В данной научной статье читатели продолжат узнавать о важных деталях в биографии Леонида Александровича Рюне (1881 — ок. 1943), который посвятил значительную часть своей жизни (до 1917 года) активной работе на благо развития широко известного российского Усть-Наровского курорта. В труде раскрываются интересные подробности жизни и деятельности Л. А. Рюне и его дочери — актрисы Тамары Леонидовны — в Петрограде (с лета 1917 по лето 1918 года) и в Москве (с лета 1918 года) — после переезда из Усть-Наровы. Автор повествует о годах Тамары Леонидовны, проведённых в эвакуации в городе Молотове, а также о её сыне — талантливом художнике Анатолии Борисовиче Джерелиевском, и её супруге — Борисе Ивановиче Джерелиевском.
Ключевые слова: Рюне, Рюнэ, Джерелиевский, Москва, Петроград, СССР, Усть-Нарва, Усть-Нарова, Гунгербург, Нарва-Йыэсуу, Эстония.
In this scientific paper, readers will continue to learn about important details in the biography of Leonid Aleksandrovich Rüne (1881 — c. 1943), who devoted a significant part of his life (until 1917) to active work for the benefit of the development of the widely known Russian Ust-Narova resort. The paper reveals interesting details of the life and work of L. A. Rüne and his daughter, the actress Tamara Leonidovna, in Petrograd (from the summer of 1917 to the summer of 1918) and in Moscow (from the summer of 1918) — after moving from Ust-Narova. The author tells about the Tamara Leonidovna’s years in evacuation in the city of Molotov, as well as about her son — the talented artist Anatoly Borisovich Dzherelievsky, and her husband — Boris Ivanovich Dzherelievsky.
Keywords: Rüne, Dzherelievsky, Moscow, Petrograd, USSR, Ust-Narva, Ust-Narova, Hungerburg, Narva-Jõesuu, Estonia.
Анне, Полине, Дмитрию и Павлу посвящаю.
Настоящая статья является продолжением (см. Часть 1 [20] и Часть 2 [21], а также опубликованную выше в настоящем номере журнала Часть 3 ) повествования о жизни Леонида Александровича Рюне в Усть-Наровском курорте и деятельности во благо его всестороннего развития. В предыдущих трёх частях рассказывается о его значительном вкладе в благоустройство и процветание тогдашней всероссийской здравницы, равно как и в развитие общественной жизни Усть-Наровы.
Рис. 1. В руках у С. А. Тамби — архивное дело, хранящееся в Российском государственном архиве экономики и рассказывающее о Леониде Александровиче Рюне (РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551) . Москва, июль 2024 года. Источник: фотография из личного архива С. А. Тамби
Рис. 2. В руках у С. А. Тамби — архивное дело, хранящееся в Российском государственном архиве экономики и рассказывающее о Тамаре Леонидовне Рюнэ (РГАЭ. Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734) . Москва, июль 2024 года. Источник: фотография из личного архива С. А. Тамби
Насыщенный московский период в жизни Леонида Александровича Рюне
В Российском государственном архиве экономики (РГАЭ) сохранилось архивное дело ( см. Рис. 1 ), в котором рассказывается о службе Л. А. Рюне в Москве в период с 1918 по 1927 годы [10]. В нём отмечается, что Л. А. Рюне окончил четырёхклассное начальное училище в Нарве, и с 1901 года «стал жить самостоятельным трудом».
Перебравшись летом 1918 года из Петрограда в Москву, Леонид Александрович продолжил в профессиональном плане увлечённо заниматься тем, что у него особенно хорошо получалось в родной Усть-Нарове — а именно расчётами, финансами, бухгалтерским делом и делопроизводством.
Итак, с 27 мая 1918 года согласно приказу № 156 он был назначен счетоводом ( см. Рис. 5 ) финансового отдела экономического управления Главного управления водного транспорта В. С. Н.Х. (а находился Главод в Москве в Замоскворечье — на Кузнецкой улице, в доме 12, то есть в соседнем доме от того дома, где жил сам Л. А. Рюне, а он, напомним, проживал на Кузнецкой улице, в доме 10, квартире 1). Его месячный оклад составлял сначала 550 рублей, чуть позже — 580 руб., а с 1 июня 1918 года — 650 рублей.
