В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.
Ключевые слова: Государственная противопожарная служба, пожарная безопасность, динамика числа пожаров.
09 октября 1947 г. в составе Главного управления пожарной охраны МВД СССР был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий. Штатная численность специального отдела была утверждена приказом МВД СССР от 08 октября 1947 г. № 001048. Под охрану отдела были переданы предприятия, научно-исследовательские учреждения, закрытые города и поселки, в которых занимались созданием ракетно-ядерного оружия.
В настоящее время, порядок создания и организации специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) регламентированы федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», где указано, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится осуществление тушения пожаров на особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные подразделения федеральной противопожарной службы.
На сегодняшний день специальные подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы — это 50 специальных управлений, которые расположились от Калининградской области до Хабаровского края. Штатная численность специальных подразделений ФПС ГПС насчитывает 23 148 человек. Сами по себе, специальные управления ФПС ГПС разделены на 4 группы, а именно:
1) специальные подразделения ФПС 1 группы — это специальные подразделения ФПС со штатной численностью свыше 400 человек, охраняющие объекты и закрытые административно-территориальные образования;
2) специальные подразделения ФПС 2 группы — это специальные подразделения ФПС со штатной численностью до 400 человек, охраняющие объекты и закрытые административно-территориальные образования;
3) специальные подразделения ФПС 3 группы — это специальные подразделения ФПС со штатной численностью свыше 250 человек, охраняющие объекты;
4) специальные подразделения ФПС 4 группы — это специальные подразделения ФПС со штатной численностью до 250 человек, охраняющие объекты.
Деятельность специальных подразделений ФПС направлена на обеспечение устойчивого функционирования охраняемых объектов и закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО), повышение готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, совершенствованию организации службы и тушения пожаров, осуществления федерального государственного пожарного надзора и профилактики пожаров, а также подготовки личного состава.
Информация о пожарах и их последствиях, произошедших на охраняемых объектах и ЗАТО приведена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика числа пожаров и их последствий, произошедших на охраняемых объектах и ЗАТО в 2019–2022 гг.
Главным управлением пожарной охраны МЧС России постоянно проводится анализ объектов, включенных в Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — Перечень), на их соответствие установленным критериям для включения. В 2022 году было включено 6 объектов, 4 объекта исключены из Перечня, 12 объектов, находящихся в Перечне, были переименованы.
Приказом МЧС России от 22 марта 2017 г. № 124 «О передаче специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в оперативное подчинение главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации» определено, что специальные подразделения ФПС ГПС вводятся в состав пожарно-спасательных гарнизонов. Приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. № 467 «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» определено, что существует два вида пожарно-спасательных гарнизонов: территориальный и местный. В территориальный пожарно-спасательный гарнизон объединяются подразделения, которые расположены на территории одного субъекта Российской Федерации. Границами для территориального пожарно-спасательного гарнизона являются границы субъекта Российской Федерации. В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Границами для местного пожарно-спасательного гарнизона являются границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образования. Ответственность за организацию работ по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на объектах Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП Президента Российской Федерации), территории ЗАТО и на объектах, расположенных в границах ЗАТО возлагается на начальников специальных управлений ФПС, расположенных вне территории ЗАТО на начальников главных управлений по субъектам Российской Федерации.
На территории города Москвы существует целый ряд организаций, которые охраняются специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. Большую долю работы в данных подразделениях организуют и осуществляют сотрудники, в чью компетенцию входит профилактика пожаров на стратегических, особо важных и объектах критической инфраструктуры.
В период с 2019 по 2022 год на территории города Москвы зафиксирован 31 861 пожар, с суммарным ущербом от последствий пожара на сумму 4,281 миллиарда рублей и 669 погибшими на пожарах.
Информация о количестве пожаров, произошедших в период с 2019 по 2022 год на территории города Москвы и на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы, наглядно показано на графике (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение пожаров, произошедших в г. Москве и на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС в 2019–2022 гг.
Таким образом, в 2019 году, количество пожаров, произошедших на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы — 21, что составляет 0,21 % от общего количества пожаров, произошедших на территории города Москвы., в 2020 году — 0,22 %, в 2021 году — 0,26 %, а в 2022 году — 0,3 %.
В настоящее время МЧС России проводит большую работу, направленную на обучение людей действиям при пожаре. Одним из плодов этой работы является приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности». Со всеми работниками (сотрудниками) до начала выполнения трудовой (служебной) деятельности должен проводиться вводный противопожарный инструктаж. Противопожарный инструктаж проводится в целях доведения до лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, обязательных требований пожарной безопасности, изучения пожарной и взрывопожарной опасности технологических процессов, производств и оборудования, имеющихся на объекте защиты систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, а также действий в случае возникновения пожара. Несмотря на проводимую работу и небольшое количество пожаров, не получилось обойтись без погибших. Погибшим при пожаре считается человек, смерть которого наступила на месте пожара или умерший от его последствий в течение 30 последующих суток, за исключением случаев установления судмедэкспертными учреждениями факта гибели до момента возникновения пожара.
