Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе

Педагогика
21.08.2024
175
Поделиться
Библиографическое описание
Ахраменко, Е. В. Обучение поисковому чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 81-82. — URL: https://moluch.ru/archive/532/116995/.


В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется поисковому виду чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении поисковому чтению.

Ключевые слова: чтение, рецепция, репродуктивная деятельность, коммуникативная задача, виды чтения, интерпретация.

Обучение чтению — одна из важнейших задач средней школы, поскольку чтение предполагает расширение словарного запаса учащихся, обеспечивает запоминание языкового материала, является базой для обучения говорению.

Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, поскольку связан с восприятием (рецепцией) речевых сообщений. Чтение представляет собой сложную речевую деятельность, которая состоит из двух сторон — технической (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями) и смысловой (установление смысловых связей между языковыми единицами). Опытный читатель воспринимает не отдельные буквы, а целые слова и даже короткие предложения (З. И. Клычникова) [1, C. 123].

Чтение — активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность, т. к. в процессе чтения наш мозг воспринимает и хранит не механическое отражение текста в виде последовательности воспринимаемых букв, а смысловое целое, которое мы конструируем (В. М. Филатов, В. П. Белогрудова) [2, C. 239]. И. Л. Колесникова и О. А. Долгина определяют чтение как речевое умение, которое представляет собой «сложное интегрированное образование, одной из важнейших характеристик которого является многоуровневое строение (иерархичность). Умение включает в себя автоматизм и опирается на знания и предшествующий опыт» [2, C. 240].

Обучение чтению в средней школе организуется на основе следующих принципов (С. К. Фоломкина) [1, C. 125]:

  1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности;
  2. В процессе чтения учащиеся овладевают языковым материалом;
  3. Обучение чтению должно опираться на опыт чтения на родном языке;
  4. Чтение — познавательный процесс;
  5. Процесс чтения подразумевает не только рецепцию, но и репродуктивную деятельность учащихся;
  6. Владение чтением требует высокой автоматизации операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону.

В методической литературе выделяют следующие виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Рассмотрим цели каждого вида чтения.

Цель изучающего вида чтения — точное и полное понимание всей информации и критическое ее осмысление.

Цель ознакомительного чтения — извлечение основной информации из текста.

Цель просмотрового чтения — получение общего представления о теме сообщения.

Цель поискового чтения — извлечение из текста заданной информации (фактов, цифровых показателей и т. д.).

Работа над текстом включает следующие этапы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Цель предтекстового этапа — создание интереса и мотивации к работе с текстом.

Текстовый этап направлен на решение коммуникативной задачи, сформулированной на предтекстовом этапе.

Цель послетекстового этапа — контроль понимания прочитанного текста, интерпретация полученной информации.

Рассмотрим подробнее методику работы с поисковым видом чтения на уроке английского языка. Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах [3, C. 114; 4, C. 94–147].

Предтекстовый этап:

— опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;

— определите место резюме в начале (конце) статьи с заглавием (без заглавия);

— установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;

— найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

— найдите в конце каждого раздела (параграфа) указания на проблематику следующего;

— опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу;

— найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.

Текстовый этап:

— прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

— просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните, почему;

— просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

— укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о …;

— найдите в статье определение (вывод, термин, обозначающий …) и зачитайте вслух.

— скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;

— прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу;

— найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации;

— найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы;

— найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к ….

Послетекстовый этап:

— зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме …;

— подчеркните в тексте определение (формулировку проблемы; термин, обозначающий …);

— назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;

— укажите страницы книги (журнала), на которых рассматривается проблема о …;

— выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису ….

— перечислите основные факты /события;

— сравните два текста на аналогичную тему;

— составьте аннотацию, дайте оценку;

— напишите рецензию.

Таким образом, обучение чтению учащихся средней школы, в частности поисковому чтению, способствует формированию коммуникативных умений учащихся, а также формирует критическое отношение к прочитанному.

Литература:

  1. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
  2. Вронская И. В. Методика раннего обучения английскому языку. — Санкт-Петербург., 2015. — 336 с.
  3. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
  5. Ахраменко, Е. В. Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 295–297. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95838/
  6. Ахраменко, Е. В. Обучение изучающему чтению на уроке иностранного языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 73–74. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107330/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
чтение
рецепция
репродуктивная деятельность
коммуникативная задача
виды чтения
интерпретация
Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 81-82):
Часть 2 (стр. 67-143)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 81-82стр. 143

Молодой учёный