Влияние стиля родительского воспитания на ребенка дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.09.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Демченко, Е. Н. Влияние стиля родительского воспитания на ребенка дошкольного возраста / Е. Н. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 232-233. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117707/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье рассматривается влияние стиля родительского воспитания на развитие детей дошкольного возраста. На основе наблюдений в дошкольных образовательных учреждениях были выделены три основных стиля воспитания — авторитарный, демократический и попустительский — и изучено их воздействие на эмоциональное и социальное развитие детей. Установлено, что авторитарный стиль способствует дисциплине, но подавляет инициативу и снижает самооценку ребенка; демократический стиль способствует развитию самоуважения, саморегуляции и социальных навыков; попустительский стиль приводит к трудностям в нормировании поведения и адаптации к коллективу.

Ключевые слова: стиль родительского воспитания, дошкольный возраст, эмоциональное развитие, социальное развитие, авторитарный стиль, демократический стиль, попустительский стиль, самооценка, социализация, взаимодействие с родителями, дошкольное образование, социальные навыки, развитие детей.

Роль родительского воспитания в формировании личности ребенка не подлежит сомнению. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущего поведения, взаимодействия с окружающим миром и самовосприятие. Родительский стиль воспитания играет ключевую роль в этом процессе, определяя, каким образом малыш будет воспринимать себя и окружающую среду.

Существует несколько классификаций родительских стилей воспитания, однако наиболее известная и распространенная принадлежит американскому психологу Диане Баумринд. Она выделила три основных стиля: авторитарный, авторитетный и попустительский [1].

Авторитарный стиль характеризуется высокой степенью контроля и низкой степенью теплоты. Родители устанавливают строгие правила, требуя беспрекословного подчинения, часто применяя наказания за их нарушение. Как следствие, дети могут развить низкую самооценку и недостаток социальной компетентности [2].

Авторитетный стиль сочетает высокий уровень контроля с значительной дозой тепла и поддержки. Родители устанавливают четкие правила, но объясняют их необходимость и проявляют гибкость. Как отмечает Баумринд, такие дети обычно обладают высокой самооценкой и социальной компетентностью [3].

Попустительский стиль характеризуется низким уровнем контроля и высокой степенью теплоты. Родители редко устанавливают правила и не всегда стремятся контролировать поведение ребенка, предоставляя ему большую свободу. Следствием этого может быть недостаток самодисциплины и проблемы с самоконтролем у детей [4].

Авторитарное воспитание может привести к ряду негативных последствий для психического и социального развития ребенка. Дети под таким контролем чаще всего испытывают чувство подавленности, что приводит к снижению самооценки. Согласно исследованиям, они могут демонстрировать высокий уровень агрессии по отношению к сверстникам [2]. Вдобавок, авторитарный подход препятствует развитию навыков самостоятельного принятия решений, что негативно отражается на будущем становлении личности.

Авторитетное воспитание считается наиболее сбалансированным и позитивным. Родители, придерживающиеся этого стиля, стремятся к развитию у ребенка уверенности в себе, социальной компетентности и эмоциональной стабильности. Дети, воспитанные таким образом, чаще всего проявляют высокий уровень академической успеваемости и социальной адаптации [3]. У них развиваются навыки общения и сотрудничества, что позволяет им эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Попустительский стиль воспитания может казаться на первый взгляд привлекательным, так как ребенку предоставляется значительная свобода. Однако отсутствие структурированных правил и контроля может привести к развитию проблем с поведением и учебой. Дети, воспитываемые таким образом, могут испытывать сложности с дисциплиной и интеграцией в социальные структуры [4]. Они чаще демонстрируют капризное поведение и могут испытывать трудности с соблюдением общественных норм.

В процессе наблюдений за детьми в дошкольных образовательных учреждениях было выявлено, что разные стили родительского воспитания — авторитарный, демократический и попустительский — оказывают разнообразное воздействие на эмоциональное и социальное развитие дошкольников.

Дети, выросшие в авторитарных семьях, зачастую проявляют высокую степень послушания и дисциплинированности, однако у них наблюдается недостаток инициативности и заниженная самооценка. Такие дети склонны испытывать трудности в общении со сверстниками, так как им не хватает навыков самостоятельного принятия решений.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети демонстрируют более высокий уровень самоуважения и саморегуляции. Они ощущают поддержку и понимание со стороны родителей, что способствует развитию у них уверенности в себе и способности к социальному взаимодействию. Эти дети чаще проявляют инициативу, готовы к сотрудничеству и легче справляются с конфликтными ситуациями.

