Тренды взаимного воздействия маркетинговых коммуникаций, процессов внутри компании и внешних факторов деятельности компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.11.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Тихонова, Д. Н. Тренды взаимного воздействия маркетинговых коммуникаций, процессов внутри компании и внешних факторов деятельности компании / Д. Н. Тихонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 458-461. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119371/ (дата обращения: 16.12.2024).



Маркетинговые коммуникации являются неотъемлемой частью деятельности любой организации и неразрывно связаны с целым рядом процессов, которые в них происходят. В данной статье рассмотрим ключевые тренды в аспектах, наибольшим образом влияющим на маркетинг организации, а также проанализируем, как специфика разных организаций влияет на реализацию маркетинговых активностей в этих аспектах.

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, аналитика, управление персоналом, бренд работодателя, развитие компетенций, реакция на общественно значимые события.

Маркетинговые коммуникации в широком смысле понимают систему коммуникаций в самых разных форматах и источниках, которая направлена на достижение установленных организацией целей. Маркетинговые коммуникации, во-первых, действуют в единой системе, симбиозе, а во-вторых, неразрывно связаны практически со всеми остальными процессами, происходящими в организации. Форма, подача и частота маркетинговых сообщений воздействует и на продажи, социальную повестку, бренд работодателя, управление репутацией и так далее — и наоборот, все эти процессы также воздействуют на маркетинговые коммуникации, работая в единой системе внутри одной организации, холдинга или группы компаний. Не станем забывать и о внешних факторах влияния — маркетинг всегда быстро реагирует на изменения окружающей обстановки вокруг себя и предлагает соответствующие каналы коммуникации.

Карпухин В. С. [6] в своей статье, например, отмечает важность влияния аналитики на стратегический маркетинг — аналитика по рынку может выступать в качестве источника данных для маркетинговых активностей (сегментация под определенные группы целевых аудиторий, корректировка сообщений согласно постоянно меняющимся предпочтениям потребителя и так далее). Внутренняя аналитика компании может выступать в качестве источника инфоповодов для повышения публичности и экспертности компании, и даже стать небольшим исследовательским центром внутри организации.

Внешние социальные и политические обстоятельства могут также оказывать влияние на маркетинг внутри организации. Давыдова А. М. [2] в статье отмечает, что в условиях перемен возникают совершенно новые течения и тенденции в маркетинге, что отмечено явлениями повышения спроса на определенный вид контента — в частности, во время пандемии короновируса был отмечен существенный рост интернет-активности в целом и использования онлайн-ресурсов для образования и совершения покупок, а маркетинговым коммуникациям пришлось перестроиться в сторону большего использования онлайн-форматов.

Самые разные формы маркетинговой активности влияют и на работу самой организации — например, Землянная А. С., Савостин Д. А. [3] в своей статье рассмотрели влияние event-маркетинга на совокупность активов и обязательств бренда. В процессе мероприятий потребитель — потенциальный и существующий — формирует образ бренда и свое субъективное отношение к нему, что непосредственно отражается на позиционировании данного бренда в целом. Поэтому крупные организации в самых разных секторах экономики — будь то коммерческие или некоммерческие и государственные организации — уделяют особое внимание событийному маркетингу и проводят мероприятия либо для своих клиентов и акционеров, либо для участников социальных проектов.

Маркетинг неразрывно связан и с корпоративным управлением, в частности влияя на внутренние коммуникации в компании. Стазаева И. В., Лазарева А. С. [9] отмечают в своей работе на примере работы производственного предприятия, пример внедрения комплексной системы оценки работы. Каждый компонент в данной системе влияет на эффективность общих показателей управления персоналом — в том числе и управление маркетинговыми проектами. Чем успешнее происходит реализация проектов, тем эффективнее работает вся структура организации.

На управление персоналом и маркетинг влияет еще один фактор — цифровизация и использование искусственного интеллекта. Данные цифровые решения упрощают работу с данными, которые могут быть актуальны как для внутренних потребностей анализа и оценки персонала, так и для внешних маркетинговых коммуникаций и анализа аудитории. Пример такого комплексного цифрового решения был приведен в статье Пичугина Ю. П. [7] Данное решение было направлено на оценку рисков устойчивого развития, а данная концепция напрямую влияет на процесс организации маркетинговых активностей.