Его многоступенчатый карьерный путь в Главоде (позже — в Народном комиссариате путей сообщения РСФСР/СССР) был таков ( см. Рис. 10–11 ). С 1 марта 1919 по 1 августа 1919 года он был бухгалтером расходной части; с 1 июля 1919 года — заведующим делопроизводством той же части. С 1 августа 1919 года по 1 мая 1921 года он являлся заведующим кредитным отделением того же отдела и, по слиянии финансового отдела Главода с финансово-экономическим управлением Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР, с 1 января 1921 года был назначен начальником отделения бюджетной части финансового отдела Финансово-экономического управления НКПС РСФСР (с окладом 10 000 рублей); с 1 мая 1921 года по 16 января 1922 года он был помощником начальника части финансового отдела (10 500 руб.; после деноминации, с 1 ноября 1921 года — 1 950 000 рублей); с 16 января 1922 года по 7 мая 1922 года он являлся бухгалтером финансового отделения экономического управления (согласно приказу № 29 от 3 февраля 1922 года; см. Рис. 8 ). Как уже упоминалось выше, при слиянии Главода с НКПС он перешёл на службу в финансовое управление НКПС. Он был уволен со службы по сокращению штата с 7 мая 1922 года.
…Восьмого мая 1918 года Л. А. Рюне написал прошение ( см. Рис. 4 ) в Главное управление водных сообщений , в котором просил предоставить ему место счетовода или делопроизводителя. Он указал, что в последнее время служил в счётно-контрольном отделе Особого совещания по топливу , занимая там должность старшего помощника делопроизводителя с 15 мая 1917 года и «до ликвидации дел Осотопа » (когда произошло сокращение штатов в связи с эвакуацией отдела из Петрограда в Москву).
Двадцатого июня 1918 года финансовый отдел Главного управления Водного транспорта ходатайствовал перед канцелярией Главода выдать счетоводу расходного отделения этого отдела Л. А. Рюне, его супруге Адели Мартыновне, их двум детям и сестре Леонида — Зинаиде Александровне Рюне — разрешение на эвакуацию из Петрограда и на право въезда в Москву ( см. Рис. 6, 7 ). Двадцать первого июня того же года такое разрешение было направлено исполняющим делами Главода в двух экземплярах (№ 2124 — в адрес Исполнительного комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Петроградской стороны города Петрограда; № 2125 — на имя Комиссара Николаевского вокзала города Петрограда). Почти через месяц, 30 июля (№ 3052) отдельное удостоверение пришлось выдать Зинаиде Александровне Рюне — как «действительно живущей на иждивении брата» и которой был «необходим переезд из города Петрограда в Москву, как к месту службы и жительства её брата». Ближе к середине-концу лета 1918 года Л. А. Рюне с семьёй был наконец эвакуирован в Москву.
В анкетных «Сведениях о сотруднике» ( см. Рис. 3 ), заполненных в июле 1919 года, указано, что Л. А. Рюне — белобилетник, который был «совершенно освобождён от воинской повинности» и чьи документы были утеряны при эвакуации дел Особого совещания по топливу в Москву» (напомним, что он не служил, а от несения военной службы был освобождён по болезни). Он имел книжку Союза работников водного транспорта № 1011. Курс «Всеобщего военного обучения» Л. А. Рюне проходил при Главоде , на государственной службе не состоял, чинов не имел. Он был беспартийным, в политических партиях не состоял, являлся членом Всероссийского союза работников транспорта .
Согласно распоряжению Льва Давидовича Троцкого, а также приказу по Главному управлению водного транспорта от 23 июня 1920 года № 262 начальнику кредитного отделения Леониду Александровичу Рюне был присвоен персональный оклад содержания, который соответствовал фактически производимой им работе, а именно 10 000 рублей.
Двадцать первого марта 1922 года бухгалтеру Л. А. Рюне было выдано удостоверение № 553731 ( см. Рис. 9 ), в котором значилось, что как «находящемуся на государственном снабжении» и согласно разъяснения, опубликованного в газете «Рабочая Москва» от 14 марта 1922 года в номере 31, Л. А. Рюне освобождается от платы за коммунальные услуги за март месяц того же года, впредь до опубликования «дополнительной на сей счёт инструкции». Месяцем ранее он, так же как находящийся на «государственном снабжении» и согласно постановления Президиума Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Московского губернского совета профессиональных союзов от 21 февраля 1922 года, напечатанного в газете «Рабочая Москва» от 1 марта того же года, освобождался от оплаты за коммунальные услуги в феврале того же года. Седьмого мая 1922 года Л. А. Рюне был уволен со службы в НКПС из-за сокращения штата.
Двадцать восьмого ноября 1922 года Л. А. Рюне перешёл на службу в Центральное правление государственного пароходства . К 15 февраля 1927 года он являлся бухгалтером счётно-финансового отдела Совторгфлота . Известно, что по состоянию на 1928 год Л. А. Рюне всё так же продолжал работать в Совторгфлоте [3, с. 504], который находился по следующему адресу: Москва, Пятницкая улица, дом 37.
