Прокурорский надзор над судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (538) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 26.09.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Тихонов, К. Е. Прокурорский надзор над судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов / К. Е. Тихонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 39 (538). — URL: https://moluch.ru/archive/538/117770/ (дата обращения: 27.09.2024).

Препринт статьи



Вданной работе будут рассмотрены недостатки законодательства Российской Федерации (далее — РФ) в сфере прокурорского надзора за деятельностью судебных приставав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Кратко отражены и систематизированы типичные нарушения в данной категории деятельности судебных приставов. А также проведено сравнение двух организационно-распорядительных документа прокуратуры РФ по организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Ключевые слова: Прокуратура РФ, прокурорский надзор, судебные приставы, нарушения законодательство Российской Федерации, обеспечение установленного порядка деятельности судов, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.

This paper will consider the shortcomings of the legislation of the Russian Federation (hereinafter — the Russian Federation) in the field of prosecutorial supervision of the activities of bailiffs to ensure the established procedure for the activities of courts. Typical violations in this category of bailiffs' activity are briefly reflected and systematized. And also a comparison of two organizational and administrative documents of the Prosecutor's Office of the Russian Federation on the organization of prosecutorial supervision of the execution of laws by bailiffs to ensure the established order of the courts.

Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation, prosecutor's supervision, bailiffs, violations of the legislation of the Russian Federation, ensuring the established procedure for the activities of courts, Federal Bailiff Service of the Russian Federation.

В соответствии с Федеральным закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ»), прокуратура осуществляет надзор за деятельностью исполнительных органов государственной власти, в том числе Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее — ФССП РФ).

В соответствии с действующим законодательством, прокурорский надзор за деятельностью судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — ОУПДС) является одним из видов деятельности правоохранительных органов. В своей деятельности судебные приставы по ОУПДС отличаются от других органов власти в сфере исполнения законов, что в свою очередь закреплено отдельными нормативно-правовыми актами.

Прокурорские надзорные полномочия располагает следующими приоритетными направлениями при надзоре над судебными приставами по ОУПДС:

– в соответствии с Федеральным законом 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», соблюдение законодательства об оружии, и требования о том, что спецсредства должны быть зарегистрированы в установленном порядке;

– судебные приставы обязаны осуществлять принудительное доставление граждан в суд, дознавателей и судебных приставов, в соответствии с Приказом Министерства юстиции РФ от 13.07.2016 № 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов»;

– соблюдение ст. 15 ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» о применении силы в принудительном порядке;

– соблюдение ст. 11 ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ», о требовании законодательства о допуске к суду и физическому обыску;

– соблюдение правила: сообщать о выявленных правонарушениях, а также регистрировать их;

– соблюдение ст. 12 ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» о законности административно-процессуальных действий, направленных на принудительное исполнение решения суда;

– в статистических отчетах отражаются только достоверные и достоверные данные;

– и т. д.

Надзор за соблюдением ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» является только одним из направлений прокурорского надзора. Прокурор имеет право беспрепятственно находиться на территории и в помещениях ФССП России, а также получать информацию о выявленных нарушениях.

Прокурор имеет право привлечь судебных приставов к административной ответственности за нарушение законодательства:

– неправомерное хранение оружия, необоснованное использование физической силы — это злоупотребление служебным положением;

– к неправомерному приводу могут привести необоснованные действия судебных приставов, а именно: применение спецсредств или силовых методов в отношении задержанного;

– нарушен пропускной режим в здании суда;

– нарушение уведомления о выявленном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении;

– нарушения, связанные с введением статистических отчетов, являются одним из самых распространенных нарушений.

Генеральным прокурором РФ было принято Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2022 № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», которым были отменены ранее действовавшие Указания. Данное Указание, предусматривает прокурорского надзора не только за судебным приставом-исполнителем, но и за судебным приставом по ОУПДС, которые также допускают серьезные нарушения закона.

По мнению Генпрокуратуры РФ, необходимо более пристальное внимание уделить надзору за деятельностью судебных приставов по ОУПДС.

Протест прокурора или заместителя прокурора на действия судебных приставов по ОУПДС является основанием для обращения в суд. Прокурор может подать жалобу на незаконное постановление административного судопроизводства, составленное судебными приставами по ОУПДС. Согласно действующему законодательству, протест должен быть рассмотрен старшим приставом-исполнителем в течение десяти дней. Прокурор вправе сократить срок рассмотрения жалобы, но в исключительных случаях. Прокурора незамедлительно уведомляют о результатах рассмотрения жалобы в письменном виде.

Работник прокуратуры имеет право обратиться с заявлением об устранении нарушений. В течение одного месяца с момента поступления заявления должностные лица должны устранить нарушение закона, причинно-следственную связь и обстоятельства, которые привели к его совершению. Прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

Прокурор, в свою очередь, может возбудить дело об административном правонарушении, в отношении нарушителя, в частности судебного пристава по ОУПДС.

Такие меры, как предупреждение судебным приставам о несовершении правонарушения, менее действенны, так как они направлены на то, чтобы предупредить прокурора о том, что правонарушение еще не совершено, но готовится.

Но новое указание Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2022 № 521/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», касающееся организации прокурорской деятельности, не затрагивает вопрос о том, как судебные приставы по ОУПДС могут применять при исполнении судебных решений.

В этой связи необходимо сформировать методику прокурорского надзора о эффективности деятельности судебных приставов по ОУПДС, так как только объективное оценивание эффективности позволит скорректировать положения о проверке исполнения законов органами ФССП России.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.12.1996 [№ 150-ФЗ] «Об оружии»
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 [№ 2202–1] «О прокуратуре Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 21.07.1997 [№ 118-ФЗ] «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»
  4. Приказ Министерства юстиции РФ от 13.07.2016 г. [№ 164] «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов»
  5. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2022 [№ 521/7] «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»
  6. Возняк И. М. К вопросу о предмете прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, а также предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» / И. М. Возняк // Молодой ученый, 2020. — [С. 200–202].
  7. Пак В. А. Отдельные вопросы прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов / В. А. Пак // ГлаголЪ правосудия, 2023. — [С. 45–48].
  8. Самак Я. Г. Проблемы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве / Я. Г. Самак // Бюллетень экономики, политики и права, 2020. — [С. 39–43].


Задать вопрос