Касаясь вопроса управления персоналом организации, мы не можем не рассмотреть сферу пересечения маркетинга и HR — управление брендом работодателя, то есть тем как компания себя позиционирует с точки зрения места работы для потенциальных сотрудников. В статье Бацулина Ю. Г. [1] отмечено, что ключевыми тезисами продвижения бренда работодателя должны в первую очередь стать продвижения ценностей компании и принципы, упомянуто, что для данной цели необходимо использовать все доступные инструменты взаимодействия с потенциальными сотрудниками — рассылки по электронной почте, публикации в социальных сетях, размещение имиджевых и других презентационных роликах на видеохостингах и так далее.

Шендель Т. В., Галайко М. В. [11] более детально рассмотрели в статье структуру бренда работодателя и отметили, что внешние коммуникации в части бренда работодателя влияют также и на восприятие компании на рынке от лица других компаний — таким образом целевая аудитория маркетинговых коммуникаций в сфере продвижения компании-работодателя ориентирована не только на аудиторию потенциальных сотрудников, но и аудиторию управленцев компаний в той же отрасли или в смежных сферах.

Плотников А. В., Иванова А. Н., Боровых К. О., Ощепков А. М. [8] рассмотрели детально другую связанную с брендом работодателя тему — управление репутацией компании в интернете. В статье отмечено, что недостаточный уровень коммуникации и устаревший интерфейс напрямую влияют на репутацию компании в интернете. Именно поэтому активная работа над подготовкой и реализацией маркетинговых сообщений по самым разным темам, а также разработка и актуализация дизайна, удовлетворяющая потребностям целевой аудитории — потребителям компании, являются факторами построения репутации компании онлайн.

Гадрахманов А. Р., Габдрахманова А. В. [4] в статье рассматривают связанную с брендом работодателя тему оценки персонала в организации. В статье упомянут ряд методов, актуальных на сегодняшний день — опросы, тестирования, проективные методики, а также оценка персонала на рабочем месте. Все эти методы способны показать, как эффективность работы конкретного сотрудника или компании, так и наличие или отсутствие условий для реализации возможностей, знаний и умений сотрудников. Данные, полученные в результате оценки можно использовать как внутри для решения организационных задач (поиск, перемещение или увольнение сотрудников, распределение задач на рабочем месте и так далее), так и для внешних коммуникаций (позиционирование положительных черт сотрудников компании, трансляция отличительных особенностей корпоративной культуры.

В части оценки персонала выступают еще две важные для маркетинговых коммуникаций темы — формирование специализированных компетенций для работников маркетингового подразделения и значении этих коммуникативных компетенций. Данные аспекты рассмотрели в статье Грязнов С. А., Кузнецов М. И. [5] — в качестве ключевых компетенций для развития работника они отметили в том числе навыки эффективной коммуникации и стрессоустойчивость. Турсунов Х. [10] отмечает в статье, что коммуникативные компетенции важны и в интернациональном взаимодействии — они обеспечивают не только верную интерпретацию сообщений, но и донесение правильной позиции со стороны акторов коммуникационного процесса друг для друга.

Рассмотрев аспекты взаимодействия маркетинговых коммуникаций с другими сферами работы организации и внешними обстоятельствами, мы можем выделить ряд наиболее актуальных смежных сфер влияния маркетинга и бизнеса:

  1. Аналитика и большие данные.
  2. Внешние социальные и политические обстоятельства.
  3. Бренд работодателя.
  4. Управление персоналом организации.
  5. Цифровизация бизнеса.
  6. Развитие компетенций работников маркетингового подразделения.

Опираясь на данные аспекты, рассмотрим маркетинговые активности и изменения компаний в разных сферах деятельности и выявим отличительные и общие черты взаимодействия и использования маркетинговым подразделением различных возможностей. Подробнее опишем каждую компанию в Таблице 1.

