Секреты Золушки при сложных ситуациях в жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Спильная, Е. В. Секреты Золушки при сложных ситуациях в жизни / Е. В. Спильная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117742/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор ищет решение проблем, вызванных стрессовыми ситуациями.

Ключевые слова : сказка, стрессовая ситуация, Золушка, воображение, воспоминание, любовь, королевское достоинство, духовная стойкость, инициация, тренировка .

Испытания даются сильнейшему

Автор неизвестен

Вспоминается выражение: «Страшно, как в сказке!». Говоря о сказке «Золушка», однозначно понимаешь, что «в основе сказки… лежит стрессовая ситуация. Фактически сказочная история раскрывает способы преодоления стрессовой ситуации…» [1].

«Действительно, читая сказку, удивляешься, как много ребенок пережил горя! «Она потеряла мать, с ней никто не проводил терапию потерь. Вместо психологической поддержки и реабилитации она выходит на работу и сразу попадает в новый конфликт. Мачеха сживает ее со свету. Сегодня этому даже есть название «боссинг» — ситуация, когда начальник сознательно и целенаправленно травит подчиненного.

Золушка вынуждена выполнять самую грязную работу. Причем в сказке нет указаний на то, что она получает какую-то заработную плату. Налицо грубое нарушение Трудового кодекса. Более того, она лишена права на законный выходной, не может открыто пойти на бал» [1].Такой невыносимый прессинг можно сравнить только с концлагерем!

В тяжелых условиях жизни «Люди психологически могут «сломаться» и входить в роль жертвы. А Золушка? Откуда при такой психологической и физической нагрузке у нее столько сил, оптимизма, креативности, присутствия духа? Ведь Фея подарила ей только имидж, соответствующий бальному случаю, никаких волшебных напитков Силы и Жизнерадостности она Золушке не преподносила» [1].

У Золушки определенно есть секреты мудрости, без которых она не смогла бы пройти инициацию и все жизненные испытания, устроенные ей злой Мачехой. Жемчужины мудрости россыпью рассыпаны по всему сюжету сказки. Обратимся к сказке в их поиске.

Начнем с истории сказки.

««Золушка» — это западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перро, братьев Гримм и Джамбаттисты Базиле. Это один из популярнейших сюжетов, который имеет свыше тысячам воплощений в фольклоре разных народов мира. Самая ранняя версия сказки обнаружена на египетских папирусах» [7].

Кстати, И. С. Тургенев перевел прозвище нашей героини «Золушка» словом «Замарашка» (настоящее имя Золушки, к сожалению, не сохранилось).

Во всех сюжетах мира четко обозначено, что Золушка была совсем не «Золушка» и не «Замарашка». Нет! В «Золушку» хотела превратить злая Мачеха, хотя Золушка из богатой семьи, а по одной из версий она была даже из королевской семьи. Золушка была из славного и благородного рода, значит девочка из высоконравственной семьи, в которой занимались воспитанием и развитием ребенка, и, конечно, малышку преданно и нежно любили. Золушка — богатая наследница, и по воле родителей, особенно матушки, ей давалось все лучшее и, конечно, превосходное образование для леди, в которое входило обучение этикету, бальным танцам (вероятнее всего, когда Золушка мыла полы, она не училась танцевать, а закрепляла навыки, которые ей давались при жизни Матушки). Также в обучение девочки входило изучение психологии, в том числе школа выживания в травматических ситуациях. При изучении такой тщательной подготовки Золушки к будущей жизни возникает вопрос: о чем особенно заботилась мать Золушки? Не о богатстве. Самое большое беспокойство матери было о сохранении, а может быть даже о спасении доброй, нежной и чистой души дочери.

Через некоторое время девочке пришлось проверить полученные знания на практике. Происходит неизбежное: нежно любящая матушка умирает, и жизнь Золушки в корне меняется. Отец вторично женится, и Золушка лишается материального богатства, уважения, любви, заботы и даже имени. Из любимой и прекрасной принцессы она превращается в служанку Золушку, с которой ужасно обращаются! Не каждый взрослый человек выдерживает такие повороты судьбы! Но Золушка справляется с горем и не унывает! Она сдает экзамен жизни, благодаря самому главному наследству.

