В статье анализируются критерии отнесения информации к рекламе с юридической точки зрения, а также особенности разграничения сведений информационного и рекламного характера.
Ключевые слова: критерии отнесения информации к рекламе, признаки рекламы, реклама, сведения, носящие информационный характер.
В настоящее время понятие рекламы в Российской Федерации закреплено на законодательном уровне в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе). Так, согласно статье 3 указанного закона реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке [1, ст. 3].
На основе вышеуказанного понятия можно выявить основные признаки рекламы в юридическом смысле этого слова.
Первым и одним из ключевых признаков рекламы является распространение ее любыми способами, в любой форме и с использованием любых средств. Это значит, что законодатель в данном случае не ограничивает рекламораспространителя какими-то конкретными способами распространения рекламы. Реклама может быть распространена как угодно, будь то размещение информации на рекламных стендах, общественном транспорте, на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или же доведение информации до потребителя посредством телефонных звонков, отправки смс-сообщений, трансляции ее в радио-, телепрограммах. Таким образом, выбор метода распространения рекламы законодатель оставляет на усмотрение рекламораспространителя.
Вторым неотъемлемым критерием отнесения информации к рекламе является адресация ее неопределенному кругу лиц. То есть, исходя из законодательно закрепленного понятия рекламы, можно сделать вывод о том, что доступ к рекламе должно иметь большое количество потребителей, иначе такая информация будет носить исключительно информационный характер.
Последним и, как представляется, наиболее важным критерием отнесения информации к рекламе в юридическом смысле является то, что любая рекламная информация должна содержать в себе объект рекламирования, непосредственно к которому формируется интерес у потребителя. Понятие объекта рекламирования также закреплено в статье 3 Закона о рекламе. Объектом рекламирования может выступать любой товар, работа, а также услуга.
Для признания информации рекламой, присутствовать в ней должны все вышеуказанные признаки, в противном случае такая информация рекламой считаться не будет и, как следствие, не будет подпадать под действие Закона о рекламе.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее — ФАС России) и ее территориальные органы [1, ст. 33]. ФАС России также уполномочена на дачу разъяснений по вопросам применения рекламного законодательства.
Так, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ведомство дало некоторые разъяснения относительно того, какую информацию следует признавать рекламной. ФАС России подчеркнуло «к рекламе не относятся справочно-информационные и аналитические материалы: обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний [2]». Это прежде всего связано с тем, что в такого рода материалах отсутствует объект рекламирования, как неотъемлемый признак рекламы. Такие материалы публикуются в первую очередь для доведения до потребителей информации справочного характера, они не преследуют цели продвижения товаров, работ, услуг на соответствующем рынке.
Также не будет считаться рекламой информация, распространяемая на официальном сайте производителя соответствующего товара в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в его социальных сетях [3]. Такая информация предназначена для информирования посетителей соответствующих сайтов об ассортименте товаров, оказываемых услугах, выполняемых работах. Это же касается информации, размещаемой продавцом в месте нахождения организации, поскольку в данном случае отсутствует не только объект рекламирования, но и адресация неопределенному кругу лиц, так как данную информацию могут увидеть непосредственно посетители организации. Более того, в силу законодательства Российской Федерации [4], доведение данной информации до сведения потребителя обязательно, в противном случае ее неразмещение будет являться нарушением действующего законодательства со стороны продавца соответствующего товара.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что не вся информация с юридической точки зрения может считаться рекламой. Законодатель четко определил критерии рекламной информации, в совокупности при наличии которых соответствующая информация будет регулироваться рекламным законодательством. Перечисленные в настоящей статье критерии также являются обязательными при рассмотрении вопроса о возбуждении дела о нарушении рекламного законодательства. В случае, если антимонопольным органом будет установлено, что информация не обладает всеми признаками рекламы, в возбуждении дела о нарушении рекламного законодательства Российской Федерации будет отказано.
Литература:
- О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1232.
- ФАС уточнила, какая информация признается рекламой / ФАС России. — Текст: электронный // ФАС России: [сайт]. — URL: https://fas.gov.ru/news/32269 (дата обращения: 16.11.2024).
- Письмо ФАС России от 27 апреля 2023 года № 08/32849/23 «Об информации в сети «Интернет». — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457902/ (дата обращения: 16.11.2024).
- О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 140.