По состоянию на 18 августа 1941 года Л. А. Рюне работал в Москве старшим бухгалтером на радиостанции, относившейся к ведению Народного комиссариата морского транспорта ( Наркомморфлот; см. Рис. 15) .
Леонид Александрович Рюне умер в Москве до февраля 1943 года (в предыдущих частях данной статьи ошибочно фигурировал 1944 год). К настоящему времени не удалось обнаружить сведений о точной дате его смерти и месте его последнего упокоения.
Рис. 3. Фрагмент анкеты Леонида Александровича Рюне в бытность его сотрудником Главного управления Водного транспорта. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 27. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927. Л. 27
Рис. 4. Прошение Леонида Александровича Рюне от 8 мая 1918 года в Главное управление Водных сообщений с просьбой о предоставлении ему места счетовода или делопроизводителя.Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 5. Удостоверение (справка), выданная 15 июня 1918 года Леониду Александровичу Рюне о том, что он состоит счетоводом в Главном управлении Водного транспорта. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 6. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 6. Прошение от 20 июня 1918 года, направленное финансовым отделом Главного управления Водного транспорта в Канцелярию Главода , о выдаче Леониду Александровичу Рюне и членам его семьи разрешения на эвакуацию из Петрограда в Москву. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 7. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 7. Прошение от 21 июня 1918 года, направленное Главным управлением Водного транспорта в Исполком Р. С. и К. Д. Петроградской стороны города Петрограда, о выдаче Леониду Александровичу Рюне и членам его семьи разрешения на право выезда из Петрограда в Москву. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 138. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 8. Удостоверение (справка), выданное 16 сентября 1918 года Леониду Александровичу Рюне о том, что он является бухгалтером финансового отдела Главода . Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 9. Удостоверение (справка), выданное 21 апреля 1922 года Леониду Александровичу Рюне о том, что он освобождается от уплаты коммунальных услуг за март 1922 года как «находящийся на государственном снабжении». Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 32. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 10. Справка, выданная 15 февраля 1927 года Леониду Александровичу Рюне, о его службе в Народном комиссариате путей сообщения СССР. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 36. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Рис. 11. Справка, выданная 7 июня 1927 года Леониду Александровичу Рюне, о его службе в Народном комиссариате путей сообщения СССР. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Л. 38. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927
Тамара Леонидовна Рюнэ в советской столице
Напомним читателям, что Тамара Леонидовна Рюнэ ( см. Рис. 12 ) родилась 28 мая 1908 года в эстляндской Усть-Нарове. В хранящемся в РГАЭ архивном деле [11] имеется её «Личный листок по учёту кадров» ( см. Рис. 2 ). В нём она указала, что отец её происходил из крестьян (и работал бухгалтером), а мать — мещанка (и домохозяйка). Тамара Леонидовна имела среднее образование, она была беспартийной. Окончив в 1925 году «девятилетку», она в том же году поступила на актёрское отделение Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского. Вскоре техникум был закрыт, окончить его она не смогла, уйдя со второго курса. Она перешла на актёрское отделение Вольной театральной студии-мастерской имени Ф. Г. Волкова при Центральном доме Союза работников искусств (РАБИС) под руководством Ассоциации новых режиссёров , которую окончила в 1928 году, получив специальность «актриса». Она работала там актрисой и режиссёром-педагогом по технике мастерства театрального искусства. В 1929 году мастерская была закрыта, и Тамара Леонидовна поступила в театральный коллектив Союза совторгслужащих , который «обслуживал» театральными постановками профсоюзные массовые кампании. Помимо актёрской работы, она являлась председателем репертуарной комиссии данного коллектива.
В день своего рождения, 28 мая 1930 года Тамара Леонидовна вышла замуж за Бориса Ивановича Джерелиевского (1909–1942) — уроженца города Краснодара ( см. Рис. 13 ), который ранее работал «по проектной работе» в следующих организациях: Стеклострой , Госпроектстрой , Газогенераторстрой и Гипрогаз . После этого он трудился начальником строительного сектора Шахтопроекта Народного комиссариата угольной промышленности СССР.