«Главное наследство — это внутреннее ощущение силы любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, интуиция… и великая связь с Небом — Великая огромная жизненная сила!

Матушка умирает, передав дочери свои лучшие черты и помощников. Героиня сказки в духовном плане — богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством и в первую очередь сохранить его. Ее наследство необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери» [1].

Давайте перечислим волшебные секреты Золушки:

  1. Сирота бережно хранила в памяти своей любимой матушки «В сюжете в редакции братьев Гримм написано: «Перед смертью мать приказывает дочери быть доброй. И Господь тебе всегда поможет, а я буду глядеть на тебя с неба и всегда буду возле тебя» [7]
  2. Золушка знает, что она любима.

Любая настоящая мать для своего дитя жертвует всем, защищает и оберегает. Принцип матери — изобилие любви, Активная, живительная сила Золушки в Любви ее матери. «В сказке Золушка бережет свою Силу, не растрачивает ее на переживания боли, обид и бессилия. Поэтому финал ее закономерно счастливый» [1].Золушка первые годы своей жизни получила столько ласки, заботы и любви от матери и отца, что ее сердце запечатлелось базовое знание о самой себе: «Я любимая! Я драгоценная дочь своих родителей! Я гордость своего рода!». Знание и понимания того, кем ты являешься, дают тебе силы и мощную внутреннюю опоры. Если бы она поверила злой Мачехе, она почувствовала себя плохой, грязной Замарашкой, действительно Золушкой, то Золушка не была бы Золушкой-Победительницей. Сказки бы не случилось.

Золушка только внешне выглядела нищенкой, а душе она была настоящей принцессой. Условия для жизни так несносны у нашей героини, что невольно вспоминаются ужасные условия концлагеря. Всемирный известный психолог Виктор Франкл, который писал: «…деформация внутренней жизни заключенного в концлагере зависела не только от психофизических причин, а в конечном итоге — от внутренней установки самого заключенного… Лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто опускался духовно и в чисто человеческом плане. А опускался тот, у кого уже не оставалось больше никакой внутренней опоры» [5].

У Золушки же оказались непоколебимы ее внутренние опоры , поэтому угнетение и унижение Мачехой не сломало Золушку, а наоборот, укрепило ее дух и характер.

2. Золушка научилась принимать и любить себя! Этому ее научила матушка, и теперь, когда у Золушки осталась только она сама, девочка повторяла сама себе: «Я хорошая, славная и замечательная!» Сирота училась сама о себе заботиться, ухаживать за собой, сама себя утешать.

Доктор психологии Николай Козлов пишет: «Все начинается с любви! Такого человека (который любит и принимает себя таким, какой он есть), начинают любить другие. Глубинная уверенность, самоощущение «Я — достойный и интересный человек» (или «Солнышко, со мной приходит праздник») действует как внушение, как гипноз, убеждая людей без всяких слов — на подсознательном уровне. Образ себя становится образом других. Его любят хотя бы потому, что любить его легко, он открыт к восприятию доброго к себе отношения» [3].

Действительно, вспомните, как Золушка волшебно очаровала всех людей на балу .

Теперь нам понятно откуда сказочное обаяние у нашей героини.

  1. Золушка умела сохранять свое достоинство, а для сохранения достоинства важно иметь духовную основу.

Потрясающий урок преподносит нам Золушка, как она при настоящей тирании и «травле Мачехи не думала становиться жертвой : она использует любую ситуацию во благо. Открывая в себе неожиданные способности». Вот что говорит Золушка в сказочной версии Евгения Шварца: «натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной» [1]. .

Эрик Фромм писал: «Человек не свободен в выборе, иметь или не иметь «идеалы», но он свободен в выборе между разными идеалами: поклоняться ли разрушительным силам или разуму и любви». Золушка решила не поклоняться злу, а сделала выбор в сторону разума и любви.

