К вопросу о принципе состязательности при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 23.10.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Голышева, Е. А. К вопросу о принципе состязательности при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации / Е. А. Голышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118595/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассматриваются подходы к выделению принципов избирательного права, на основе анализа избирательного законодательства автором выделяются принципы проведения выборов в Государственную Думу, а также обосновывается выделение принципа состязательности.

Ключевые слова: выборы, Государственная Дума, избирательное право, принцип состязательности.

Выборы являются высшей формой проявления власти народа, механизмом легитимизации государственной и муниципальной власти. Представляется, что только в демократическом обществе возможно и целесообразно проведение выборов. В ином политическом режиме выборы как форма проявления народовластия не имеет практической значимости.

Весь избирательный процесс должен строится на основе законности и правомерности действий всех участников, а ориентиром для такой основы являются принципы избирательного процесса.

Перечень принципов и их классификация в юридической науке носят дискуссионный характер. Понятие принципов права трактуется как законодательно закрепленные основные положения и идеи, которые выражают сущность и социальную обусловленность права. По своей сути принципы определяют содержание и направления правового регулирования.

Существуют различные подходы к классификации принципов избирательного права, так, например, Н. Н. Андреева, И. А. Старостина выделяют принципы избирательного права, к которым относят всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые и непрямые выборы, свобода выборов, тайное и открытое голосование, и принципы избирательного права, составляющие качественные особенности организации выборов: обязательность и периодичность выборов, открытые и гласные выборы, подлинность и справедливость выборов, альтернативность, применение конституционно и законодательно установленной избирательной системы, проведение выборов официально установленными избирательными органами, государственное и негосударственное финансирование выборов. 3. А Бондарь Н. С. и Джагарян А. А. классифицируют принципы избирательного права на классические принципы: всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, и новые принципы: принцип периодической сменяемости состава выборных органов публичной власти и избираемых должностных лиц; принцип альтернативности выборов; светский характер избирательного процесса и пассивного избирательного права; принцип транспарентности выборов 4.

Помимо прочего, к принципам избирательного права относят и совокупность правоположений, которые не указаны в Конституции РФ или избирательном законодательстве в качестве принципов избирательного права, однако представляют собой стандарты подготовки и проведения выборов 6.

Основные принципы проведения выборов в Государственную Думу регламентированы ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 1, в которой указано, что депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 5.

Участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. Однако полный перечень принципов закреплен в статьях 3–9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

1) всеобщее избирательное право (ст. 4);

2) равное избирательное право (ст. 5);

3) прямое избирательное право (ст. 6);

4) тайное голосование (ст. 7);

5) свободное и добровольное участие в выборах (п. 3 ст. 3);

6) открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий (п. 5 ст. 3);

7) обязательность и периодичность проведения выборов (ст. 9);

8) независимость избирательных комиссий (п. 7 ст. 3);

9) принцип состязательности 2.

Представляется, что важные общественные отношения и процессы для избирательной отрасли законодательства могут быть урегулированы нормой права, возведенной в принцип. Это предоставляет конкретному правоотношению повышенную правовую охрану.

В связи с чем логично выделение принципа состязательности, поскольку этот принцип подразумевает участие множества политических сил или индивидуальных кандидатов в выборах, давая им шанс донести до избирателей свои программные заявления и концепции. Также он неразрывно связан с принципом равенства избирательных прав, но его отдельное выделение оправдано тем, что выборы проводятся на альтернативной основе, а значит должна быть обеспечена возможность выбора.

Без соблюдения принципа состязательности проведение выборов не представляется возможным, однако на такой принцип нет прямого указания в избирательном законодательстве, а только подразумевающий соблюдение состязательности п. 33 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который гласит, что если ко дню голосования в одномандатном или многомандатном избирательном округе зарегистрируется меньше кандидатов, чем предусмотрено для этого округа, или если в едином избирательном округе зарегистрируется только один кандидат или список кандидатов, либо если не будет зарегистрировано ни одного кандидата или списка, то по решению соответствующей избирательной комиссии голосование в этом округе будет отложено на срок не более трёх месяцев 2.

Однако, у вышеуказанного предписания есть исключение, регламентированное п. 35 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому за единственного кандидата в соответствующем одномандатном или едином избирательном округе можно проголосовать только в случае повторного голосования, а избраться такой кандидат сможет только при поддержке более половины избирателей 3.

В поддержку выделения принципа состязательности можно привести позицию Конституционного суда РФ: «альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства, относится к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве; если на выборах число кандидатов в избирательном округе окажется либо меньше установленного числа мандатов, либо равным ему, избиратель лишается возможности выбора, а выборы превращаются лишь в формальное голосование» 7.

Состязательность стимулирует здоровую конкуренцию между разнообразными политическими группировками, давая избирателям возможность большей вариативности. Этот принцип занимает ключевую позицию среди основополагающих принципов демократического избирательного процесса, обеспечивая защиту плюрализма во мнениях, богатство политических идей и защиту интересов широкого спектра граждан.

Состязательный характер электоральных процессов действует как противовес возникновению политической монополии или однопартийного режима, обеспечивая платформу для выражения контрастных мнений и предложений. Это дает возможность представления разнородных программ и политических нарративов, обогащая выбор перед избирателями. Такая система стимулирует публичные дебаты и критический анализ представленных политических позиций, позволяя гражданам совершать выбор, основанный на знаниях. Однако, несмотря на значительные преимущества состязательности в избирательном процессе, иногда могут возникать риски узурпации политического поля ограниченным числом доминирующих партий, чем сужается многообразие политической сцены и уменьшается пространство для инновационных идей и новых участников.

Литература:

  1. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 г.№ 20-ФЗ // СЗ РФ от 24 февраля 2014 г. № 8.
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ от 17 июня 2002 г. № 24.
  3. Андреева Г. Н., Старостина И. А. Избирательное право в России и в зарубежных странах: учебное пособие. М., 2010. С. 147–227.
  4. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М., 2005. С. 38–51.
  5. Ибрагимов О. А. Конституционно-правовые проблемы реализации процедуры назначения Председателя Правительства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 10. С. 15–18;
  6. Шишкина О. Е. Принципы избирательного права // СПС КонсультантПлюс. 2024.
  7. По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Тульского областного суда: Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2002 № 10-П // СЗ РФ, 2022, № 5, СТ. 2515.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, выбор, Государственная Дума, принцип, избирательный процесс, проведение выборов, избирательное законодательство, референдум граждан, тайное голосование, единый избирательный округ.


Похожие статьи

Задать вопрос