В статье рассмотрены особенности образа тела участников танцевально-двигательной терапии (ТДТ) и изучено влияние ТДТ на восприятие собственного тела. Образ тела понимается как сложная структура, включающая перцептивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Исследование направлено на выявление различий между восприятием тела у участников ТДТ и людей, посещающих обычные танцевальные занятия.
Ключевые слова: образ тела, танцевально-двигательная терапия, восприятие тела, телесное самосознание, эмоциональное самопринятие, самооценка, психотерапия, телесность.
The article examines the features of the body image of participants in dance and movement therapy (TDT) and examines the effect of TDT on the perception of one's own body. The body image is understood as a complex structure that includes perceptual, emotional, evaluative and behavioral components. The study aims to identify differences between body perception in TDT participants and people attending regular dance classes.
Keywords: body image, dance movement therapy, body perception, bodily self-awareness, emotional self-acceptance, self-esteem, psychotherapy, embodiment
Образ тела представляет собой многокомпонентный динамический конструкт, включающий восприятие, когнитивные установки и эмоциональное отношение человека к своему телу (Шильдер, 2002) [1]. Позитивное отношение к телу способствует высокой самооценке и уверенности, тогда как негативное восприятие может привести к тревожности и депрессии (Столин, Бодалев, 1983) [2].
Танцевально-двигательная терапия — относительно молодое направление, сочетающее методы экспрессивной и телесно-ориентированной терапии с психоанализом. Актуальность исследования заключается в необходимости более глубокого понимания влияния ТДТ на восприятие тела, что важно для применения терапии в коррекционной и консультативной работе психологов. Целью работы является проверка гипотезы о том, что ТДТ способствует более положительному восприятию собственного тела, по сравнению с обычными танцевальными занятиями.
Объектом исследования являются мужчины и женщины в возрасте 18–45 лет, участвующие в ТДТ или посещающие танцевальные занятия без терапевтической составляющей. Выборка составила 65 человек, из которых 31 человек — участники ТДТ (выборка 1), а остальные — обычные танцоры (выборка 2). Предмет исследования — особенности восприятия образа тела у участников ТДТ.
Для сбора данных использовались: Мультимодальный опросник отношения к собственному телу (MBSRQ) [19], адаптированный Баранской и Татауровой, оценивающий перцептивные, эмоционально-оценочные и поведенческие компоненты образа тела. Опросник позволяет оценить такие параметры, как удовлетворенность внешностью, физическая форма, ориентация на здоровье и болезнь; Опросник образа тела Скугаревского и Сивухи [13], направленный на оценку эмоционально-оценочного компонента отношения к телу, включая переживания и установки относительно внешнего вида; тест цветоуказания неудовлетворенности телом (CAPT) [14], который измеряет уровень удовлетворенности разными частями тела с помощью невербальных цветовых указаний.
Исследование проводилось в два этапа: оценка до начала танцевальных и ТДТ-занятий и повторное тестирование через два месяца. Результаты анкетирования были подвергнуты статистической обработке с использованием t-критерия Вилкоксона и t-критерия Стьюдента для выявления изменений в уровнях оценки внешности и удовлетворенности телом.
Выборка 1 (ТДТ) показала более высокие средние баллы по шкале «Оценка внешности» по сравнению с выборкой 2 (обычные танцоры). Эти данные свидетельствуют о более позитивном восприятии собственного тела у участников ТДТ. Высокие показатели указывают на удовлетворенность внешностью, внимание к физической форме и здоровью. Анализ также выявил значительные различия в уровне удовлетворенности параметрами тела, особенно по шкалам «Оценка внешности» и «Озабоченность весом».
Результаты опросника Скугаревского и Сивухи подтвердили, что участники ТДТ имеют более высокую самооценку в отношении собственного тела и меньше склонны к тревожным переживаниям относительно веса и формы. Это указывает на важность ТДТ в поддержании позитивного восприятия внешности, особенно в эмоционально-оценочном аспекте.
Тестирование с помощью CAPT показало, что участники ТДТ чаще окрашивали части тела в удовлетворяющие и позитивные цвета (голубой и зеленый), что свидетельствует о высоком уровне принятия собственного тела. В контрольной группе наблюдались более высокие баллы в шкалах неудовлетворенности (красный и желтый цвета).
При анализе данных t-критерий Вилкоксона подтвердил статистически значимые различия между двумя выборками. Эмпирические значения t для шкалы «Оценка внешности» (t = 5) и «Удовлетворенность параметрами тела» (t = 3,3) находились в зоне значимости, что говорит о влиянии ТДТ на позитивные изменения восприятия собственного тела.
Анализ данных показал, что участники ТДТ демонстрируют более позитивное отношение к собственному телу и высокую самооценку по сравнению с контрольной группой, состоящей из людей, занимающихся танцами в непсихотерапевтическом контексте. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ТДТ способствует снижению внутренней тревожности и улучшению телесного восприятия у участников. Установлено, что 80 % участников отметили повышение уверенности в себе и ощущение большей удовлетворенности своим телом.
Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что танцевально-двигательная терапия положительно влияет на образ тела и уверенность в себе, что согласуется с выводами зарубежных и отечественных исследователей. ТДТ помогает людям работать с внутренними конфликтами и телесными барьерами, что особенно важно для тех, кто испытывает трудности в выражении эмоций.
Выявлено, что существует статистически значимые различия между показателями групп испытуемых (выборка 1 и выборка 2) в оценке внешности и уровнями удовлетворённости собственным телом, а именно: у участников ТДТ за время проведения исследования повысились показатели оценки образа тела.
Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о том, что ТДТ-тренинги — эффективное средство работы психолога с клиентами, имеющими проблемы с субъективным ощущением образа тела, его осознаванием, принятием, и телесностью, в целом.
Литература:
- Шильдер П. Образ тела. — М.: АСТ, 2002.
- Столин В. В., Бодалев А. А. Самопознание и самооценка в структуре личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Уайтхаус М., Чейс М. Танцевально-двигательная терапия: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005.
- Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
- Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001.
- Богдашина О. Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме. — Красноярск: Минобрнауки России, 2014.
- Венгровер Х., Чайклин Ш. Искусство и наука танцевально-двигательной терапии. Жизнь как танец. — СПб.: Речь, 2012.
- Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. — М.: Прогресс, 1978.
- Гавриленко А. А. Образ физического Я как структурная составляющая Я-концепции. Автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 2009.
- Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — Минск: Харвест, 1998.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 1999.
- Скугаревский С. Р., Сивуха О. В. Опросник нарушения образа тела: методическое руководство. — Минск: Белорусский государственный университет, 2005.
- Иванова А. А. Тест цветоуказания неудовлетворенности собственным телом: практическое руководство. — СПб.: Психотерапевтический центр, 2010.
- Томпсон Дж. К., Кэш Т. Ф. Оценка внешности и её влияние на личность // Журнал психологических исследований, 2005.
- Тхостов А. Ш. Психология телесности. — М.: Академия, 2002.
- Чейс М., Венгровер Х. Танцевальная терапия. Искусство жизни. — М.: Академия, 2010.
- Занин Р. Ю. Психология восприятия и оценки тела. — СПб.: Питер, 2008.
- Cash T. F., Multidimensional Body-Self Relations Questionnaire (MBSRQ). User’s Manual. Old Dominion University.