Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 20.10.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Шафранская, А. И. Направления работы учителя-дефектолога по развитию связной диалогической речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / А. И. Шафранская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/541/118500/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлены краткие сведения о специфике овладения связной диалогической речью детьми с нарушениями интеллекта, а также подчеркивается важность проведения целенаправленной коррекционной работы, необходимой для успешного речевого развития детей данной категории.

Ключевые слова: диалогическая речь, нарушения интеллекта, связная речь, школьники, развитие.

Задача работы по развитию навыков связной устной речи учащихся, по мнению профессора Т. А. Ладыженской, состоит в том, чтобы научить детей говорить ясно, правильно, убедительно, выразительно и свободно.

В специальной (коррекционной) школе развитие связной речи детей с нарушением интеллекта не является задачей какого-либо одного урока. Она осуществляется на всех уроках русского языка (уроках развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, уроках грамматики, чтения), а также во время преподавания всех остальных предметов.

Основными принципами по развитию связной речи являются:

– принцип постепенного усложнения высказываний, который предполагает ведение работы от более простых к более сложным высказываниям;

– формирование осмысленных умений, т. е. усвоение материала по построению связной речи на практическом уровне (школьники способны самостоятельно определять тему и идею высказываний, подбирать заголовок к содержанию текста, устанавливать связь между частями текста и т. д.);

– сложность материала должна возрастать с учетом выработки у школьников тех умений, которые для необходимы для его усвоения;

– использование разнообразных упражнений, которые постепенно усложняются и требуют все большей самостоятельность от тех, кто их выполняет;

– заинтересованность детей в изучаемом материале, что приведет к возникновению у школьников потребности говорить. Предложенные задания должны затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Кроме того, повышению эффективности работы, направленной на развитие связной речи у школьников с нарушениями интеллекта, будут способствовать:

– организация языковой основы для высказывания (словарная работа, построение предложений с усвоенными словами). Развитие у детей умения оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повышает уровень произвольности устной речи и помогает произвести существенный сдвиг в построении связного высказывания;

– систематическая тренировка в устных связных высказываниях, которая предполагает разнообразную тематику и виды упражнений, опору на различные планы, постепенное сокращение помощи учителя.

Работа, направленная на развитие связной устной речи, начинается с упражнения учащихся в диалоге. Диалогическая речь — это самая простая форма речи, возникающая при общении двух людей. Обычно диалогической речи присуще употребление жестов, интонаций, мимики, что создает эмоциональный контакт между общающимися.

По мнению С. Л. Рубинштейна, развитие связной речи у детей происходит следующим образом: сначала общение у ребенка происходит лишь с его ближайшим окружением. Вкрапленные в непосредственный контакт с близкими отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму. Основная линия развития речи ребенка заключается в том, что от исключительного господства только ситуативной речи он переходит к овладению контекстной речью. Поскольку ребенок сначала оперирует лишь непосредственным ему близким содержанием и пользуется речью для общения с людьми, включёнными в общую с ним ситуацию, речь его сначала, естественно, носит ситуативный характер. По мере того, как в ходе развития изменяется и содержание, и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи, которая не вытесняет ситуативную и не приходит ей на смену. Он начинает все совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то одной, то другой — в зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения.

Учащиеся специальных (коррекционных) школ часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, т. е. они не ориентируются на собеседника. Не умея полно отвечать на заданные вопросы, не владея в достаточной мере построением предложений, школьник не может перейти к связному устному изложению своих мыслей. Дети долго не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходившего, последовательного, логического и подробного описания событий. Школьники пользуются бедными деталями, фрагментарными высказываниями, состоящими из логически не объединенных частей, их речевая активность слаба и быстро исчерпывается. Поэтому необходима специальная и систематическая работа по развитию всех сторон связной речи.

Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, с развитием структуры предложения, с развитием словоизменения и словообразования. В процессе работы над диалогической речью школьники с нарушениями интеллекта должны научиться слушать и понимать вопросы, самим задавать вопросы, уметь правильно и точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответах на вопросы.

Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти методы реализуются двумя приемами:

1) приемом беседы,

2) приемами театрализации (имитации и пересказа).

Проведение беседы включает три этапа: вступление, развитие темы, концовка.

Во вступлении педагог привлекает внимание детей к теме беседы, дает определенную установку на восприятие темы разговора. В процессе проведения беседы он должен кратко и четко ставить вопросы и требовать смысловой точности и правильного полного оформления ответов. К участию в беседе должны привлекаться все дети. В конце беседы подводится итог, делается обобщение.

Необходимо научить школьников с нарушениями интеллекта задавать вопросы. На первом этапе помощь учителя-дефектолога существенна. Дети задают вопросы по картинке, беря за основу предложенный учителем материал. Далее самостоятельность школьников растет, от картинок переходят к собственному опыту обучающихся.

Особое внимание нужно уделять развитию связной речи как средству общения. Она намечает более конкретный комплекс задач, направленных как на развитие понимания, так и на формирование потребности в активной речевой деятельности. К таким задачам относятся формирование различных видов контроля и самоконтроля, умения вслушиваться в обращенную речь, усвоение нужных синтаксических средств построения развернутого сообщения, развитие положительной мотивацию. Формирование построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей, одновременно способствует их совершенствованию.

Предлагается начинать работу с развернутого ответа на вопрос с последующим переходом к описанию простых предметов, а от него к рассказу по картинке с несложным сюжетом и ярко выраженными признаками действия. В качестве средств активизации речи и мысли ребенка рекомендуется применение разнообразных приемов: вопросов, требующих проведения сравнения; провокационных вопросов; сопоставления речи учителя и ученика; опоры на наглядно воспринимаемые предметы.

Использование приемов театрализации (игр-драматизаций, театрализованных представлений), особенно в младших классах, является очень важным, так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речь ребенка с нарушениями интеллекта. На занятиях можно использовать как игры-драматизации стихотворных текстов, которые сначала заучиваются целиком, а затем воспроизводятся по ролям, так и игры-драматизации прозы (чтение по ролям).

От класса к классу происходит усложнение работы в плане увеличения объема материала.

Таким образом, специальное обучение служит всестороннему развитию и коррекции познавательной сферы школьников с нарушениями интеллекта. Существенной частью его является работа над формированием различных сторон речевой деятельности обучающихся. Под воздействием специального обучения самостоятельная устная и письменная речь детей заметно совершенствуется. Однако контингент детей специальных (коррекционных) школ чрезвычайно разнообразен. В одном и том же классе обучаются дети с разным уровнем общего развития. Недочеты их речевой деятельности характеризуются различной глубиной и степенью выраженности. Соответственно и разные виды помощи, используемые педагогами для того, чтобы облегчить детям выполнение того или другого задания оказываются не в разной мере эффективными. Поэтому в школе развитие речи детей с нарушениями интеллекта учащихся будет осуществляться наиболее успешно при реализации дифференцированного подхода, учитывающего типические особенности детей.

Литература:

  1. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках//Дефектология. — 1987. — № 6. — С. 32–37.
  2. Большой психологический словарь/Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — С. 415.
  3. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. — М.: Педагогика, 1975. — С. 65.
  4. Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. — 256 с.
  5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, связная речь, диалогическая речь, развитие, ребенок, школьник, контекстная речь, связная устная речь, специальное обучение, устная речь.


Похожие статьи

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Похожие статьи

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития

В статье содержатся сведения об особенностях связной речи младших школьников с задержкой психического развития. Изучены ведущие факторы, способствующие развитию связной речи детей с задержкой психического развития и особенности её формирования.

Развитие связной речи у старших дошкольников средствами творческих заданий и игр

В статье раскрывается проблематика речевого развития детей старшего дошкольного возраста, его основные компоненты. Рассматриваются также приемы и методы, посредством которых реализуется работа по развитию речи у детей в дошкольных образовательных учр...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития

В данной статье охарактеризованы особенности становления лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития, представлены и проанализированы результаты обследования активного словарного запаса и грамматического ...

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха

В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Задать вопрос