Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области ставит задачи подготовки обучающихся школ согласно тенденциям социокультурного развития региона [4]. Поиск эффективных механизмов формирования экологической культуры с учетом региональных потребностей и особенностей каждого города, села и каждой школы — важная составляющая деятельности педагогического сообщества.
Троицк — город Челябинской области, расположенный на самой границе с казахстанскими степями, приносящими жаркие суховеи и летнее палящее солнце. Дореволюционное прошлое Троицка не может похвастаться пышными садами и парками. Созданный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков и любимый горожанами Городской сад — это небольшой оазис в степном зное жаркого лета. Несмотря на расположение города в междуречье (реки Уй и Увелька), только век двадцатый привел в дома горожан воду в таком количестве, что её стало хватать не только на огородные нужды, но и озеленение городских улиц. Зазеленели тополя и акации, расцвела сирень. Городские школы украсили цветники. Не секрет, что многотрудная деятельность по уходу за деревьями, кустарниками, клумбами зачастую держится на энтузиазме неравнодушных людей, обладающих, говоря терминологий Н. Моисеева, экологическим императивом — осознанием своей роли в сохранении нашей зеленой планеты.
В Троицке в девяностые годы двадцатого века около небольшой по численности обучающихся школы № 5 им. А. В. Гусака силами учителя биологии и географии, фанатично преданного делу озеленения родного города, А. Е. Матвеева и его учеников был создан уникальный объект — школьный дендрологический парк. Парк получил гордое название «Имени школьных друзей». За пять лет было собрано около пятидесяти видов древесно-кустарниковых растений: двадцать пять видов деревьев, двадцать один вид кустарников, привезены из Бобровского карьера глыбы кварцита, облагорожена территория. В дендропарк можно было прийти просто на прогулку или провести урок ботаники, организовать летнюю учебную практику. Но, как это часто бывает, после ухода из жизни в 2005 году А. Е. Матвеева ухаживать за деревьями и кустарниками было некому, парк зарастал и постепенно потерял и эстетическую и образовательную значимость [1].
По результатам инвентаризации видового состава, проведенной в сентябре 2022 г., подтверждено, что площадь посадок сократилась, парк находится в запущенном состоянии, много самосевных растений, большинство деревьев и кустарников находятся в угнетенном состоянии, а из 46 видов древесно-кустарниковых растений сохранилось лишь 14. Это трагедия всего города. Здесь устраивались пикники, пасли скот, организовывали стихийные свалки, ели вырубали перед встречей нового года, выламывали ветви деревьев и кустарников, обустраивали шалаши. Бюджет школы не позволял организовать охрану парка и его поддержание в оптимальном состоянии, не говоря уже о приумножении.
На ежегодной научно-практической конференции «Листая памяти страницы», прошедшей 28 ноября 2022 года в краеведческом музее города Троицка, известный историк-краевед Дмитрий Леонидович Белоусов сделал доклад о печальной участи дендрологического парка, обратился к администрации города Троицка: дендрологический парк необходимо восстановить с целью формирования экологической культуры и патриотизма подрастающего поколения [3].
Общественность и администрация города поддержали инициативу. Учащиеся МБОУ «Лицей № 13» провели опрос, в котором приняли участие более шестисот горожан, заявивших о необходимости восстановления дендропарка и своем желании принять участие в этом деле. Учащимися и педагогами Лицея был подготовлен проект, целью которого заявлено восстановление дендрологического парка «Имени школьных друзей» для организации практической природоохранной деятельности, способствующей повышению экологической культуры жителей города Троицка. Проект получил одобрение и грантовую поддержку, было признано, что его цель согласуется с положениями Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области, утвержденной 5.10.2020 г. [4]. С марта 2023 г началась реализация проекта, в рамках которой совместно с педагогами, детьми и родителями, волонтерами проводились не только восстановительные мероприятия, но и мероприятия творческого и учебного характера.
Силами обучающихся, родителей и педагогов проведена расчистка парка от старых засохших деревьев и кустарников, мусора, кронирование древесных и кустарниковых культур и посадка молодых, установка скамеек и урн для мусора, произведен частичный ремонт ограждения и проведен летний водопровод (см. рис. 1).
Рис. 1. Лицеисты во главе с директором на уборке мусора в дендропарке (апрель 2023 г.)
Практическая деятельность сочеталась с деятельностью научной, просветительской. Организовалось даже новое для нас направление: экологическое научное волонтерство. Ученики лицея стали помощниками, участниками научной деятельности под руководством наставников из высшей школы, провели сбор материалов для научных исследований, идентификации культур. Все уцелевшие культуры были идентифицированы, описаны, это послужило основой для изготовления информационных табличек с QR-кодами (см. рис. 2).
Рис. 2. Информационная табличка в дендропарке
Был организован и проведен городской конкурс для обучающихся по изготовлению мобильных арт-объектов и ландшафтных 3D-объектов дендрологического парка «Имени школьных друзей».
Одним из механизмов реализации идеи восстановления школьного дендропарка стала крупнейшая в России платформа «Дорбро.ру». Сегодня это экосистема, с помощью которой любой неравнодушный гражданин может найти волонтерский проект по душе. На ней мы нашли единомышленников, готовых поддержать доброе дело. В самом Лицее было разработано положение об организации работы волонтерского (добровольческого) центра в МБОУ «Лицей № 13», где одним из основных видов деятельности являются образовательное волонтерство и организация экологических отрядов.