Рис. 12. Тамара Леонидовна Рюнэ в молодости и в зрелые годы. Источник: Фотографии из личного архива Анны — внучки Т. Л. Рюнэ
Рис. 13. Тамара Леонидовна Рюнэ и её супруг Борис Иванович Джерелиевский. Источник: Фотография из личного архива Анны — внучки Т. Л. Рюнэ
Рис. 14. Фрагмент архивного дела, хранящегося в Российском государственном архиве экономики, о службе Тамары Леонидовны Рюнэ (РГАЭ. Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734. Л. 1). Источник: фотография из личного архива С. А. Тамби
Рис. 15. Фрагмент автобиографии Тамары Леонидовны Рюнэ (РГАЭ. Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734. Л. 9). Источник: фотография из личного архива С. А. Тамби
В 1938–1941 годах Тамара Леонидовна училась на Госкурсах художественной росписииживописи (возможно, имеются в виду Заочные Госкурсы росписи — разрисовки ), где получила специальность «художник-оформитель». Одновременно с учёбой, с 1939 года она была художественным оформителем детских садов, с которыми работала по договорам. С 20 сентября 1939 года и по 14 января 1940 года она являлась художницей фабрики папье-маше при Тресте местной промышленности Ленинградского района (Москва, улица Правды, дом 12). Там она занималась художественной разрисовкой барельефов маслом, а её оклад составлял 600 рублей. С ноября 1933 года по январь 1935 года Тамара Леонидовна являлась членом профсоюза РАБИСа .
С 18 октября 1929 года по 20 июля 1930 года она была книгоношей (то есть, курьером, доставлявшим книги на дом) в библиотеке «Дом книги» при Московском областном совете общества «Долой неграмотность» (Москва, улица Герцена). В 1933 году она работала в театре Гипросвета Баумановского района Москвы. С 21 мая 1933 года и по 16 июля того же года она была секретарём и счётным работником Автодора Октябрьского районного совета (Москва, Октябрьский район). С 18 июля 1933 года и по 17 августа 1934 года Тамара Леонидовна была актрисой в «Городке науки и техники» ЦПКиО имени М. Горького (Москва, Крымский вал, дом 9), где она проработала в течение двух сезонов (там она также занимала выборную должность секретаря художественного совета при театре). В 1935 году она не работала и вела общественную работу в ЖАКТ’е (жилищно-арендном кооперативном товариществе), став председателем культмассовой комиссии по работе с домашними хозяйствами. С 23 января 1936 года и по 31 января 1937 года она занимала должность заведующей клубом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (Р. Ж. С. К. Т.) при районном совете Ленинского района (Москва, Малая Тульская улица, дом 2), куда она была направлена культинспекцией Ленинского районного совета. Там она организовала и провела два конкурса по художественной самодеятельности по подготовке к районным и московским олимпиадам, несколько художественных отчётных выставок по работе клуба, а также несколько карнавалов.
Эвакуация в город Молотов
Началась Великая Отечественная война… Пятого июля 1941 года Народный комиссариат угольной промышленности СССР ( Наркомуголь ; НКУП ) распорядился перевести супруга Тамары Леонидовны — Бориса Ивановича Джерелиевского — в город Молотов (ныне — Пермь). Несколько позднее, в 1942 году он ушёл на фронт, героически воевал в составе 929-го стрелкового полка 254-й стрелковой дивизии Северо-Западного фронта, а также 979-го стрелкового полка 253-й стрелковой дивизии. Старший лейтенант Джерелиевский Б. И. не вернулся с фронта, скончавшись 3 февраля 1944 года от полученного ранее в январе неподалёку от города Черкассы тяжелого ранения [22, с. 15]. Он был похоронен 4 февраля того же года на кладбище горкомхоза (могила № 5, 2-й ряд, 1-й от южного края) в городе Черкассы Киевской области Украинской ССР [23, с. 18–19].
…Итак, Тамара Леонидовна Рюнэ вместе с супругом и их четырёхлетним сыном Анатолием последовала в город Молотов. Начались её два долгих и тяжёлых года в эвакуации. Тамара Леонидовна в своих воспоминаниях, сохранившихся у её внучки Анны, пишет, что город «встретил морозами. Снег лёг уже в сентябре. Голод, болезни стариков и детей, волнения за близких на фронте…».
Жили они на улице Ленина, в доме № 182, квартире № 20 (дом, где они разместились, до нашего времени не сохранился). Восемнадцатого августа 1941 года Т. Л. Рюнэ написала заявление с просьбой принять её на работу заведующей клубом, добавив, что является членом семьи работника Наркомугля (а именно Шахтопроекта ) Б. И. Джерелиевского. Указала она и то, что «по культработе» работает с 1926 года по настоящее время».
Двадцать шестого ноября 1941 года она была зачислена в городе Молотове инспектором хозяйственного отдела управления делами Наркомугля . С 1 июня 1942 года она работала исполнителем по отделу снабжения Государственного Всесоюзного Треста Подземгаз (находившегося в ведении Наркомугля ) с окладом в размере 275 рублей. Потом она трудилась там же, но уже лаборантом, получая оклад в размере 450 рублей ( см. Рис. 17 ).
С 1 июля 1943 года она была переведена на временную работу на должность старшего экономиста Главного управления рабочих кадров Наркомугля с окладом 700 рублей. Причём в её заявлении фигурирует уже московский адрес. В связи с переходом на другую работу она уволилась с этой должности с 16 сентября 1944 года.
