В настоящей статье изучаются актуальные вопросы теории судебно-медицинской экспертизы по делам о заражении ВИЧ-инфекцией, анализируется действующее законодательство, рассматриваются способы передачи заболевания, подробное внимание уделяется постановке вопросов перед экспертом для организации своевременного и грамотного расследования преступлений по ст. 122 УК РФ.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, судебно-медицинская экспертиза, расследование преступлений, способы передачи заболевания, вопросы эксперту.
This article examines current issues of the theory of forensic medical examination in cases of HIV infection, analyzes current legislation, discusses methods of transmission of the disease, and pays detailed attention to posing questions to an expert in order to organize a timely and competent investigation of crimes under Art. 122 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: HIV-infection, forensic medical examination, crime investigation, methods of transmission of the disease, questions to the expert.
В настоящее время судебная медицина является актуальным направлением в расследовании группы преступлений, направленных против здоровья человека. Речь идет об уголовном преступлении, предусмотренном ст. 122 УК РФ. В связи с этим наше государство всячески налаживает прогрессивное сотрудничество с органами здравоохранения. Главная задача работы судебных медиков заключается во всестороннем и качественном изучении корня выявленного заболевания. Отсюда вытекает приоритетное направление всего медицинского обслуживания населения, которое заключается в предотвращении распространения и снижения заболеваемости от вируса, вызванного иммунодефицитом человека. Кроме того, как в теоретическом плане, так и на практике необходимо постоянно анализировать объективные причины распространения вируса, что будет способствовать достижению цели по определению характера и степени заболевания. Одной из проблем в этом направлении являются пробелы оказания медицинской помощи такой категории граждан, поскольку указанный вирус — заболевание мирового масштаба, его распространение имеет обширный характер и создает непосредственную угрозу всему обществу [2]. Однако влияние инфекции также играет большую роль для государства еще и потому, что в Российской Федерации здоровье человека — это одно из самых ценных качеств, которое непрерывно охраняется и поддерживается со стороны власти, а значит, распространение вируса пагубно влияет на демографию страны и как итог — на все остальные сферы жизни общества. При всем этом Российская Федерация как сильная многонациональная страна имеет в своем арсенале актуальные средства и способы как юридического (правового), так и медико-социального характера, которые в свою очередь имеют рычаги «сдерживания» и предотвращения распространения инфекции.
Проанализировав действующее законодательство в рамках уголовной регламентации ст. 122 УК РФ, следует, что пристального внимания заслуживает положение о заведомом поставлении лица в опасность заражения вирусом иммунодефицита человека, а также заражение, если виновный знал о наличии у него этой болезни. Однако в этой же статье есть примечание, которое сводится к освобождению от уголовной ответственности в случае, если заразившееся лицо знало о наличии болезни у переносчика и добровольно согласилось на действия, создавшие риск заражения. Также в диспозиции части 4 статьи 122 УК РФ идет речь о ненадлежащем выполнении профессиональных обязанностей лиц, к которым могут быть отнесены в большей части медицинские работники. К примеру, если во время выполнения манипуляций были нарушены условия соблюдения гигиенических требований (стерильности инструментов) и как следствие произошло заражение пациента вирусом иммунодефицита человека [3].
Все чаще при раскрытии преступлений о заражении инфекцией ставится вопрос о необходимой мере — назначении судебно-медицинской экспертизы. Это не с проста, поскольку по такой категории дел экспертиза выступает неотъемлемой доказательственной базой, на которую делается упор. Несмотря на небольшой объем судебной статистики дел, в контексте реализации государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 3468-р, перспектива прогрессирования методик, направленных на расследование данной категории преступности не оставляет сомнений [1].
Изучаемая тема является весьма актуальной, поскольку в некоторых случаях заболевание можно выявить только спустя определенное время. ВИЧ-инфекция относится к инфекциям, передающимся через кровь. Существует три основных способа передачи этого заболевания:
– Половой способ (предусматривает возможные виды контактов);
– Заражение через кровь (переливание, применение нестерильных игл для вен и иные инъекции, которые выполняют медицинские работники);
– Трансплацентарный способ передачи (от беременной женщины к будущему ребенку внутриутробным путем, при рождении или при грудном вскармливании) [4].
