Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (541) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 13.10.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Балабанова, В. А. Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка / В. А. Балабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 42 (541). — URL: https://moluch.ru/archive/541/118316/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Ключевые слова : визуализация, лексико-грамматические навыки, средства визуализации, учащиеся 5 класса.

На сегодняшний день визуализация информации при изучении иностранных языков представляет собой представление основных фактов, событий и культурных процессов на иностранном языке в удобной форме. Различные средства визуализации, такие как иллюстрации, коллажи и презентации, помогают учащимся погрузиться в мир иноязычной культуры и улучшают обучение [3, с. 2].

Растущее значение визуализации объясняется глобальными процессами и необходимостью быстрого доступа к информации. Современные средства визуализации предоставляют информацию в компактной и удобной форме для восприятия и использования [2, с. 8].

В современной методике изучения иностранного языка уделяется все большее внимание лексике и грамматике. Учащимся нужно овладеть навыками анализа, систематизации и интерпретации информации, а также использования изученных морфологических форм и синтаксических конструкций. Использование визуализации способствует формированию этих навыков.

Обучение иностранным языкам в 5 классе играет ключевую роль в формировании коммуникативных компетенций учащихся. В этом возрасте дети активно развивают свои когнитивные способности, что позволяет им глубже понимать лексические и грамматические структуры языка [1, с. 126]. Пятый класс является переходным этапом от начального общего образования к основному, где ставится акцент на развитие речевой деятельности — аудирования, чтения, говорения и письма. Для успешного обучения на этом этапе важно учитывать психологические особенности учащихся, их желание играть, экспериментировать и выражать своё мнение. Также важно поддерживать мотивацию учащихся через использование новых технологий, игровых элементов и интерактивных заданий. В целом, изучение иностранного языка в пятом классе требует особого подхода, учитывающего возрастные особенности и мотивацию учащихся [4, с. 3].

Для более успешного развития лексико-грамматических навыков важно использовать средства визуализации. Учитель может как создать что-то свое, так и воспользоваться готовыми ресурсами. Рассмотрим несколько вариантов средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков на уроке английского языка.

Упражнение — игра Time Bingo. Учащиеся получают карточки с изображением шести циферблатов, на которых указано время. Учитель зачитывает фразы, описывающие время, а ученики вычеркивают соответствующие циферблаты. Первый, кто вычеркнет все, кричит «Bingo!». В процессе игры учитель может использовать элементы визуализации, такие как циферблат (рис. 1), который помогает запомнить лексику на тему «Telling the time». Ученики видят, какое слово использовать для каждой позиции стрелки, а цветовая кодировка помогает различать «past» и «to».

Изображение циферблата

Рис. 1. Изображение циферблата

Схема для иллюстрации использования предлогов on, in и at в контексте времени и места (рис. 2). Предлог «in» употребляется с крупными географическими локациями (странами, городами) и длительными временными промежутками (от недели до века). Предлог «on» используется для более мелких локаций и коротких периодов времени (дни). «At» обозначает конкретные места и точные временные указания.

Схема использования предлогов

Рис. 2. Схема использования предлогов

Ментальные карты идеально подходят для визуализации как грамматических конструкций, с пониманием которых у учащихся часто возникают проблемы, так и для новой лексики. Примером может служить ментальная карта по теме «Семья» (рис.3). Такие карты предоставляют обучающимся краткий и наглядный обзор материала, одновременно разжигая их творческий потенциал.

Существует ряд правил для создания ментальных карт:

  1. Основная идея расположена по центру; для ее изображения используются рисунки и картинки;
  2. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
  3. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (по аналогии с ветвями дерева);
  4. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Ментальная карта по теме «Семья»

Рис. 3. Ментальная карта по теме «Семья»

Итак, исходя из вышеизложенного материала, делаем вывод, что преимущества визуализации заключаются в том, что она облегчает учащимся запоминание новых слов, связывая их с соответствующими значениями через изображения. Визуализация в изучении иностранных языков повышает эффективность обучения, помогает глубже усваивать языковые элементы и делает процесс более увлекательным. Она развивает когнитивную активность учащихся, увлекая их в изучение языка и расширяя объем необходимого материала. Таким образом, использование визуальных средств в процессе изучения иностранного языка эффективно для формирования лексико-грамматических навыков, ускоряет обучение, повышает интерес к предмету и улучшает качество усвоения материала, позволяя индивидуализировать подход к обучению.

Современный мир сильно отличается от эпохи, когда для изучения иностранного языка достаточно было лишь одного учебника. Для успешного обучения важно пересмотреть подход к внедрению упражнений на уроках, учитывая потребности и особенности студентов. Поэтому изучение и оптимизация применения визуализации на уроках английского языка остаются актуальными и сегодня.

Литература:

  1. Гулящих В. Е. Использование визуализации в работе по развитию лексико-грамматических навыков на уроках иностранного языка // Высшее образование в России. 2021. № 6. С. 125–134.
  2. Зуфарова А. С. Роль визуализации в иноязычном обучении // Педагогический портал. 2019. № 1. С. 8–14.
  3. Кодзова З. Н. Визуальные средства в обучении иностранным языкам // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-sredstva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
  4. Лалина О. В. Развитие лексико-грамматических навыков и умений учащихся на уроке английского языка в 5 классе // Научные статьи. 2019. № 3. С. 2–7.


Задать вопрос