Попустительский стиль родительского воспитания, при котором дети получают недостаточно структурированных указаний и границ, часто приводит к трудностям в установлении норм поведения. Как правило, такие дети могут проявлять эгоцентризм, недостаток самоконтроля и трудности в адаптации к коллективу.

В рамках работы воспитателя большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, информированию их о значимости сбалансированного подхода к воспитанию. Проводятся консультации и родительские собрания, на которых обсуждаются различные методы воспитания, эффективные формы поддержки ребенка, а также подчеркнута роль родителей в формировании адекватной самооценки и социальной компетентности детей.

Также в процессе педагогической деятельности реализуются программы, способствующие развитию эмоционального интеллекта и навыков общения у дошкольников. В группы вводятся элементы коллективных игр и занятий, направленные на улучшение социальных навыков и создание благоприятной атмосферы для каждого ребенка.

Резюмируя, можно сделать вывод, что стиль родительского воспитания имеет прямое и значительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. Совместная работа воспитателей и родителей, направленная на гармоничное развитие ребенка, помогает создать оптимальные условия для его личностного роста и успешной социализации.

Таким образом, стиль родительского воспитания оказывает значительное влияние на формирование поведенческих и эмоциональных основ ребенка в дошкольном возрасте. Авторитарное воспитание, несмотря на желание родителей контролировать, приводит к развитию подавленности и низкой самооценки. Напротив, авторитетный стиль способствует развитию уверенности, социальной компетентности и эмоциональной устойчивости. Попустительский же стиль может нарушить развитие дисциплины и самоконтроля. Важно, чтобы родители осознанно подходили к процессу воспитания, выбирая такие методы и стратегии, которые будут способствовать гармоничному развитию их ребенка.

Литература:

  1. Баумринд, Д. (1966). Эффекты авторитетного родительского контроля на поведение ребенка. Развитие ребенка, 37(4), 887–907.
  2. Креман, Р. и др. (2006). Стили воспитания и социальное развитие ребенка. Журнал социальной и клинической психологии, 25(4), 561–588.
  3. Маккоби, Е., Мартин, Дж. (1983). Социализация в контексте семьи: Взаимодействие родителей и ребенка. В П. Х. Муссен (ред.), Справочник по психологии ребенка (Том 4, стр. 1–101). Нью-Йорк: Уайли.
  4. Дарлинг, Н., Стейнберг, Л. (1993). Стиль воспитания как контекст: Интегративная модель. Психологический бюллетень, 113(3), 487–496.
Основные термины (генерируются автоматически): родительское воспитание, дошкольный возраст, ребенок, попустительский стиль, социальная компетентность, авторитарный стиль, развитие детей, родитель, авторитарное воспитание, авторитетный стиль.


Похожие статьи

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Педагогические условия для социальной адаптации детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются условия, необходимые для социальной адаптации детей младшего школьного возраста. В ней подчеркивается значение позитивной и инклюзивной культуры класса, эффективных стратегий управления, поощрения чувства принадлежности, моде...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Похожие статьи

Развитие критического мышления у детей дошкольного возраста

В данной статье проводится обзор и анализ различных подходов и методов развития критического мышления у детей дошкольного возраста. Разработаны и представлены практические рекомендации, основанные на теоретических основах психологии и педагогики, кот...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Воспитание нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста

В статье рассматривается важность воспитания нравственности и культуры поведения у детей младшего возраста, особенности этого процесса и методы, которые можно использовать для достижения этой цели. Автор выделяет основные аспекты воспитания, такие ка...

Педагогические условия для социальной адаптации детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются условия, необходимые для социальной адаптации детей младшего школьного возраста. В ней подчеркивается значение позитивной и инклюзивной культуры класса, эффективных стратегий управления, поощрения чувства принадлежности, моде...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

В данной статье рассматривается процесс адаптации детей младшего возраста к детскому саду и его режиму. Ранний возраст считается критическим периодом для развития личности ребенка, и процесс адаптации и социализации становится особенно важным. Несмот...

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

В своей статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию способностей, эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в р...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Сравнительный анализ особенностей развития и формирования учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием

В статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей развития учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития и их сверстников с нормальным развитием. Сравнивается содержание (направленность) и состояние (уровен...

Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на условие формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации. Воспитатель является личностью, которая оказывает фундамент...

Задать вопрос