Одной из форм диагностик вируса является иммуноферментальное исследование, позволяющее определить в крови наличие антител. Казалось бы, проведено исследование и результат очевиден, но так ли это на самом деле? Поскольку указанный процесс является труднозатратным, зачастую на практике не всегда с первого раза удаётся точно поставить диагноз иммунодефицита, в таком случае оказывается, что результат ложный, следовательно, его положительное или отрицательное значение под вопросом. Значит, чтобы избежать не правильной диагностики со стороны медиков, а также не достоверности доказательственной базы результатов для раскрытия преступления необходимо повторно назначить экспертизу.
Так, для назначения повторной экспертизы с целью получения истинного результата следует крайне ответственно подготовить все необходимые сведения. Зачастую исследуется более подробно документация, имеющая доказательственную базу и значение для уголовного дела. А само исследование проводится квалифицированным специалистом единолично либо комиссионно в зависимости от сложности исследования и количества вопросов. Кроме прочего такой вид экспертизы исключает сокрытие информации со стороны потерпевшей стороны, и раскрывает основные характеристики болезни заразившего лица. Успех экспертизы во многом зависит от сотрудничества и желании потерпевшего раскрыть тайны личной жизни, довериться эксперту и осознанно пройти исследование. Однако имея определенные страхи жертвы заболевания, скрывают моменты события преступления, что ведет к ложным результатам и запутанности картины для суда.
Назначение экспертизы процесс важный, а потому требует концентрации на логически верной формулировке вопросов, которые будет изучать назначенный эксперт. Важно обратить внимание на подготовку таких вопросов, ведь от того насколько они будут верно поставлены зависит то, насколько эксперт поймет суть уголовного дела и раскроет ответы на нужные для суда вопросы, которые будут успешно реализованы и приобщены в качестве доказательственной базы [5]. В ряде случаев неизменными остаются вопросы, касающиеся наличия/отсутствия болезни, а также стадии и момента заражения.
В связи с этим целесообразно актуализировать некоторые вопросы, которые относятся к основным в рамках назначения ВИЧ экспертизы:
- Является ли [указанное лицо] носителем вируса иммунодефицита человека? Если да, то с какого момента и на какой стадии находится его заболевание?
- Какие конкретные действия [указанного лица] могли привести к заражению или подвергнуть потерпевшую (его) риску заражения?
- Возможно ли заражении при наличии [указанного контакта]?
- Имело ли место специальное лечение у [указанного лица], какие факторы могут свидетельствовать о его осведомленности о наличии ВИЧ-инфекции?
- Какова продолжительность вируса иммунодефицита человека у [указанного лица]?
В тех случаях, когда расследуются преступления по ч.4 ст. 122 УК РФ следует собрать достаточную информацию о том, какие факторы находятся в корне заражения, в прошествии каких манипуляций произошло инфицирование, почему тот или иной медицинский работник допустил ошибку, какие условия повлияли на это. Сложным фактом выступает «скрытый» период для инфекции который может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, а само заболевание проявляется с помощью нетипичной симптоматики. Поэтому экспертизы могут проводиться в бюро судебно-медицинской экспертизы врачебными комиссиями, в состав которых входят не только судебно-медицинские эксперты, но и врачи-инфекционисты, иммунологи, бактериологи. Однозначной во всех случаях расследования остается необходимость определения причинной связи между действиями или бездействием подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, и фактом заражения.
Таким образом, приходим к выводу о том, что в теоретическом аспекте исследованный в рамках темы вопрос — это трудоёмкий процесс, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков, при помощи которых грамотный эксперт сможет дать верное заключение и сыграть одну из ключевых ролей в процессе расследования таких преступлений.
Литература:
- Об утверждении Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2020 № 3468-р // СПС «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3723 22/.
- Багмет А. М. Тактика допроса при расследовании преступлений, совершенных медицинскими работниками // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 1. С. 25–30.
- Беляков, Н. А. Вирус иммунодефицита человека — медицина / Н. А. Беляков, А. Г. Рахманова, А. Н. Виноградова и др. // Руководство для врачей. М., 2016. С. 39–41.
- Буромский И. В. Судебная медицина: учебник / под ред. И. В. Буромского. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024.
- Датий, А. В. Судебная медицина и психиатрия: учебник / А. В. Датий. 3-е изд. Москва: ИНФРА-М, 2024. 294 с.