  1. Все трудности дается нам по силам! Золушка не перечит Мачехе, но честно признается, что не успеет все сделать. Наша героиня смиренно принимает ситуацию и не борется с ней. Важно, что смирение в сказке показано не слабостью, а силой духа приятие жизни такой, какая она есть. «Раз я помещена в такую жизненную матрицу — значит, мне это зачем-то надо!» — возможно, так я думала Золушка.

У Золушки нет вопроса, справится она или не справится с навалившимися делами, проблемами — она знает, что ей дано — дано по силам , и это ее укрепит и сделает еще лучше, чище, прекраснее и мудрее.

Тогда само действие дает силы , сделать эти дела.

  1. Золушка ответственна за свою жизнь. Она стремится быть счастливой здесь и сейчас и все делает, чтобы сохранять внутреннее благополучие в нищете и унижении.

Золушка была кроткой, но она не была пассивной. Девушка ответственно относилась к работе и к своей жизни. Героиня делала все, что она могла, чтобы изменить свое положение: она не только старательно выполняла все капризы Мачехи и ее дочерей, но и смело просила разрешения у злой Мачехи пойти на бал. Ситуацию, которую она не могла изменить, принимала со смирением. Но Золушка должна была обязательно попасть на бал, несмотря, ни на что, потому что там должно было свершиться судьбоносное событие: она должна была встретиться со своим принцем. Золушка уже ничего для этого не могла сделать, и тут происходит чудо: приходит сверхъестественная помощь Феи.

  1. Мы ответственны за каждое мгновение своей жизни. Мы ответственны, как мы работаем, учимся. Мы ответственны за свои слова и поступки.

Как говорила Джейн Эйр в одноименном романе Шарлотты Бронте: «…Жить — в конечном счете, значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа» [6]. .

  1. Всегда есть выбор, как относиться к своим трудностям!

В фильме «Мирный воин» (2006 г. Создатели: режиссер Виктор Сальва и Сценарист Кевин Бернхардт) Сократ говорит спортсмену Дену Миллмэну, который попал в аварию и у него было раздроблено на 17 частей бедро и в бедре металлический стержень: «Авария — это тренировка! И там, где было поражение и бессилие, зародилась надежда и смысл!»

Золушка не озлобляется на Мачеху, хотя та очень жестока и несправедлива. «Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа — обучение. Мачеха — это учитель героини, ее «тренер». Неслучайно ее тренинг приводит к счастью в финале сказки. А родные дочери, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не удел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера» [1].

Мачеха выполняет в сказке роль тренера, который готовит Золушку к выполнению своей сверхзадачи, и героиня уже не воспринимает действия Мачехи, как зло, а воспринимает как упражнение, которое необходимо для развития. Обратите внимание, на вопрос Золушки из киносценария Евгения Шварца «Золушка»: «Можно ли ей поехать на бал?», как отвечает Мачеха: «Конечно, дорогая, но прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри пол выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, познай себя и намели кофе на семь недель» [6].

Кажется, как жестоко обращается Мачеха со своей падчерицей! Но за внешней жестокостью скрывается четкая, продуманная педагогическая методика обучения и воспитание девушки того времени. Давайте попытаемся расшифровать задание Мачехи:

— «…прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри пол выбели кухню, выполи грядки…» — это значит: наведи порядок в себе и вокруг себя, будь хозяйкой в своей жизни;

— «…посади под окнами семь розовых кустов…» — сделай все красивым и гармоничным вокруг себя;

— «…познай себя»..;

—«… и намели кофе на семь недель»,- трудолюбие вознаграждается.

  1. Умение абстрагироваться от реальности. Помните, в мире Золушки все было живым: живая утварь, метла, и ее друзья была посуда. Она была очень одинока в доме, и ей, таким образом, было легче, спокойнее и радостнее.

В. Франкл писал, «когда отнято все…» писал о важности своего собственного внутреннего мира у заключенного концлагеря.

Воспоминания и воображение помогали Золушке радоваться в самые трудные темные минуты жизни.

  1. Радость. Золушка умела радоваться, все делать с радостью, поэтому ее нрав был легкий. Умение настраивать себя на то, чтобы находить в жизни чему радоваться — великая мудрость и сила воли.

