В статье рассматривается порядок обеспечение автомобильным имуществом соединений и воинских частей, как важной составляющей осуществления выполнения служебно-боевых задач (СБЗ). В современных условиях, когда скорость и эффективность выполнения задач играют ключевую роль, правильное управление автомобильным имуществом становится критически актуальным. В этом материале мы подробно рассмотрим порядок обеспечения, его этапы и важные моменты.
Ключевые слова: автомобильное имущество, логистика, планирование, сооружения, имитация ВВТ и объектов.
Порядок обеспечения автомобильным имуществом соединений (воинских частей) при выполнении служебных боевых задач (СБЗ) подразумевает четкую организацию и планирование логистических процессов. Основной задачей является обеспечение своевременной и эффективной транспортировки войск, материальных средств и техники в условиях выполнения боевых заданий [1, 2].
В первую очередь, необходимо определить количество и типы транспортных средств, требуемых для конкретного задания, исходя из его масштаба и сложности. Далее проводится анализ наличного автопарка, при необходимости осуществляется привлечение резервного автотранспорта. Важно также учитывать специфику маршрутов передвижения, выбирать оптимальные пути с точки зрения безопасности и оперативности.
Кроме того, важным аспектом является подготовка экипажей и техническое обслуживание автотранспорта. Автомобильные средства должны проходить регулярные проверки и быть готовыми к эксплуатации в любых условиях. В ходе выполнения СБЗ осуществляется постоянный мониторинг состояния автомобильного имущества и необходимость его замены или ремонта [2].
Автомобильное имущество включает в себя все виды автотранспортных средств, используемых для решения различных задач, таких как перевозка личного состава, грузов, а также эвакуация и снабжение. Его правильная организация обеспечивает мобильность и оперативность действий соединений, что существенно влияет на успех выполнения боевых задач [3].
Обеспечение АИ включает в себя не только управление самими автомобилями, но и систему обслуживания, ремонта и обеспечения запчастями. Это означает, что каждая единица транспортного средства должна быть готова к выполнению задач в любой момент времени. Высокая готовность автопарка в свою очередь сказывается на боевой способности частей в целом [2].
Правильный порядок обеспечения автомобильным имуществом можно разделить на несколько ключевых этапов, каждый из которых играет свою уникальную роль в процессе.
Выделяются базовые этапы обеспечения автомобильным имуществом, такие как:
— Планирование
— исполнение
— мониторинг
— учет и отчетность
— оптимизация
Этап планирования:
На этом этапе возникает необходимость в тщательном анализе потребностей соединения [4]. Необходимо учитывать не только численность личного состава, но и особенности предполагаемых операций. Важно определить, какое количество транспортных средств потребуется, какие маршруты будут использоваться, и какие условия могут возникнуть в процессе выполнения задачи.
Планирование включает в себя составление графиков и схем, а также определение источников автомобильного имущества. Это может включать в себя как имеющиеся запасы, так и возможности для их пополнения. Необходимо детально проработать схемы развертывания, чтобы избежать дефицита транспортных средств в критический момент.
Этап мониторинга и корректировки
Во время выполнения СБЗ необходимо не только следить за состоянием автопарка, но и готовить операционные решения на основании текущей ситуации. Важно тотально контролировать перемещения автомобилей, обеспеченность топливом и состоянием экипировки. Это позволит вовремя реагировать на возможные изменения ситуации и принимать оперативные решения [5].
Например, если одна из трасс станет недоступной из-за неблагоприятных погодных условий, необходимо быстро разработать альтернативные маршруты. В таком случае автомобильное имущество должно оперативно перенаправляться на новые пути с минимальными потерями в сроках.
Учет и отчетность
Другой важный аспект обеспечения автомобильным имуществом — это учет и отчетность. Каждый экземпляр передвижного имущества должен быть зарегистрирован и учтен. Это позволяет осуществлять контроль за состоянием техники и управлять ею более эффективно. Данная работа осуществляется должностными лицами ответственные за хранение, прием и выдачу АИ, такие как начальник склада и кладовщик [6].
Анализ и оптимизация
На основе собранных данных необходимо реализовать мероприятия по оптимизации работы на ВВСТ. Это может включать в себя изменение графиков обслуживания, перераспределение имущества между воинскими частями или улучшение материально-технического обеспечения в целом. В настоящее время доля закупа АИ в войсках выросла по сравнению с 2021–2022 годов примерно на 35–40 %
Собранные объемные данные могут помочь в выявлении системных проблем, которым нужно уделить внимание. Например, если определенный тип техники часто выходит из строя, это может быть сигналом для пересмотра планов модернизации или покупки новых образцов.
