Прерывание беременности — вопрос, на который во всем мире издавна активно реагируют и общественное мнение, и государственные структуры. Сейчас в России все чаще говорят о необходимости запрета абортов. Однако, как показывает история искусственного прерывания беременности, такие меры могут привести к нежелательным последствиям. Одно из основных последствий — опасность роста числа самостоятельных и криминальных абортов. В статье дается правовая оценка проблемы искусственного прерывания беременности в контексте взаимосвязи перспектив ее законодательной регламентации с общественным мнением в России.
Ключевые слова: правовое регулирование искусственного прерывания беременности, легализация абортов.
Termination of pregnancy is an issue that has been of concern to the public and the state for a long time. Now, more and more people are talking about the need to ban abortions, however, as the history of artificial termination of pregnancy shows, such measures can lead to undesirable consequences. One of the main consequences is that restrictions on artificial termination of pregnancy contribute to an increase in the number of independent and criminal abortions. This is confirmed in the history of legal regulation.
Keywords: legal regulation of artificial termination of pregnancy, legalization of abortions.
Как известно, в Древней Руси аборты преследовались не только Церковью, но и светской властью в равной мере последовательно и жестко. Такое положение было характерно почти для всех стран средневековой эпохи. Как правило, искусственное прерывание беременности женщиной трактовалось не только как совершение тягчайшего греха (что влекло, например, возложение дополнительных послушаний, соблюдение строгих постов, запрет на посещение храма в течение ряда лет и т. д.), но и как уголовное преступление [9].
Так, в XVII веке, особенно выделяется указ Романова Алексея Михайловича, по которому женщина, совершившая аборт подвергалась смертной казни. К слову, закон был отменен уже в начале XVIII века Петром I. Вплоть до XIX века искусственное прерывание беременности практически никак не преследовалось [3].
Лишь в 1832 году в Положении о наказаниях 1845 г. появляется кара за прерывание беременности, однако осуждают за такое преступление только акушерок. Данное Положение приравняло аборт к умышленному детоубийству, теперь уже срок грозил не только акушерам (особенно квалифицированным медикам), но и самим женщинам. В случае успешного «плодоизгнания» акушер или повитуха подвергались «лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири». Если женщине был причинен вред или она погибла, то уже светила и каторга. Однако, в начале XX века наказывали лишь десятки человек в год за аборты, что говорит о массовом тайном прерывании беременности населением [6].
После революции 1917 года многие женщины, выступая за свободу семейных отношений, включая решение вопроса о рождении детей, требовали легализовать операции по искусственному прерыванию беременности. Одним из доводов в пользу удовлетворения таких настроений, являлось опасение роста числа некачественных подпольных абортов, которые повлекли бы за собой смерь женщин или бесплодие. У медиков не было никаких более безопасных средств по предотвращению нежелательной беременности. Все это подтолкнуло большевистскую власть легализировать аборты и в 1920 году СССР стало первым в мире государством, в котором эта операция стала законной [4].
Как указывают в своей статье А. Г. Вишневский, В. И. Сакевич и Б. П. Денисов, после разрешения абортов их количество резко увеличилось. Больницы жаловались на нехватку больничных коек из-за большого притока пациенток. Нельзя сказать в какой степени на это повлияло то, что подпольные аборты вышли из тени, а в какой, то, что популярность искусственного прерывания беременности росла [2].
Методы контрацепции в стране были не развиты и не пользовались популярностью. В 1920-е годы всерьез рассматривалась возможность применения в качестве противозачаточного средства рентгеновских лучей. Поэтому не удивительно, что популярность абортов с каждым днем набирала обороты, это был фактически единственный метод контрацепции.
В целях сокращения числа операций государство начинает вводить ограничения, например, во время второй пятилетки запрещалось делать аборт женщинам, вынашивающим первого ребенка. В 1930 г. аборт стал платной услугой, цена за которую постепенно росла.
Число совершенных абортов по-прежнему оставалось очень высоким и 27 июня 1936 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР, согласно которому операция по производству искусственного прерывания беременности становится запрещенной [7].
Вводились новые меры наказания за действия, которые косвенно могли бы повлиять на рождаемость.