В городе Молотове она организовала коллектив артистов и подготовила десятки программ для госпиталей, раненых бойцов, проходивших лечение в этом городе. Она разрабатывала сценарии постановок, занималась написанием текстов, в личном качестве принимала участие в театральных постановках, а также пела и декламировала стихотворения. Как заведующая местным клубом, Тамара Леонидовна со всем рвением сразу же включилась в кипучую работу по подъёму духа защищавших нашу Родину бойцов.
Рис. 16. Актриса Тамара Леонидовна Рюнэ в театральных образах. Источник: фотографии из личного архива Анны — внучки Т. Л. Рюнэ
Рис. 17. Два заявления Тамары Леонидовны Рюнэ (от 1 ноября 1941 года и 29 июня 1943 года) о зачислении её на службу в Народный комиссариат угольной промышленности СССР. Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734. Рюнэ Тамара Леонидовна
Рис. 18. Приказ Народного комиссариата угольной промышленности СССР от 21 февраля 1942 года № 149/а (город Молотов) о вручении Тамаре Леонидовне Рюнэ (в приказе она значится под № 10) Похвального листа Наркомугля СССР . Источник: Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734. Л. 12. Рюнэ Тамара Леонидовна
В выданной местным комитетом и партийной организацией Молотовской группы Наркомугля СССР от 28 мая 1943 года характеристике отмечается: «Товарищ Рюнэ была создателем и вдохновителем творческого коллектива художественной самодеятельности для обслуживания раненых бойцов подшефных госпиталей и сотрудников Наркомугля . С самого начала Отечественной войны с 1941 года, несмотря на трудности военного времени (отсутствие помещения, средств на культработу, большую производственную загрузку работников, трудные бытовые условия в связи с эвакуацией), — она создала творческий коллектив людей до 70 человек, преодолевая все трудности, подбирая людей творчески одарённых, воодушевляя их своей энергией и любовью к искусству, воспитывала в них понимание задач помощи фронту — участием и вниманием к раненым бойцам.
Работая неутомимо, провела много интересных показов, постановок, концертов, массовых вечеров в госпиталях для раненых бойцов, в Наркомате для угольников, на агитпункте «Пермь — II» для бойцов, едущих в части, на заводе « Механолит» , для рабочих цехов. И зрители ценили и знали товарища Рюнэ. Она пользовалась уважением и популярностью среди раненых бойцов. Неоднократно получала благодарности вместе с коллективом от раненых бойцов в устной и письменной форме. От командования госпиталей № № 1711 и 3787 товарищ Рюнэ имеет похвальную грамоту к 25-й годовщине РККА за любовь и внимание к раненым и умелую творческую работу, имеет ряд письменных благодарностей и приказов также за создание красноармейской самодеятельности среди раненых бойцов. В Наркомугле за отличную работу товарищ Рюнэ награждена похвальным листом «Отличника» за подписью заместителя Народного Комиссара угольной промышленности товарища М. М. Ерохина (ко дню 24-й годовщины РККА). За хорошую работу неоднократно премирована местным Комитетом Наркомугля . Неоднократно организовывала и проводила вечера за сбором средств в помощь фронту и семьям фронтовиков, вечера встреч с гвардейцами и другие. Товарищ Рюнэ, помимо умения творчески работать и создавать ценные театральные показы, является хорошим организатором-общественником, понимающим задачи, стоящие перед каждым советским человеком в дни Отечественной войны за освобождение нашей Родины».
Приказом Народного комиссариата угольной промышленности СССР от 21 февраля 1942 года № 149/а (город Молотов) отмечалось ( см. Рис. 18 ): «Коллективом работников Наркомугля и в особенности членами их семей проведена большая и полезная работа по обслуживанию раненых бойцов и командиров Красной Армии в подшефном госпитале. В результате повседневной работы раненые бойцы были окружены вниманием, имели тёплую заботу и уход». Отмечая проделанную работу в подшефном госпитале и в связи с 24-й годовщиной Красной Армии, Наркомуголь за большую организационную и активную работу по обслуживанию раненых бойцов в подшефном госпитале в качестве сестёр-общественниц наградил Похвальным листом Наркомугля СССР Тамару Леонидовну Рюнэ и некоторых других товарищей.