Таблица 1

Взаимодействие маркетинга компаний в разных сферах с ключевыми аспектами бизнеса и окружающей действительности

Компания/Аспект взаимодействия

Аналитика

Внешние социальные и политические условия

Бренд работодателя

Управление персоналом организации

Цифровизация бизнеса

Развитие компетенций

Некоммерческая государственная организация: Движение Первых [12]

Публикации о результатах деятельности движения

Адаптация, освещение остро социальных проектов

Карьерный трек для участников социальных проектов — Акселератор

Использование концепции подбора по ценностям

Современные веб-сайты и интеграция с партнерами в цифровой среде

Корпоративный университет

Волонтерская организация: Ассоциация волонтерских центров [13]

Публикации о результатах деятельности

Вся повестка зависит от социальных условий и ориентирована на решение проблем общества

Позиционирование не определено

Позиционирование не определено

Использование цифровой платформы подбора волонтеров

Не определено

Видеохостинг: RUTUBE [14]

Регулярные публикации о количестве зрителей

Разработка концентрируется на общих трендах масс-медиа

Представлен на площадках подбора

Отсутствует позиционирование

Публикации о технических особенностях платформы

Отсутствует позиционирование

B2B-компания, коммерческая организация: Detech Group [15]

Исследования на основе данных

Актуализация набора продуктов, публикация исследований

Транслируется в социальных сетях и на площадках подбора

Отвечает потребностям организации внутри

Среди продуктов — полноценные цифровые платформы

Внутреннее обучение в рамках тренингов и вебинаров

По результатам анализа мы видим, что формат взаимодействие маркетинговых подразделений в разных организациях с другими сферами отличается в зависимости от специфики самой организации.

Для некоммерческих государственных организаций характерен полный цикл реакции на изменения в указанных сферах — использование аналитических данных для публикации результатов и достигнутых социальных целей, адаптация к внешним социально-политическим условиям, активное развитие бренда работодателя и закладывание ключевой ценностной повестки даже в подбор и адаптацию персонала, расширенное использование образовательных программ для сотрудников и быстрая реакция на меняющуюся сферу цифровизации.

Волонтерские организации отличаются чуть меньшей реакцией на происходящие изменения — они также активно используют аналитику в маркетинговых коммуникациях и подстраивают свою деятельность и коммуникации под существующую общественную повестку, однако во внешнем и внутреннем взаимодействии упущены такие аспекты как бренд работодателя, управление персоналом и развитие компетенций.

С другой стороны, медийные организации, например, видеохостинги , в меньшей степени открыты к публикации аналитических данных, а также ограниченно опираются в коммуникациях на повестку. В сфере работы с персоналом такие организации редко транслируют свое позиционирование в маркетинговых коммуникациях, а информация о бренде работодателя размещена только на платформах с вакансиями с целью подбора.

Коммерческие B2B компании наиболее активно реагируют на все указанные сферы. Мы видим, что именно в таких организациях в ответ на изменения публикуются полноценные исследования, а в части позиционирования в качестве бренда работодателя чаще используется омниканальный формат взаимодействия.

Таким образом, мы выяснили, что маркетинговые коммуникации неразрывно связаны с целым спектром сфер деятельности организации и внешней повестки. Особенно активную реакцию на данные аспекты показывают крупные государственные компании и коммерческие организации, в частности, на рынке В2В.

Литература:

  1. Бацулин Ю. Г. Управление брендом работодателя // Гуманитарный научный журнал. — 2021. — № 3. — С. 75–79.
  2. Давыдова А. М. Влияние пандемии COVID-19 на маркетинг в организации // Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 5 (45). С. 62–65.
  3. Землянная А. С., Савостин Д. А. Влияние событийного маркетинга на капитал бренда // Journal of Economy and Business. — 2020. — № 6(64). — С. 100–103.
  4. Гадрахманов А. Р., Габдрахманова А. В. Современные методы оценки персонала в организации // Уфимский университет науки и технологий, Уфа, Россия.
  5. Грязнов С. А., Кузнецов М. И. О значении формирования профессиональных компетенций // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2023. № 11–2 (86). — С. 202–205.
  6. Карпухин В. С. Влияние аналитики на стратегический маркетинг // Journal of Economy and Business. — 2020. — № 5–3 (63). С. 30–33.
  7. Пичугин Ю. П. Цифровизация и ИИ-решения оценки рисков в области устойчивого развития компаний в мировой и отечественной практике // Journal of Monetary Economics and Managemen. — 2024. — № 1. — С. 123–129.
  8. Плотников А. В., Иванова А. Н., Боровых К. О., Ощепков А. М. Управление репутацией компании в интернете: инструменты управления репутацией, их применение и оценка эффективности // Креативная экономика. — 2021. — № 10 Т. 15. — С. 3823–3835.
  9. Стазаева И. В., Лазарева А. С. Современные тренды развития корпоративного управления в России // Гуманитарный научный журнал. — 2023. — № 2 Т.1. — С. 3–13.
  10. Турсунов Х. Формирование коммуникативных компетенций // International scientific-practical conference on the topic of “Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages”. — 2022. — № 2 (20). — С. 189–193.
  11. Шендель Т. В., Галайко М. В. Бренд работодателя: понятие и структура // Эпоха науки. — 2020. — № 21. — С. 186–189.
  12. Интернет-ресурс: Движение Первых // pervye.ru [Электронный ресурс] — URL: https://oauth.pervye.ru (дата обращения 5.11.2024)
  13. Интернет-ресурс: Добро.рф // dobro.ru [Электронный ресурс] — URL: https://dobro.ru (дата обращения 5.11.2024)
  14. Интернет-ресурс: RUTUBE // rutube.ru [Электронный ресурс] — URL: https://rutube.ru (дата обращения 5.11.2024)
  15. Интернет-ресурс: Detech Group // detech-group.ru [Электронный ресурс] — URL: https://www.detech-group.ru
Основные термины (генерируются автоматически): бренд работодателя, коммуникация, данные, компания, маркетинговое подразделение, оценка персонала, персонал организации, развитие компетенций, управление персоналом, единая система.