После запрета аборта наметилась положительная динамика, например, в первой половине 1936 года в ленинградских больницах было сделано 43,6 тыс. операций, а во второй половине — 735. Число новорожденных в Москве в период с 1935 по 1937 гг. увеличилось с 70 тыс. до 136тыс [7].
Казалось бы, все налаживается, но такой эффект был недолгий. Позже количество абортов начало увеличиваться.
Кроме этого, возросло число нелегальных абортов. За определенную плату можно было получить совет, как самостоятельно избавиться от ребенка. Из всех совершенных операций в тот период лишь 10 % были легальными (по медицинским показаниям).
Смертность от искусственного прерывания беременности и последствий проведенной операции резко увеличилась. Увеличилось число детоубийств.
В целях предупреждения нелегальных операций создавались специальные кабинеты по борьбе с абортами. В их обязанности входил сбор списков женщин, которым было отказано в операции. Материалы о криминальных абортах передавались в следственные органы с сильным запозданием, это затрудняло процесс расследования.
Война оставила неизгладимый отпечаток на всей стране, в том числе и на численности населения. Прошедшие события унесли жизни миллионов людей. На протяжении войны действовал закон о запрете искусственного прерывания беременности, подпольные аборты причиняли вред женскому репродуктивному здоровью, а порой и уносили жизни будущих матерей. Власть начала задумываться о восстановлении численности населения. 16 августа 1945 г. в Москве в Наркомате здравоохранения состоялось заседание, целью которого было разработать рекомендации по эффективной борьбе с абортами, а также пересмотр показаний к операции [10]. В качестве способов борьбы с подпольными абортами были предложены показательные судебные процессы, патронаж и индивидуальная работа с беременными в женских консультациях. Участники заседания увидели необходимость освещения в СМИ ценности семьи, детей и противоабортной агитации, подчеркнули необходимость включения в работу журналов «Крестьянка» и «Работница».
Несмотря на проведенные мероприятия по предупреждению подпольных абортов, их число оставалось огромным и было принято решения легализировать искусственное прерывание беременности. 23 ноября 1955 года выходит Указ Президиума ВС СССР «Об отмене запрещения абортов» [11], согласно которому соответствующую операция может быть осуществлена только в медицинских учреждениях, человеком с медицинским образованием, при сроке беременности до 12 недель. Сохранялась уголовная ответственность как для врачей, так и для лиц, не имеющих необходимого образования, совершающих операцию вне медицинских учреждений.
Легализация абортов не лучшим образом сказывалась на естественном приросте населения, но для врачей было гораздо важнее постепенно сократить число женских смертей, в результате подпольных операций. Вводились новые меры поддержки матерей и беременных женщин.
Начался постепенный переход к бесплатной операции по производству абортов. Целью перехода к бесплатной операции было сокращение числа нелегальных операций.
С 5 апреля 1985 года за незаконное производство абортов назначалось отбывание наказания в исправительно-трудовых колониях к лишению свободы на срок не свыше пяти лет (при условии, что человек осужден впервые).
После 1994 г. коэффициент абортов особенно быстрыми темпами снижается среди самых молодых женщин. Однако замена абортов средствами контрацепции происходит очень медленно. Остается значительным количество абортов среди подростков и первобеременных, что грозит им бесплодием и подрывом здоровья. В стране сохраняется высокий уровень материнской смертности, каждый четвертый из ее случаев связан с последствиями абортов, особенно криминальных [5].
Медики безуспешно пытаются добиться принятия «Закона о репродуктивных правах граждан», который вначале назывался «Законом о планировании семьи». В нем предлагалось закрепить норму, согласно которой право решать самостоятельно, без давления и контроля со стороны государства, вопрос о том, когда и сколько иметь детей, является неотъемлемым правом российских граждан. Закон не приняли, в частности, и потому, что он требовал определенных материальных затрат, в том числе и на развитие системы контрацепции.
В то же время в 1999 г. Госдума попыталась принять проект закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», в котором аборты по социальным показаниям запрещались [1].
В 2007 г. депутаты Госдумы (С. Бабурин, И. Савельева и А. Фоменко) предложили внести поправки в Уголовный кодекс, ужесточив ответственность медиков за искусственное прерывание беременности при отсутствии на это медицинских показаний. Поправки не были приняты.
