацию к обучению.

Благодаря таким подходам, учащиеся не только осваивают теоретические знания, но и развивают практические навыки, необходимые в реальной жизни.

Секреты их успеха заключаются в искренней вере в своих подопечных, гибкости в подходах и неиссякаемом желании развиваться вместе. Наставничество становится не просто профессией, а искусством, которое формирует будущее.

Таким образом, наставники нового поколения формируют целостную экосистему, в которой идеи, знания и человеческие качества взаимосвязаны. Они не только обучают, но и вдохновляют, создавая новое поколение лидеров, готовых к вызовам современности.

Литература:

1. Бутенко, В. С. Бутенко О. С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации / В. С. Бутенко, О. С. Бутенко. — Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». 2012. № 4 248–255 с. https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-nepreryvnogo-obrazovaniya-i-professionalnoy-samorealizatsii (дата обращения 18.10.2024)

2. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — Москва: Академия, 2008. — 343 с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). — ISBN 978–5-7695–4652–5. — Текст: непосредственный.

3. Зарецкий, М. Ф. Наставник и педагогика: методическое пособие в помощь лектору / М. Ф. Зарецкий. — Ленинград: О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация, 1976.- 16 с. — Текст: непосредственный.

4. Нугуманова, Л. Н. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. — 2-е изд. доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.- Текст: непосредственный.

5. Рай, Л. Развитие навыков эффективного общения: / Л. Рай.- Москва: Питер, 2002. — 231 с. — ISBN: 5–318–0747–3. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): наставник, молодое поколение, Зарецкий, знание, наставник нового поколения, наставничество, опыт работы, опытный педагог.


Похожие статьи

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

Семья как основа эстетического воспитания

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проектная деятельность как средство формирования гражданской ответственности

Нравственное воспитание как основа становления личности

Проектная технология как средство повышения качества образования школьников

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Роль педагогической практики в подготовке будущего учителя биологии

Похожие статьи

Наставничество как условие профессионального становления начинающих педагогов

Наставничество как один из аспектов непрерывного роста профессионального мастерства современных педагогов

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника

Семья как основа эстетического воспитания

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проектная деятельность как средство формирования гражданской ответственности

Нравственное воспитание как основа становления личности

Проектная технология как средство повышения качества образования школьников

Взаимодействие методической службы с педагогом как условие развития его профессиональной компетенции

Роль педагогической практики в подготовке будущего учителя биологии

Задать вопрос