Тамара Леонидовна вновь в Москве
После Великой Отечественной войны и по возвращении в Москву Тамара Леонидовна Рюнэ в течение длительного промежутка времени работала в расположенном в столице Театральном музее имени Алексея Александровича Бахрушина. Она передала туда многие свои архивные записи и материалы, и вообще была с ним тесно связана, как человек посвятивший всю свою жизнь культуре и театру ( см. Рис. 16 ). Например, в запасниках этого музея в настоящее время хранятся следующие музейные экспонаты:
1) воспоминания Т. Л. Рюнэ о работе ВольтмастиВа [14] — Вольной театральной мастерской имени Ф. Г. Волкова. В них она повествует, например, о руководителе мастерской — Александре Ефимовиче Юреневе;
2) письменная работа Т. Л. Рюнэ на тему «Предварительная часть техники мастерства театрального искусства» [16], в которой она писала, что «всякое творчество наступает тогда, когда у человека есть потребность вылить своё чувство, которое происходит от восприятия так называемого жизненного явления»;
3) письменная работа Т. Л. Рюнэ на тему «Моя режиссура» [15], в которой она разбирает отличия режиссёра от постановщика и делится подробностями своей работы как ассистента режиссёра над пьесой Проспера Меримэ «Женщина-дьявол, или Искушение Святого Антония», проработав её «только в читках, без оформления на сценической площадке»;
4) подготовленная Т. Л. Рюнэ справка [19] к истории Театральной студии имени Ф. Г. Волкова, просуществовавшей в Москве с 1920 по 1928 годы. В справке она перечисляет некоторые примеры из репертуара студии — тематические вечера, сказки, пьесы П. Меримэ, пьесы западных драматургов (Сервантеса и др.), инсценировки;
5) зачётные рабочие листы Т. Л. Рюнэ как члена ВольтмастиВа и ассистента режиссёра [6];
6) заявление Т. Л. Рюнэ о приёме в число работников ВольтмастиВа [18], датированное 20 сентября 1925 года, то есть когда ей было всего 17 лет. В нём она указала, что является дочерью служащего, а ранее работала в течение одного месяца в драматическом кружке при школе Московского театрального техникума имени А. В. Луначарского. В графе «Точная мотивировка вступающих в число работников ВольтмастиВа » она собственноручно указала: «Хочу работать на сцене»;
7) статья Т. Л. Рюнэ на тему «Свободная драматическая студия имени первого русского актёра Ф. Г. Волкова» [17];
8) наконец, аннотации Т. Л. Рюнэ к богато украшенному фотоальбому с фотографиями руководителей и студийцев Театральной студии имени Ф. Г. Волкова ( ВольтмастиВа ), сцен из спектаклей, костюмов, а также эскизами костюмов и декораций [1].
О национальной самоидентификации Тамары Леонидовны
В анкете от 18 августа 1941 года Тамара Леонидовна Рюнэ собственноручно указала, что является финкой ( см. Рис. 14 ). При этом она, возможно, исходила из тогдашнего политического контекста (возможно, на её взгляд так писать было безопаснее). Не вызывает сомнений то, что она опиралась на факт рождения своих предков по линии отца (Рюне) в приходе Бьёркё, который, на момент рождения, например, её деда находился в Великом княжестве Финляндском Российской империи. Тем не менее, её предки по отцовской линии (представители фамилии Рюне) являлись проживавшими на территории этого прихода этническими шведами (а не финнами).
Её «финский» выбор мог подкрепляться ещё и тем, что её бабушка Кристина Карловна Тамби (урождённая Кульберг) и её супруг Мартын Иванович Тамби, их дети, включая мать Тамары Леонидовны — Адель были приписаны к приходу нарвской лютеранской шведско-финской кирхи Святого Михаила (эст. — Narva Rootsi-Soome Mihkli kirik [12; 13]). Но если Мартын Иванович был этническим эстонцем, происходившим, как и его предки, из окрестностей эстляндской деревни Тамби (располагавшаяся близ деревни Вайвара [8, с. 212] деревня Тамби до настоящего времени не сохранилась, но до сих пор около того места, где она находилась, имеется холм (горы) Тамби и поле Тамби [24, с. 380]), то его супруга Кристина Карловна, по семейной легенде, имела шведское (тоже не финское) происхождение. Так что и на этот факт Тамара Леонидовна не могла в полной мере опираться при своём тогдашнем «финском» выборе.
Из вышеупомянутого можно сделать вывод о том, что, причисляя себя к финскому этносу, Тамара Леонидовна могла исходить именно из географического месторасположения родины её предков по отцовской линии. То есть, в своём выборе она руководствовалась скорее территориальным, а не этническим критерием. В реальности же сама она была немного эстонкой, немного русской, немного шведкой. Интересно, что Леонид Александрович в документах неизменно в отношении самого себя указывал: «финляндский гражданин» (как имевший гражданство Великого княжества Финляндского Российской империи). В анкетах Л. А. Рюне в графе «национальность» писал «финляндец», имея в виду не свою принадлежность к финскому этносу, а свою «приписку» к Великому княжеству Финляндскому Российской империи. Интересно, что в каких-то документах Тамара Леонидовна всё же указывала, что является эстонкой. В 1974 и 1976 годах она посещала Эстонскую ССР, в частности её родную Усть-Нарву. По состоянию на август 1941 года за границей Т. Л. Рюнэ не бывала.
