Разрабатывая тему экологического образования и воспитания, нельзя обойти стороной вопросы правильного питания. Сегодня производство и потребление пищи очень тесно связаны с экологией, начиная от производства продуктов питания животного и растительного происхождения и заканчивая проблемой утилизации пищевых отходов. Что касается школьного питания, то эта тема в нашем обществе продолжает оставаться одной из наиболее актуальных. Достаточно сказать, что в 2020 году В. В. Путин в своем очередном Послании к Федеральному Собранию предложил обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс, отметив при этом, что питание должно быть в первую очередь здоровым [1].
Важность правильной организации школьного питания заключается в том, что в течение учебного дня у ребенка происходят большие энергозатраты, которые могут составлять более 1000 ккал, или, другими словами, в школе ученик расходует около половины своей суточной нормы энергии. Восполнить эти затраты, тем самым сохранить здоровье учеников и является сегодня одной из основных задач школьного питания. Кроме того, именно в школьной столовой необходимо создавать условия для формирования у обучающихся культуры правильного питания, которая в дальнейшем должна стать неотъемлемой составляющей их образа жизни.
В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что ответственность за питание обучающихся, а следовательно, и за их здоровье, возлагается непосредственно на образовательные организации [4].
Таким образом, мы видим, что вопросы организации школьного питания сегодня начинают затрагивать уровень национальных интересов, а следовательно, каждой образовательной организации необходимо совершенствовать систему контроля качества и безопасности питания учащихся.
В нашей образовательной организации с 2012 года в рамках внеурочной деятельности работают предметные лаборатории, оснащенные комплектом современного учебно-лабораторного оборудования. Содержание методических пособий, в которых описаны возможности применения оборудования, показывают, что его использование на уроках биологии, химии и физики полностью соответствуют программам данных предметов по уровням образования: базовый и профильный (см. рис.1).
Рис. 1. Методические пособия и лабораторный комплекс
Новое лабораторное оборудование значительно расширило спектр проводимых исследований, поэтому мы решили выйти за рамки простого закрепления ранее полученных обучающимися навыков выполнения лабораторных работ. Одним из направлений использования возможностей лабораторного комплекса стало создание школьного экологического мониторинга «Экология питания», основанного на комплексном применении знаний естественно-научного цикла.
В нашем случае школьный экологический мониторинг выступает одним из элементов системы непрерывного экологического образования, направленной на формирование у обучающихся экологических знаний, умений и навыков. Очень важной составляющей в этом процессе является исследовательская деятельность, которая помогает обучающимся освоить целый комплекс полезных практик: научиться ставить задачи, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, организовывать и проводить лабораторные исследования, владеть терминологией, проводить наблюдения, описывать и систематизировать результаты, делать выводы.
Занимаясь исследовательской деятельностью, обучающиеся одновременно могут познакомиться с миром современных профессий. Например, участники экологического мониторинга «Экология питания», в период проведения исследований фактически пробуют себя в такой профессии как «технолог пищевого производства», одной из функций которого является проведение контроля за качеством готовой продукции.
Исследования в рамках экологического мониторинга проводятся по трем основным направлениям.
- Измерение температуры приготовленной еды на выдаче, как основного показателя проверки качества школьного питания (см. рис. 2). Оптимальная температура подаваемых блюд — это не только требования норм СанПиНа. Правильная температура положительно влияет на вкусовые качества приготовленной пищи, помогает сохраниться питательным веществам, способствует лучшему пищеварению, предотвращает болезни желудка. В холодное время тепло, поступающее с горячей пищей служит дополнительным источником энергии для детского организма.
Рис. 2. Измерение температуры приготовленной еды
2. Качественный анализ продуктов питания (определение качества тепловой обработки мясных продуктов) (см. рис.3). Тепловая обработка продуктов, приготовленных из мяса, обеспечивает им гигиеническую безопасность путем обеззараживания и придает новые вкусовые качества.
Рис. 3. Качественный анализ продуктов питания
3. Определение содержания нитратов в овощах. В малых дозах нитраты не представляют опасности для человека. Вред здоровью наносят нитриты, которые образуются из нитратов, в случае их систематического поступления в организм. Присутствие нитритов в крови человека могут привести к кислородному голоданию, нарушить работу желудочно-кишечного тракта, в крайнем варианте значительно повысить риск онкологических заболеваний.
На заключительной стадии работы экологического мониторинга происходит сравнение данных, полученных в результате исследования, с санитарными нормами [2].
Таким образом, можно выделить следующие основные направления работы экологического мониторинга школьного питания:
- Контроль за качеством школьного питания: качество поступивших продуктов, технология приготовления пищи, качество готовых блюд.
- Опыт организации и проведения исследовательской работы с использованием необходимого лабораторного оборудования.
- Профориентационная работа. Возможность пройти профессиональные пробы в рамках знакомства с профессией «технолог пищевого производства»
Еще одной важной функцией работы экологического мониторинга является помощь в устранении возможных разногласий в вопросах оценки качества питания со стороны обучающихся, родителей, школьной администрации или проверяющих инстанций.
Анализ работы экологического мониторинга «Экология питания» за последние годы позволяет сделать вывод об эффективности реализации данной идеи на базе нашей образовательной организации. Участие в проекте способствует развитию у школьников навыков исследовательской работы, позволяет повысить уровень естественнонаучной грамотности, помогает сориентироваться с выбором будущей профессии, формирует культуру правильного питания.
Литература:
- Послание Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4622/
- Степанов С. В., Хорошев А. Н., Артамонов Ю. В. Методическое пособие по использованию лабораторного комплекса для учебной и проектной деятельности по естественнонаучным дисциплинам. — М. ООО «Копи Центр», 2021
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/