Уже во время своего восстановления дендропарк стал местом проведения на природе учебных занятий, занятий системы дополнительного образования, кружковой работы на основе синтеза естественнонаучных предметов (географии, биологии, химии, экологии). Так при подготовке к областному слету школьных лесничеств и детских экологических объединений участники объединения «Юные друзья природы» проводили образовательные мероприятия не в помещениях лицея, а преимущественно в дендрологическом парке. С привлечением специалистов-практиков социального партнера — Челябинского областного предприятия «Увельский лесхоз» были реализованы занятия по экологии, дендрологии, почвоведению, ботанике, лесоводству, энтомологии, зоологии (см. рис. 3).
Рис. 3. Краевед Д. Л. Белоусов проводит биологическую экскурсию в дендропарке для учащихся начальной школы
Летние междисциплинарные практики — еще одно направление работы на базе дендрологического парка. Целью практик является экологическое воспитание, усиление ценностных аспектов содержания экологического образования, получение представлений о природных, этнографических, экологических и биологических особенностях определенной местности. В рамках таких мероприятий реализуются практические формы работы: участие в выездных летних школах, сбор материалов для конкурсов и конференций, исследовательские экскурсии, экологические акции.
Проект «Вторую жизнь дендрологическому парку имени школьных друзей» завершен, мы получили следующие результаты.
Качественные:
- Возможность проводить ботанические экскурсии, полевые практики и создавать тематические научно-исследовательские проекты.
- Возможность проведения занятий по биологии, экологии, краеведению с организациями — сетевыми партнерами.
- Улучшение микроклимата коллектива Лицея, объединение и сплочение вокруг общей идеи (взаимозаинтересованность, взаимопонимание и сотрудничество), установление партнерских отношений между учителями, детьми, родителями.
- Формирование стремления участвовать в мероприятиях экологической и краеведческой направленности (был проведен устный, письменный, электронный опрос).
- Повышение уровня удовлетворенности качеством сохранения в Троицке окружающей среды и общественных пространств у представителей целевых группах (были проведены анкетирование, устный опрос)
Количественные:
- Повышение уровня информированности целевых групп проекта (отслежено по анкетированию, опросам, отзывам в социальных сетях).
- Увеличение количества детей и молодежи, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность по направлению Проекта не менее, чем на 5 % (данные отчетов по дополнительному образованию, данные программ конкурсов проектных и исследовательских работ).
- Увеличение количества дополнительных общеобразовательных программ краеведческой и естественнонаучной направленностей около 5 % (по данным Управления образования, информационного ресурса «Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области»).
- Количество обучающихся, вовлеченных в мероприятия проекта (не менее 50 чел.).
- Количество специалистов, привлеченных к реализации проекта (не менее 15 чел.).
- Информационный охват проекта (не менее 40000 чел.) [4].
Важно, что в рамках проекта эффект формирования экологического мышления достигался не инженерной защитой окружающей природной среды, а реализацией обучающей и воспитывающей функции через переориентацию мировоззрения, основанную на гуманистическом, духовно-нравственном подходе [2].
Однако мы далеки от мысли, что все проблемы решены, и на достигнутом результате следует остановиться. Как и любой другой природный объект, дендрологический парк требует постоянного пристального внимания и заботы, ухода, привлечения человеческих и материальных ресурсов. Школа, которой посчастливилось иметь на своей территории этот уникальный объект, небольшая, энтузиасты уровня А. Е. Матвеева рождаются не каждый день и приходят в педагогические коллективы крайне редко. Проект завершен, лицеисты в дендропарке — гости. Удастся ли сберечь сделанные их руками арт-объекты, сохранить разнообразие деревьев и кустарников, не говоря уже о пополнении видового состава и развитии дендрологического парка? Какие ресурсы можно и нужно привлечь, чтобы спустя десятилетия дендрологический парк «Имени школьных друзей» выполнял свою миссию базы для социально-ответственной опытнической, проектной, исследовательской деятельности обучающихся, направленной на воспитание восприятия человека и природы как единого целого, понимания законов, по которым происходит развитие окружающего мира? Так получилось, что с одной стороны, мы делимся с Вами опытом реализации важного и полезного проекта, который позволил приобщить достаточное количество неравнодушных людей к практическим экологически значимым делам, с другой стороны — видим актуальную проблему: экологическое воспитание не может быть разовой акцией. Экологически культурная личность — не просто обладатель определенных качеств, её миссия заключается в трансформации и трансляции собственной экологической культуры в направлении развития и обогащения собственной личности и окружающего личность социума.
Литература:
- Дендрарий — Троицкий бриллиант //Газета «Регион». URL: https://region-uu.ru/news/14059-dendrariy-troickiy-brilliant.html. (дата обращения: 26.09.2024 г.)
- Концептуальные основы формирования экологической культуры обучающихся основной школы при реализации непрерывного экологического образования/ Шталева Н. Р. И др. // Школьные технологии. 2023. № 4. С. 20–26.
- Новая страница ежегодной конференции //Одноклассники: [сайт]. — 2022. — URL: https://ok.ru/trmuseum/statuses/155027887614183 (дата обращения: 26.09.2024 г.)
- Региональная концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области /Челябинск: Министерство образования и науки челябинской области, 2020. — 24 с.
- Социальное проектирование как инструмент формирования экологической культуры обучающихся/ О. С. Прибытова и др. //Школьные технологии. 2023. № 6. С. 65–71.