В апреле 2008 г. депутаты, представляющие фракции «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ, внесли в Госдуму законопроект о запрете рекламы абортов в СМИ (кроме специализированных медицинских). Параллельно с этим стали озвучиваться различные версии запрета на осуществление абортов негосударственными медучреждениями [5].
В целом судьба предлагавшихся законопроектов после прохождения первого чтения в Госдуме почти сошла на нет, сместившись в сторону ограничения рекламы абортов.
Подводя итог, хотелось бы отметить следующее. Существуют два основных метода регулирования деторождения: предотвращение беременности с помощью различных способов контрацепции (физиологической или искусственной — механической, химической, биологической, хирургической и их комбинаций) и ее прерывание с помощью аборта. Второй метод, к сожалению, более распространенный в нашей стране и одновременно — более опасный по своим последствиям для здоровья женщины. На текущий момент: аборт — процедура прерывания беременности, разрешенная в России на определенных сроках и по медицинским показаниям. Федеральный закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8] регулирует проведение абортов и позволяет врачу отказаться от этой процедуры при противоречии его личным убеждениям. В России проводится постепенное ограничение абортов, включая запрет рекламы и введение временных запретов в некоторых регионах. Государственная семейная политика признает отрицательное воздействие абортов на женское здоровье и называет высокий уровень абортов одной из причин низкой рождаемости. В обществе вопрос о допустимости абортов остается дискуссионным, что обусловлено сложными этическими аспектами, а также проблемой определения правового статуса плода в утробе материи и его праве на жизнь.
Литература:
- Белова А. Д. РПЦ и проблемы биоэтики в современной России // Религия как фактор взаимодействия цивилизаций. СПб.: СПбГУ, 2018. С. 225–227.
- Вишневский, А.Г., Сакевич, В.И., Денисов, Б. П. Запрет аборта: освежите вашу память /А. Г. Вишневский, В. И. Сакевич, Б. П. Денисов// Демоскоп Weekly. 2016. №.707–708. С.1–21.URL: https://vk.com/doc172708153_462939039?hash=850e5b82c79b4a5e7b&dl=10c6a9ab5b7c52ebfa
- Жильцов С. В. Некоторые аспекты смертной казни по Уложению 1649 года // Вестник ВУиТ. 2012. № 2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-smertnoy-kazni-po-ulozheniyu-1649-goda
- Мирошниченко И. М., Стяжкина О. В. Абортная политика в СССР в 1920–30-е годы: историография вопроса // Вісник Маріупольського державного університету. Сер.: Історія. Політологія. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/abortnaya-politika-v-sssr-v-1920–30-e-gody-istoriografiya-voprosa
- Русанова Н. Е. Репродуктивные аспекты демографической политики // Россия: тенденции и перспективы развития. 2023. № 18–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reproduktivnye-aspekty-demograficheskoy-politiki
- Скреля К. Ю. Из истории законодательной мысли — анализ «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года // Научный вестник Крыма. 2019. № 4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-zakonodatelnoy-mysli-analiz-ulozheniya-o-nakazaniyah-ugolovnyh-i-ispravitelnyh-ot-1845-goda
- Фадеева О. В. Нарушение конституционных прав личности на получение медицинской помощи путем наложения запрета на проведение искусственного прерывания беременности (аборта) в 1936–1955 гг // Право и практика. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narushenie-konstitutsionnyh-prav-lichnosti-na-poluchenie-meditsinskoy-pomoschi-putem-nalozheniya-zapreta-na-provedenie.
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 26.09.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
- Юкина И. И. Дискуссия об абортах в российской империи: частная жизнь и новая идентичность // Мониторинг. 2019. № 2 (150). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-ob-abortah-v-rossiyskoy-imperii-chastnaya-zhizn-i-novaya-identichnost
- Миэ Накати Заменить погибших: демографическая политика послевоенного советского союза // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zamenit-pogibshih-demograficheskaya-politika-poslevoennogo-sovetskogo-soyuza
- Указ «Об отмене запрещения абортов» от 23 ноября 1955 года. №.22. Ст.425. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bzbook.ru/Ugolovnyj-kodeks-RSFSR-v-redakczii-1926-g.356.html.