Чувство жизни и благополучия работает в жизни Золушки через ее постоянный труд над собой, но именно этот труд давал девочке, а потом и девушке приобрести легкость и быстроту во всем, почти воздушность. Что ей помогало? Она не погружалась в быт с головой, но она выполняла свои обязанности с пением, танцем, то есть как бы играя…

  1. У Золушки в душе не было болота обид и беспросветных страданий из-за несправедливости к ней. Она понимала, что происходит в реальности, но не позволяла мыслям типа: «Какая я несчастная!» свить гнездо в своей голове. Эти мысли разрушили бы психическое здоровье сироты, и ей трудно было бы справиться с депрессией.

У нашей героини разумное отношение к своим переживаниям: она не сдерживает себя (не загоняет вовнутрь стресс), а она проживает горе, выплакивая его. Слезы иногда целебнее бальзама! Успокоившись, быстро засыпает. Во сне все ее внутренние процессы приходят в состояние баланса.

  1. Золушка не унывала, потому что знала, что этот ад когда-нибудь закончится. То, что происходит сегодня — это временные трудности . Как-то и когда-то это точно закончиться. Нужно только перетерпеть и выдержать! Это настоящее испытание духовной стойкости! И Золушка понимает, что надо это испытание выдержать, то есть победить!
  2. У Золушки не было и «…обесценивание реальности, сопутствующее «временному существованию» заключенных, лишало человека опоры, заставляя окончательно опуститься, пасть духом — потому что «все равно все впустую» [5], Виктор Франкл здесь указывает высочайший смысл страданий: «Такие люди забывают, что самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возвыситься над самим собой».

Думаю, что и Золушка смогла возвыситься над самим собой .

  1. У Золушки была мечта! Мечта настолько важна, чтобы сделать абсолютно все, повысить вероятность ее достижения. Любовь — это конечная и наивысшая цель, к которой человек стремиться.

Франкл писал: «Тот, кто не верит в будущее, в свое будущее, тот в лагере погиб … Важность будущей цели и видения (без этого видения человек «ломается» и деградирует» [5].

  1. Умение своей Любовью делиться! По словам известного российского психолога Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой существует одно «общее правило, которое Золушка отлично усвоила: все нужно делать с радостью и любовью, если возникает обида, разочарование, боль, то Любовь вытесняется» [1]. А у Золушки все наполнено Любовью: ее сердце, поступки и пространство вокруг нее.

Миссия женщины — умягчать сердца. Как и делала Золушка у себя в доме, королевском зале. Всем помогала. Ее счастье было в заботе и служении другим (не в прислуживании, а в служении).

  1. Существует базовый закон справедливого вознаграждения.

Если вы продолжаете делать благо для неблагодарного человека, то и вам придет добро. Но вознаграждение будет из другого источника и более высокого качества.

Жизнь — это осознанный путь, важно быть здесь и сейчас. Творите добро, и силы будут множиться! При этом зная, что круг нашей ответственности достаточно ограничен и многое неподвластно нашей воле, мы можем жить легко и радостно, как и Золушка. И обязательно мечтайте!

Если бы Золушку спросили: «Что бы ты посоветовала людям?»

Она ответила бы «Учитесь любить и быть любимыми!»

Наше исследование началось с любви матери и закончилось любовью Золушки! Любовь и добро имеет свойство распространяться! Так сделаем мир добрее!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — Спб.: Речь, 2019. — 208 с.
  2. «Истинный смысл быть открытым для других людей, а не для самого себя». Франкл В., Паттакос А. Пленники собственных мыслей /Алекс Паттокос. — Ростов Н/Д, Феникс, 2005.
  3. Козлов, Н. И. Как относиться к себе и к людям /Николай Козлов. — М.: Издательство «Э», 2016. С.80–83.
  4. Спильная, Е. В. Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании / Е. В. Спильная // Молодой ученый. — 2024. — № 33(532). С. 47–48. file:///C:/Users/Admin/Downloads/moluch_532_ch2.pdf
  5. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере /Виктор Франкл; Пер. с нем. — 9-е изд. — М.: Альпина нонфикшн, 2022.
  6. Шварц Е. Л. Полное собрание сочинений в одном томе. — М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2021.
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %97 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %83 %D1 %88 %D0 %BA %D0 %B0
Основные термины (генерируются автоматически): Золушка, злая Мачеха, любовь, жизнь, Мачеха, сила, сказка, стрессовая ситуация, богатая наследница, духовная стойкость.


