Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 12.09.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Романенко, Т. Н. Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи / Т. Н. Романенко, О. С. Каращук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117597/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций, мелкой моторики и речевой активности ребенка. Пластилинография не только улучшает речевые и моторные навыки, но также облегчает процесс социальной адаптации, способствуя коллективной деятельности и установлению контактов среди детей. Метод является экономически доступным и легко внедряется в образовательных учреждениях, обеспечивая наглядность и мотивацию для детей. Эффективность методики подтверждается научными исследованиями и практическим опытом, подчеркивая её роль в комплексном развитии детей с ТНР.

Ключевые слова: пластилинография, развитие речи, тяжелые нарушения речи, ТНР, мелкая моторика, когнитивные функции, социальная адаптация, творческая деятельность, дошкольное образование, коррекционная методика, сенсорное восприятие, речевые центры, индивидуальный подход.

Дети с тяжелыми нарушениями речи часто сталкиваются с рядом сложностей, которые могут затрагивать различные аспекты их жизни. Эти дети могут иметь ограниченные возможности для выражения своих мыслей и чувств, что может привести к фрустрации и затруднениям в общении. У некоторых из них наблюдаются трудности с восприятием и пониманием речи окружающих людей, что может влиять на их социальные навыки и способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Зачастую такие дети могут испытывать затруднения в развитии когнитивных навыков, таких как внимание, память и мышление, что отражается на их способности к обучению и освоению новой информации. Они могут нуждаться в специальных методах и подходах в обучении и поддержке, чтобы успешно развивать свои речевые навыки и преодолевать имеющиеся трудности. Социальная адаптация этих детей может быть сложной и требовать специальных усилий от педагогов и родителей для создания благоприятной и поддерживающей среды.

Также важно отметить, что эмоциональное состояние этих детей может испытывать значительное напряжение из-за их речевых проблем, и они могут проявлять чувство неуверенности или замкнутости. Поддержка со стороны взрослых и создание инклюзивной атмосферы в образовательных и социальных учреждениях играют ключевую роль в их благополучии и успешном развитии.

Пластилинография представляет собой одну из инновационных методик, направленных на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Данная техника представляет собой создание изобразительных композиций из пластилина, что позволяет комплексно воздействовать на развивающиеся когнитивные функции, мелкую моторику и речевую активность ребенка.

Как указывает С. В. Петрова, использование пластилинографии способствует гармоничному развитию ребенка, охватывая его эмоциональную, когнитивную и речевую сферы [1]. Это достигается благодаря тому, что процесс лепки стимулирует у детей активные речевые действия, такие как описание своих действий, комментирование создаваемых образов и взаимодействие с воспитателем.

Кроме того, коллективные занятия лепкой способствуют развитию социальных навыков и умению работать в команде. Взаимодействие с другими детьми в процессе создания общих проектов учит малышей уважать чужие идеи и вносить свой вклад в общее дело. Это развивает такие важные качества, как взаимопомощь, терпимость и ответственность.

Наконец, пластилинография имеет терапевтический эффект. Создание мягких и пластичных форм помогает детям справляться с внутренним напряжением и стрессом. В процессе лепки дети могут выражать свои переживания и эмоции, что способствует их эмоциональному благополучию. Таким образом, использование пластилинографии в воспитании и обучении детей является важным и полезным инструментом, способствующим их всестороннему и гармоничному развитию.

Известно, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речевых функций. По данным исследования М. И. Иванова, «при выполнении точных и координированных движений рук активизируются те же участки мозга, которые ответственны за речевую деятельность» [2]. Таким образом, улучшение моторных навыков через пластилинографию способствует активации речевых центров мозга.

Именно поэтому занятия по пластилинографии, где ребёнку требуется лепить мелкие детали и формировать сложные структуры, становятся ценным инструментом в развитии речи. Пластилинография не только улучшает координацию и точность движений пальцев, но и стимулирует активность речевых центров, что может непосредственно повлиять на способности ребёнка к вербальному выражению и пониманию. Исследования показывают, что дети, которые регулярно занимаются пластилинографией, демонстрируют значительные улучшения в развитии речевых навыков по сравнению со своими сверстниками.

Пластилинография требует минимальных затрат и доступна для реализации в большинстве дошкольных учреждений. К тому же, она позволяет эффективно индивидуализировать подход к каждому ребенку, подбирая задания различной сложности в зависимости от уровня развития речи и моторных навыков.

Как отмечает Л. А. Смирнова, «индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребенка, что значительно увеличивает эффективность коррекционных мероприятий» [3].

Одним из важных аспектов является также социальная адаптация ребенка. Дети с ТНР часто испытывают сложности в общении со сверстниками, что мешает их полноценной интеграции в коллектив. Пластилинография, будучи коллективной деятельностью, способствует установлению контактов и социализации. Таким образом, введение пластилинографии в коррекционные занятия с детьми с ТНР позволяет не только улучшить их речевые навыки, но и способствует общей гармонизации личности ребенка. Дети учатся взаимодействию в команде, находят новых друзей и чувствуют себя более уверенно в социальном окружении. Это становится важным аспектом их развития и адаптации, что подтверждает значимость применения индивидуального подхода в педагогической практике.