Несколько слов об Анатолии Борисовиче Джерелиевском
Сын Тамары Леонидовны — известный инженер, учёный [7, с. 1–2], соавтор нескольких патентов [2; 5; 9] Анатолий Борисович Джерелиевский (1937–1995). Он является также замечательным художником, кисти которого принадлежат красочные картины, на которых запечатлены прекраснейшие виды Усть-Нарвы, Таллина, Нарвы и Куремяэ ( см. Рис. 19–23 ). Его супруга (а женат Анатолий Борисович был не единожды) — Надежда Иосифовна Джерелиевская (урождённая Софранович; имела по своему отцу белорусские корни) — трудилась машинисткой в научной библиотеке Всесоюзного общества «Знание» [4].
Рис. 19. Репродукция картины с изображением Нарвского залива (близ Усть-Наровы, Эстония). Художник — Анатолий Борисович Джерелиевский (сын Тамары Леонидовны Рюнэ). Источник: личный архив Анны — дочери А. Б. Джерелиевского
Рис. 20. Репродукция картины с изображением Нарвского маяка и реки Наровы (Усть-Нарова, Эстония). Художник — Анатолий Борисович Джерелиевский (сын Тамары Леонидовны Рюнэ). Источник: личный архив Анны — дочери А. Б. Джерелиевского
Рис. 21. Репродукция картины с изображением таллинских крепостных стен и башен (Таллин, Эстония). Художник — Анатолий Борисович Джерелиевский (сын Тамары Леонидовны Рюнэ). Источник: личный архив Анны — дочери А. Б. Джерелиевского
Рис. 22. Репродукция картины с изображением Нарвского Воскресенского собора (Нарва, Эстония). Художник — Анатолий Борисович Джерелиевский (сын Тамары Леонидовны Рюнэ). Источник: личный архив Анны — дочери А. Б. Джерелиевского
Рис. 23. Репродукция картины с изображением Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря (Куремяэ, Эстония). Художник — Анатолий Борисович Джерелиевский (сын Тамары Леонидовны Рюнэ). Источник: личный архив Анны — дочери А. Б. Джерелиевского
Итак, после проведения нами столь комплексного и глубокого исследования, выразившегося в публикации объёмной статьи из четырёх частей на основании сотен источников, пришло наконец время подвести некий итог всестороннего и многолетнего изучения жизни и деятельности Леонида Александровича Рюне, его дочери Тамары Леонидовны Рюнэ и их близких людей. Все они беззаветно трудились на благо своей Родины — России, будь то в Усть-Нарове, Петрограде или же Москве. Так пусть же их самоотверженный труд, энергичность, оптимизм, доброта и служение нашему Отечеству — России — вдохновляют всех нас, живущих ныне!
Литература:
- Альбом с фотографиями руководителей и студийцев Театральной студии им. Ф. Г. Волкова (ВольтмастиВа), сцен из спектаклей, костюмов, эскизами костюмов и декораций. Приложение: аннотации Рюнэ Т. Л. 8 л. Период создания: 1924–1927 гг. Материал, техника: рукопись, чернила, фотобумага, гуашь, акварель, альбом в сером картонном переплете с аппликацией, корешок скреплен лентой. Размер: 21,0 х 29,3. Номер в Госкаталоге: 45227807. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 311445. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Андриевская Г. Д., Беляков В. В., Блатов В. С., Вул Н. И., Гаврилов И. К., Джерелиевский А. Б., Добровольский А. К., Зеленский Э. С., Иванов А. М., Куперман А. М., Струков В. М., Филиппов Д. А., Фролов Р. А., Ханцис Р. З., Шалимов А. С. Способ изготовления оболочек из стекловолокна. Патент. Авторское свидетельство SU 175624 A1, 09.10.1965. Заявка № 909741/28–12 от 02.07.1964.
- Вся Москва: адресно-справочная книга на 1928 год: 4-й год издания Московского Совета: с приложением нового плана г.Москвы. М.: Издательство Московского коммунального хозяйства, 1928. С. 504.
- Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Джерелиевская Надежда Иосифовна. Личное дело. Ф. Р-9547. Оп. 10. Д. 69. 1975–1992. 16 л.
- Добровольский А. К., Джерелиевский А. Б., Кузнецов В. М., Дунаев А. А., Волков Ю. В. Резервуар. Патент. Авторское свидетельство SU 674953 A1, 25.07.1979. Заявка № 1998198 от 21.02.1974.