Ключевые слова

любовь, инициация, сказка, тренировка, воспоминание, воображение, стрессовая ситуация, Золушка, королевское достоинство, духовная стойкость

Похожие статьи

«Что в имени тебе моём?»

Формирование читательского интереса начинается с желания познать окружающий мир, открыть его тайны, в том числе тайну своего имени.

Познавательное занятие в старшей группе на тему «Опасности в повседневной жизни»

В статье авторы пытаются воспитать безопасное поведение в необычных для детей жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.

Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр»

Ключевой особенностью данного романа, является глубокий социальный смысл и выражение методов воспитания детей сирот. В произведении охвачено множество спорных вопросов морального, этического и социального плана. Важность гуманности и проблема выбора ...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Сновидения, галлюцинации и грезы

Многогранные образы, которые создает человек, не ограничиваются только увиденной или услышанной им информацией. Перед ним могут открываться двери в такие пространства подсознания, о которых он даже и не мог мыслить. Это открывает большие возможности ...

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Хоровод дружбы»

В статье авторы пытаются воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

«Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману Элинор Портер «Поллианна»)

Прочтение книги напомнит, что нужно поднять голову и взглянуть на окружающий мир, ценить его, ценить жизнь, и искать хорошее в каждом дне. Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!».

Ребенок глазами вожатого

Ребенок глазами вожатого — это целая страна со своими принципами, психологией, привычками. На что нужно опираться вожатому при знакомстве с таинственным миром детства? В статье описаны психолого-педагогические решения проблем, встречающиеся в вожатск...

Игра в театр

В статье автор пытается ответить на вопросы, как театрализованная деятельность может воспитать и развить основные детские способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Похожие статьи

«Что в имени тебе моём?»

Формирование читательского интереса начинается с желания познать окружающий мир, открыть его тайны, в том числе тайну своего имени.

Познавательное занятие в старшей группе на тему «Опасности в повседневной жизни»

В статье авторы пытаются воспитать безопасное поведение в необычных для детей жизненных обстоятельствах, при встрече с незнакомыми людьми.

Воспитательный потенциал романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр»

Ключевой особенностью данного романа, является глубокий социальный смысл и выражение методов воспитания детей сирот. В произведении охвачено множество спорных вопросов морального, этического и социального плана. Важность гуманности и проблема выбора ...

Координаты счастья героев А. Камю (по повести «Посторонний»)

Что есть счастье? «Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения», как диктуется в толковом словаре. Чаще всего оно заметно по сверкающим глазам и искренней улыбке. Но возможно ли счастье, которое осуждают и не принимают другие? В данной статье...

С чего начинается Родина?

Интерес к истории своего города, страны часто начинается с самых простых вещей. Важно не пройти мимо, не остаться равнодушным к ним.

Сновидения, галлюцинации и грезы

Многогранные образы, которые создает человек, не ограничиваются только увиденной или услышанной им информацией. Перед ним могут открываться двери в такие пространства подсознания, о которых он даже и не мог мыслить. Это открывает большие возможности ...

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе «Хоровод дружбы»

В статье авторы пытаются воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

«Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману Элинор Портер «Поллианна»)

Прочтение книги напомнит, что нужно поднять голову и взглянуть на окружающий мир, ценить его, ценить жизнь, и искать хорошее в каждом дне. Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!».

Ребенок глазами вожатого

Ребенок глазами вожатого — это целая страна со своими принципами, психологией, привычками. На что нужно опираться вожатому при знакомстве с таинственным миром детства? В статье описаны психолого-педагогические решения проблем, встречающиеся в вожатск...

Игра в театр

В статье автор пытается ответить на вопросы, как театрализованная деятельность может воспитать и развить основные детские способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Задать вопрос