По мнению Т. Д. Сергеева, «совместное творчество избавляет детей от страха общения, помогает находить общий язык и гораздо эффективнее формирует речевые навыки в естественной среде» [4].

Пластилинография является эффективным средством для комплексного развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Эта методика способствует улучшению речевых навыков, мелкой моторики и общей когнитивной активности, а также облегчает процесс социальной адаптации. «Пластилинография — универсальный инструмент, способный значительно улучшить качество жизни детей с ТНР» [5].

Пластилинография представляет собой уникальный метод, который с успехом используется в образовательных учреждениях для развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Этот творческий процесс позволяет сочетать сенсорное восприятие, моторные навыки и обогащение лексического запаса ребенка.

Занятия пластилинографией активизируют различные зоны мозга, способствуют развитию мелкой моторики и, следовательно, стимулируют работу речевых центров. Привлекая внимание ребенка к фактуре и форме создаваемых объектов, воспитатель создает условия для углубленного восприятия и осмысления окружающего мира. Такое комплексное воздействие исключительно важно для детей с РН (рекомендованными нарушениями), ведь оно задействует сразу несколько каналов восприятия информации.

Преимущества использования пластилинографии в педагогической практике заключаются в следующем. Во-первых, она обеспечивает наглядность и конкретность, что позволяет детям легче усваивать новые слова и фразы. Во-вторых, процесс лепки стимулирует мотивацию и интерес к занятиям, ведь дети часто видят реальный результат своего труда, что повышает их самооценку и уверенность в своих силах.

Методика внедрения пластилинографии в образовательный процесс не требует больших материальных затрат, но всё же важна методическая тщательность и систематизированный подход. Начав с простейших форм, воспитатель постепенно усложняет задачи, стимулируя тем самым развитие ребёнка. Важно, чтобы каждое занятие включало в себя этапы обсуждения создаваемых фигур, рассказывания, описания, что активно вовлекает детей в речевую деятельность.

Практика показывает, что вовлечение детей с тяжелыми нарушениями речи в процесс создания изображений из пластилина способствует не только их речевому развитию, но также развитию коммуникативных и познавательных навыков. В процессе создания пластилинографии дети учатся выражать свои мысли и чувства, взаимодействовать с другими детьми и взрослым, обсуждать детали и варианты поделок, что значительно способствует их социальной адаптации.

Важным аспектом пластилинографии является коллективная работа. В рамках совместного творчества дети учатся работать в команде, делиться своими идеями и учитывать мнения других. Это способствует развитию коммуникативных навыков и укреплению социальных связей среди детей. Обсуждение и планирование общих проектов формирует у детей навыки эффективного взаимодействия и способствует развитию эмпатии и понимания.

Плодотворное взаимодействие воспитателя и детей в процессе занятий пластилинографией создает эмоционально положительный фон, что усиливает эффективность коррекционно-развивающей работы. Поддержка и вовлеченность педагога играют ключевую роль в успешном освоении речевых навыков и делают процесс обучения увлекательным и продуктивным.

В заключение, пластилинография как метод работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи демонстрирует свою высокую эффективность и универсальность. Ее внедрение способствует комплексному развитию ребенка, оказывая благотворное влияние на его речевые, эмоциональные и социальные аспекты. Такой подход позволяет создавать более благоприятные условия для успешной интеграции детей с РН в общество и подготовки их к дальнейшему обучению.

Литература:

  1. Петрова С. В. Творческая деятельность как средство развития детей. // Образование и обучение. — 2022. — № 2. — С. 67–74.
  2. Иванов М. И. Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи. // Психология и педагогика. — 2021. — № 1. — С. 45–50.
  3. Смирнова Л. А. Индивидуализация обучения в дошкольных учреждениях. // Современные проблемы образования. — 2023. — № 3. — С. 112–118.
  4. Сергеева Т. Д. Социальная адаптация детей с особенностями развития. // Психология детства. — 2020. — № 4. — С. 88–95.
  5. Аксенова И. И. Комплексные методики коррекционной работы. // Вестник логопедии. — 2019. — № 5. — С. 23–29.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тяжелое нарушение речи, мелкая моторика, навык, развитие речи, социальная адаптация, индивидуальный подход, процесс лепки, развитие, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье рассматривается значимость логопедической ритмики как инновационного метода в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика, сочетающая элементы движения, музыки и ритмов, способствует не только улучшению речевых навыков...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Похожие статьи

Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи

В статье рассматривается значимость логопедической ритмики как инновационного метода в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Логопедическая ритмика, сочетающая элементы движения, музыки и ритмов, способствует не только улучшению речевых навыков...

Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также е...

Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения

В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Задать вопрос