Информация о количестве погибших на пожарах, произошедших в период с 2019 по 2022 год на территории города Москвы и на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы, представлена на рис. 3.
Рис. 3. Соотношение количества погибших при пожарах, произошедших в г. Москве и на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС в 2019–2022 гг.
На графике (рис. 3) мы видим, что в период с 2019 по 2022 год на территории города Москвы зафиксировано 669 погибших при пожарах, из них 15 человек погибло при пожарах, произошедших на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы, что составляет 2,2 % от общего количества людей, погибших при пожарах, произошедших на территории города Москвы.
К сожалению, не один пожар не может обойтись без материального ущерба. Порой, материальный ущерб может превышать несколько миллиардов рублей. За последние 4 года суммарный материальный ущерб от пожаров, произошедших на территории города Москвы составляет 4,28 миллиарда рублей, а суммарный материальный ущерб от пожаров, произошедших на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы составляет 31,98 миллиона рублей. Распределение материального ущерба от пожаров, произошедших в период с 2019 по 2022 год представлены на рис. 4 (сведения указаны в эквиваленте тыс. руб.).
Рис. 4. Распределение материального ущерба от пожаров, в г. Москве и на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС в 2019–2022 гг.
Таким образом, ущерб от пожаров, произошедших на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС, расположенных на территории города Москвы менее 1 % в целом.
Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что доказана эффективность работы специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданных для обеспечения пожарной безопасности на стратегических, особо важных и объектах критической инфраструктуры. Оперативное прибытие отделений пожарной охраны, большой вклад инженерно-инспекторского состава профилактических служб в осуществлении пожарной безопасности на деле показывает работу специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
В целях объективной оценки и аргументированности разрабатываемой категорийности зданий и сооружений, приведем статистику срабатывания установок пожарной автоматики на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС на территории города Москвы в период с 2019–2022 гг. (рис. 5).
Рис. 5. Динамика срабатывания установок пожарной автоматики в г. Москве на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС в 2019–2022 гг.
Из представленных данных можно сделать вывод, что наибольшее количество срабатываний установок пожарной автоматики зарегистрировано в 2022 г. — 458 срабатываний, что в пересчете на количество дней в году означает не менее 1 срабатывания в день. Не смотря на большее количество срабатываний установок пожарной автоматики в 2022 г., количество пожаров, обнаруженных после срабатывания установок пожарной автоматики 7 ед. в 2019 году, что составляет 1,67 % от общего количества срабатываний установок пожарной автоматики на объектах, охраняемых специальными подразделениями ФПС ГПС на территории города Москвы. Наибольшее количество срабатываний установок пожарной автоматики было зарегистрировано в 2022 г. — 458 срабатываний, что означает не менее 1 ложного срабатывания в сутки в течении календарного года.
Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод о необходимости разработки алгоритма взаимодействия специальных подразделений ФПС и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов. Результатом разработки и введения в действие алгоритма, будет уменьшение количества привлечения сил и средств территориального пожарно-спасательного гарнизона на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).
- Орлова О. Н., Клепко Е. А. Сравнительный анализ основных пожарных рисков в Российской Федерации. Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: сборник материалов седьмого научного семинара. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. — С. 387–393.
- Орлова О. Н., Клепко Е. А. Информационная деятельность МЧС России в социальных сетях коммуникаций по вопросам пожарной безопасности. Монография. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2022.– 171 с.
- Орлова О. Н., Клепко Е. А. Организационное проектирование системы обеспечения пожарой безопасности на муниципальном уровне. Монография. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2024.– 190 с.
- Беломутенко Д. В., Песков А. Е., Источкина М. В. История создания подразделений специальной пожарной охраны. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию эколого-мелиоративного факультета. Волгоград, 2020. С. 321–326.
- Мокшанцев А. В., Ильчевская Р. Р., Ильчевский В. С. Анализ статистики пожаров на объектах ФГКУ «Специальное управление ФПС № 3 МЧС России». Universum: технические науки. 2023. № 1–1 (106). С. 19–22.
- Павлова Н. И., Попов Н. И. Договорные отношения между МЧС России и правительством субъекта Российской Федерации: передача полномочий или взаимодействие? Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. Выпуск 4 (17), 2015.
- Орлова О. Н., Клепко Е. А. Информационная деятельность МЧС России в социальных сетях коммуникаций по вопросам пожарной безопасности. Монография. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2022. — 171 с.
- Климов. А. С. Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации. Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 61–63.
- Метельков А. Н. Алгоритм информационного взаимодействия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции. Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России» № 1–2023. С. 17–28