- Зачётные листы члена ВольтмастиВа Рюнэ Тамары Леонидовны. Период создания: 1 ноября 1925 г. — 5 марта 1927 г. Материал, техника: рукопись, чернила, карандаш, цветной карандаш. Размер: формат разный. Номер в Госкаталоге: 45227762. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309136. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Комков М. А. Воспоминание о создании и работе групп «Намотка ПКМ» и «Нитевидные кристаллы» — в дальнейшем это группа «ТЗП» («Из истории основания научных школ кафедры СМ-12») // МВТУ им. Н. Э. Баумана. Кафедра СМ-12 «Технологии ракетно-космического машиностроения». С. 1–2. URL: http://sm12.bmstu.ru/doc/komkov.pdf (дата обращения: 21.07.2024).
- Ларин П. А. Эстонский народ в Великой Отечественной войне 1941–1945. Таллин: Академия наук Эстонской ССР, 1964. С. 212.
- Намоточный станок. Андриевская С. Д., Беляков В. В., Блатов В. С., Вул Н. И., Гаврилов И. К., Джерелиевский А. Б., Добровольский А. К., Зеленский Э. С., Иванов А. М., Куперман А. М., Струков В. М., Филиппов Д. А., Фролов Р. А., Ханцис Р. З., Шалимов А. С. Авторское свидетельство SU 172009 A1, 22.06.1965. Заявка № 901400/29–14 от 19.05.1964.
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 1884. Оп. 25. Д. 4551. Лл. 1–38-об. Рюне Леонид Александрович. 1918–1927.
- Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 8225. Оп 35. Д. 1734. Лл. 1–13-об. Рюнэ Тамара Леонидовна.
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1287. Оп. 40. Д. 2034. Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. 1882 г. Об отдаче частным лицам под постройки участка земли, принадлежащего шведско-финской церкви святого Михаила в городе Нарве. 1882–1883.
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 206. Оп. 2. Д. 131. Дело о вознаграждении нарвской шведско-финской церкви за землю, отошедшую под устройство Нарвского шоссе. 1827–1829.
- Рюнэ Т. Л. «Мои воспоминания о работе ВольтмастиВа». Период создания: 1960–1976 гг. Материал, техника: машинопись, рукопись, чернила. Размер: 30,2 х 21,0. Номер в Госкаталоге: 46534889. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309122. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Рюнэ Т. Л. «Моя режиссура». Письменная работа. Период создания: 4 мая 1927 г. Материал, техника: рукопись, чернила. Размер: 36,1 х 22,5. Номер в Госкаталоге: 45228349. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309137. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Рюнэ Т. Л. «Предварительная часть техники мастерства театрального искусства». Письменная работа. Период создания: 09.01.1927 г. Материал, техника: рукопись, чернила, цветной карандаш. Размер: 35,5 х 22,1. Номер в Госкаталоге: 45230364. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309160. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Рюнэ Т. Л. «Свободная драматическая студия имени первого русского актёра Ф. Г. Волкова». Статья. Период создания: 1960–1976. Материал, техника: машинопись, рукопись, чернила Размер: 28,8 х 20,1. Номер в Госкаталоге: 45227408. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309100. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Рюнэ Т. Л. Заявление о приёме в число работников ВольтмастиВа. Период создания: 20 сентября 1925 г. Материал, техника: машинописная копия, рукопись, чернила. Размер: 22,0 х 17,8. Номер в Госкаталоге: 45227361. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 309130. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Рюнэ Т. Л. Справка к истории Театральной студии им. Ф. Г. Волкова. Период создания: 1980 г. Материал, техника: рукопись, чернила. Размер: 30,1 х 20,3. Номер в Госкаталоге: 45227760. Номер по КП (ГИК): ГЦТМ КП 321235. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина».
- Тамби С. А. Вклад Л. А. Рюне в дело благоустройства курорта Усть-Нарова. Часть 1 // Молодой ученый. 2024. № 20 (519). С. 205–221. URL: https://moluch.ru/archive/519/114417 (дата обращения: 20.07.2024).
- Тамби С. А. Вклад Л. А. Рюне в дело благоустройства курорта Усть-Нарова. Часть 2 // Молодой ученый. 2024. № 20 (519). С. 221–241. URL: https://moluch.ru/archive/519/114418 (дата обращения: 20.07.2024).
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ). Ф. 33. Оп. 594259. Д. 33. Л. 15.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦА МО РФ). Ф. 58. Оп. А-83627. Д. 7400. Лл. 18-об., 19.
- Vaivara kihelkonna kohanimed / koostaja: Toivo Haug; toimetaja: Airika Erin. Päite Küla Selts, 2023. Jõhvi: Mark ja Partnerid. Lk. 380.