Статья посвящена исследованию целей, задач и функций внутреннего финансового контроля. Акцент делается на эффективности задач финансового контроля, их выполнении, а также на оценке рисков и последствий в случае их несоблюдения. В статье также рассматриваются различные подходы к способам оценки эффективности внутреннего контроля.
Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, задачи внутреннего финансового контроля, финансовые нарушения; функции внутреннего финансового контроля.
The article is devoted to the study of the goals, objectives and functions of internal financial control. The emphasis is on the effectiveness of financial control tasks, their implementation, as well as on the assessment of risks and consequences in case of non-compliance. The article also discusses various approaches to ways to assess the effectiveness of internal control.
Keywords: Internal financial control, tasks of internal financial control, financial violations; functions of internal financial control.
Система внутреннего контроля является важным компонентом управления организацией. Она способствует достижению поставленных целей, минимизирует риски искажения информации и находится под контролем соответствующих управленческих структур.
В российском законодательстве понятие внутреннего контроля изложено в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1]. Под внутренним контролем понимают деятельность организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или другим имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Таким образом, согласно данному определению, внутренний контроль является необходимым инструментом для эффективного управления рисками и обеспечения соблюдения законодательства в сфере финансовых операций.
Согласно Информации Минфина России № П-З11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [2] под внутреннем контролем подразумевается процесс, который направлен на то, чтобы получить достоверную информацию о выполнении организации своих обязательств, таких как: соблюдение применения законодательства, достоверность и своевременность бухгалтерской отчетности и т. д.
Внутренний контроль в российском законодательстве охватывает широкий спектр функций и целей. Он не только выполняет функцию защиты от финансовых и правовых рисков, но и способствует улучшению эффективности и надежности внутренней отчетности компании.
В научной литературе мы можем увидеть разные трактовки термина «внутренний контроль». Ржавина Ю. Б. [4, c.81] определяет внутренний контроль как деятельность предприятия, ориентированную на достижение максимальной эффективности и результативности в финансовых и хозяйственных операциях, а также на успешное управление активами и пассивами, включая управление рисками. Сотникова Л. В. [5, c. 33] характеризует внутренний контроль как процесс, направленный на достижение ключевых целей, связанных с сохранением имущества организации. Это итог систематического управления и организации мониторинга во всех направлениях деятельности предприятия и его структурных подразделений. Щербакова Е. П. [6, c.103] рассматривает внутренний контроль как совокупность специфических организационных мероприятий, методик и процедур, которые руководство организации применяет для эффективного управления деятельностью. Это включает в себя обеспечение сохранности активов, обнаружение, корректировку и предотвращение искажений информации, а также своевременную подготовку надежной отчетности.
Таким образом, проанализировав все определения, можно сделать вывод, что внутренний контроль представляет собой деятельность организаций, осуществляющих финансовые операции, направленную на выявление операций, подлежащих обязательному контролю, а также других финансовых сделок, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Определение внутреннего контроля в законе связано с конкретными целями и задачами, указанными в его названии.
Внутренний финансовый контроль — это внутренний процесс, осуществляемый главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств в целях соблюдения, установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
Таким образом, целью внутреннего финансового контроля является обеспечение соблюдения требований к исполнению главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств бюджетных полномочий, которые установлены правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Основными задачами финансового контроля являются обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета.
В связи с тем, что финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского), а также выявляет последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, можно выделить главные функции финансового контроля: правоохранительную и профилактическую. А в следствие выполнения этих основных функций предполагается задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами, а именно осуществляет корректирующую функцию финансового контроля. Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.
Невыполнение задач финансового контроля приводит к финансовым нарушениям, а именно:
– Ограничения для бизнеса и уголовному преследованию;
– Финансовые санкции (штрафные санкции) на юридических и физических лиц;
– Репутационный ущерб;
– Снижение уровня доверия инвесторов к способам управления организацией [5, c. 89].
Законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля, порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля утверждается актом субъекта учета. Главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе издать ведомственный (внутренний) акт, обеспечивающий осуществление внутреннего финансового контроля, в том числе определяющий особенности совершения контрольных действий (указанный акт может быть (но не обязан) издан с учетом подходов, действующих в ранее изданном нормативном правовом акте главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующем осуществление внутреннего финансового контроля), либо главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе пользоваться ведомственными (внутренними) актами, определяющими порядок выполнения бюджетных процедур, с учетом их актуализации (при необходимости) в части определения совершаемых контрольных действий при выполнении бюджетных процедур. Внедрение в организации процедур внутреннего контроля служит и целям предупреждения коррупции. В частности, в ходе анализа бухгалтерской отчетности в организации могут быть выявлены факты осуществления выплат, являющихся замаскированными коррупционными платежами. Информация об организации внутреннего финансового контроля раскрывается в заключении внутреннего финансового аудита.
В настоящее время наблюдается несколько проблем, связанных с внедрением системы внутреннего контроля на предприятиях. Ключевой причиной этих трудностей является непонимание владельцами природы, целей и задач данной системы. Кроме того, руководство не уделяет достаточного внимания созданию эффективного механизма её реализации.
Наиболее частые нарушения включают в себя злоупотребление служебными полномочиями, игнорирование или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, а также ошибочную оценку операций в области заготовки, производства и сбыта. В настоящее время эти проблемы выходят на государственный уровень, что связано с недостаточной эффективностью внутреннего контроля на предприятиях. Основной причиной этого является отсутствие основополагающего законодательства, которое бы четко определяло понятия, касающиеся внутреннего контроля, а также регулировало бы взаимоотношения между субъектами и объектами контроля.
Для повышения эффективности внутреннего контроля на предприятии можно предложить следующие меры:
– Ввести процедуры согласования документации с юридическими службами и заместителями руководителей.
– Обязать работников финансовых служб осуществлять текущий контроль за своей документацией.
– Создать отдел финансового контроля или ввести должность ревизора [3, c. 47].
Важным вопросом является создание отдельной внутренней службы для контроля деятельности предприятия. Эта модель внутреннего контроля требует значительных финансовых затрат, поэтому применяется преимущественно в крупных и некоторых средних компаниях с множеством филиалов и разнообразной деятельностью. Также необходима независимость контролеров от администрации для объективного проведения проверок и формирования выводов.
Подводя итог, нужно сказать, что внутренний финансовый контроль выступает ключевым элементом управления организацией, обеспечивая достижение целей, минимизацию рисков и соблюдение законодательства в сфере финансовых операций. В соответствии с российским законодательством, внутренний контроль не только защищает от финансовых и правовых рисков, но и способствует повышению эффективности внутренней отчетности. Определения внутреннего контроля из научной литературы подчеркивают его многофункциональность и целенаправленность на максимизацию эффективности финансовых операций.
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение системы внутреннего контроля сталкивается с серьезными трудностями, включая недостаточное понимание ее целей со стороны руководства и отсутствие четкого законодательного регулирования. Для повышения эффективности внутреннего контроля на предприятиях целесообразно ввести процедуры согласования документации, обязать финансовые службы осуществлять текущий контроль и создать отдельные службы по финансовому контролю. Важно также обеспечить независимость контролеров от администрации, что позволит объективно оценивать результаты проверок и принимать меры по устранению выявленных недостатков. Таким образом, систематический подход к внутреннему контролю является необходимым условием для стабильного функционирования и успешного развития организаций.
Литература:
- Российская Федерация. Законы. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Федеральный закон № 115-ФЗ: [принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г].
- Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».
- Крикунов А. В. Аудиторская деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества / А. В. Крикунов. — М.: Финансовая газета, 2016. — 272 c.
- Ржавина Ю. Б. Методологические аспекты организации внутреннего контроля / Ю. Б. Ржавина, Е. Ю. Юричева // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. — 2017. — Т. 2. № 2 (6). — С. 80–85.
- Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит: учебник / Л. В. Сотникова. — Москва: Финстатинформ, 2020. — 239 с
- Щербакова Е. П. Сущность, содержание внутреннего контроля и его место в системе управления организацией / Е. П. Щербакова // Учет и статистика. — 2019. — № 2 (14). — С. 103–107.