Для расчета потребности в автомобильном имуществе выполнении СБЗ нам необходимо иметь установочные данные:
Формула потребности в автомобильном имуществе (ПАИ)
ПАИ = (Кл/ Тр + Лк/ Тл + Ор / То)/ Фр
где:
ПАИ — потребность в автомобильном имуществе (единицы).
Кл — количество личного состава, участвующего в боевых действиях (человек).
Тр — среднее количество транспортных средств, необходимое на одного человека (единицы).
Лк — количество логистических операций, требующих транспортировки (операции).
Тл — среднее количество транспортных средств, необходимое на одну логистическую операцию (единицы).
Ор — количество оперативных задач, требующих вывода наездников или доставки (задачи).
То — среднее количество транспортных средств, необходимое для выполнения одной оперативной задачи (единицы).
Фр — коэффициент, учитывающий факторы, влияющие на боевую ситуацию, такие как интенсивность боевых действий, состояние дорог, уровень опасности (коэффициент от 0 до 1).
Применим формулу для наглядности расчетов в АИ:
Предположим, что:
Кл = 150 — (150 человек),
Тр = 0.5 — (в среднем 0.5 транспортного средства на человека),
Лк = 10 — (10 логистических операций),
Тл = 2 — (2 транспортных средства на операцию),
Ор = 5 — (5 оперативных задач),
То = 1 — (1 транспортное средство на задачу),
Фр = 0.8 — (коэффициент готовности).
Теперь подставим значения в формулу:
ПАИ = (150 \ 0.5 + 10 \ 2 + 5 \ 1) \ 0.8
ПАИ = (75 + 20 + 5) \ 0.8
ПАИ = 100 \ 0.8 = 80
В этом примере потребность в автомобильном имуществе составит 80 единиц.
Данная формула позволяет оценить потребность в автомобильном имуществе при различных сценариях боевых действий, учитывая количество личного состава, логистические операции, оперативные задачи и другие важные факторы.
Однако следует подчеркнуть, что текущие методы и модели не охватывают всего многообразия реальных условий, связанных с обеспечением войск необходимым автомобильным имуществом, что обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования методов нормирования запасов и управления материально-техническим обеспечением [4].
В то же время, для повышения качества нормирования запасов важно тщательно проанализировать все существующие методы с точки зрения их обоснованности и необходимости применения. Проблема заключается в том, что при стремлении к максимальной достоверности результатов расчета нормирования запасов возрастает их сложность и трудоемкость, что становится значительным вызовом даже при использовании вычислительных машин [5].
Подводя итог статьи, можно сделать вывод, что обеспечение автомобильным имуществом соединений при выполнении СБЗ является важным, многоэтапным процессом, требующим внимательного анализа, планирования и контроля. Каждый из этапов имеет свое значение и не может быть проигнорирован без ущерба для выполнения поставленных задач.
От правильной организации этого процесса зависит не только скорость, но и эффективность выполнения боевых задач, что конечно же в конечном итоге влияет на результативность всей операции. Наличие четкой последовательности действий и эффективного контроля за состоянием автопарка в свою очередь позволяет максимально использовать имеющиеся ресурсы и повысить боевую готовность соединений.
Литература:
- Приказ ФСВНГ от 15.08.2017 г. № 270 «Об утверждении порядка хранения автобронетанкового (автомобильного) имущества на складах автобронетанкового (автомобильного) имущества в войсках национальной гвардии Российской Федерации».
- Пыдер А. Р. Направления развития теоретических положений повышения боевой устойчивости системы материально-технического обеспечения объединения в операциях (боевых действиях) / А. Р. Пыдер // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва. — 2019, № 1 (17). — С. 99–102.
- О материально-техническом обеспечении войск национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [сайт]. URL: http://regulation.gov.ru/ projects#npa=59650 (дата обращения: 16.11.2020).
- Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (редакция от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». [Электронный ресурс]сайт.URL: [https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/texnicheskoe-obespechenie].
- Поляков С. А. Методический подход к оптимизации управления материально-техническим обеспечением войск (сил) // Армия и общество. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-optimizatsii-upravleniya-materialno-tehnicheskim-obespecheniem-voysk-sil (дата обращения: 11.10.2024).
- Алексеев А. В., Дикунова М. С., Егоров П. В. Методика нормирования запасов вещевого имущества в производственно-логистических комплексах // Вестник НГИЭИ. 2016. № 8 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-normirovaniya-zapasov-veschevogo-imuschestva-v-proizvodstvenno-logisticheskih-kompleksah (дата обращения: 11.10.2024).