Похожие статьи

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Обзор современных подходов к бизнес-процессам в организации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что бизнес-процессы являются основой в работе всех сотрудников компании, они содержат данные, которые обеспечивают и руководителей, и работников фирмы информацией. Бизнес-процессы необход...

Психология воздействия рекламной кампании на потребителя

В статье автор исследует психологию воздействия рекламной кампании на потребителя, выявляя важность учета психологических особенностей аудитории при разработке рекламных стратегий. Автор подчеркивает тесную связь между психологией и рекламой, посколь...

Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков

В статье исследовано влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков. Предметом исследования являются теоретические и практические основы использования банковского маркетинга. Целью статьи является выявление специфики маркетинговых исследов...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Исследование маркетингового цикла на предприятии ресторанного бизнеса

Для любого коммерческого предприятия маркетинговая политика играет немаловажную роль. Благодаря ей происходит установление связи с клиентами, потребителями, учитываются их запросы. Маркетинговая политика имеет свои принципы построения и структуру, од...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Похожие статьи

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной структуры предприятия

В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектиров...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Анализ воздействия факторов внешней среды на современное предприятие

В данной статье показаны результаты анализов влияния внешних факторов на непосредственную деятельность предприятия, а также на дальнейшее его развитие. Были рассмотрены и представлены такие разделы, как «важность влияния экологических факторов на раз...

Обзор современных подходов к бизнес-процессам в организации

Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что бизнес-процессы являются основой в работе всех сотрудников компании, они содержат данные, которые обеспечивают и руководителей, и работников фирмы информацией. Бизнес-процессы необход...

Психология воздействия рекламной кампании на потребителя

В статье автор исследует психологию воздействия рекламной кампании на потребителя, выявляя важность учета психологических особенностей аудитории при разработке рекламных стратегий. Автор подчеркивает тесную связь между психологией и рекламой, посколь...

Влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков

В статье исследовано влияние маркетинговых инструментов на деятельность банков. Предметом исследования являются теоретические и практические основы использования банковского маркетинга. Целью статьи является выявление специфики маркетинговых исследов...

Характеристика потребителей и их поведения как элемент имиджа и деловой репутации в сфере ресторанного бизнеса

В статье автор анализирует потребителей, их поведение, и основные факторы, на которые опирается потребитель при выборе кухни, блюда или заведения. Необходимо учитывать особенности и характеристики аудитории, которые являются важными и ключевыми. Такж...

Методологические подходы к моделированию смешанного стратегического маркетинга в туризме

В статье значение получения выгоды от маркетинга в туристической отрасли рассматривается широким образом. Туристы, по мнению автора статьи, сегодня являются более сложными, чем в прошлом, следовательно, организации, которые работают в этом бизнесе, д...

Исследование маркетингового цикла на предприятии ресторанного бизнеса

Для любого коммерческого предприятия маркетинговая политика играет немаловажную роль. Благодаря ей происходит установление связи с клиентами, потребителями, учитываются их запросы. Маркетинговая политика имеет свои принципы построения и структуру, од...

Территория образовательной организации как стратегический ресурс

Данная статья посвящена вопросам управления территорией образовательной организации. Автор рассматривает территорию образовательной организации (давая ей определение) как стратегический ресурс, эффективность которого может быть измерена количественны...

Задать вопрос