Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 08.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Федорова, Т. В. Ответственность налогоплательщика за непредоставление документов, запрашиваемых налоговым органом / Т. В. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/archive/531/117003/ (дата обращения: 16.08.2024).



Статья посвящена актуальным вопросам ответственности за непредоставление запрашиваемых документов налоговым органом у налогоплательщика. В работе рассматриваются моменты и приводимые доводы налогоплательщиков о праве непредоставления запрашиваемой документации при определенных видах проверок. Особое внимание уделяется анализу ответственности за совершение данных деяний. Исследуется правоприменительная практика по рассмотрению дел связанных с данными правонарушениями. В заключение делается вывод, и даются рекомендации о применении ряда мер для предотвращения правонарушений связанных с неисполнением требований налогового органа.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, ответственность, правоприменительная практика, требование налогового органа, предоставление документов налоговому органу, виды проверок.

The article is devoted to topical issues of responsibility for not providing the requested documents by the tax authority from the taxpayer. The paper examines the points and arguments of taxpayers about the right not to provide the requested documentation for certain types of inspections. Special attention is paid to the analysis of responsibility for the commission of these acts. The law enforcement practice on the consideration of cases related to these offenses is being investigated. In conclusion, a conclusion is drawn and recommendations are made on the application of a number of measures to prevent offenses related to non-compliance with the requirements of the tax authority.

Keywords: tax offenses, liability, law enforcement practice, requirement of the tax authority, provision of documents to the tax authority, types of inspections.

Налогоплательщик часто приходит в недоумение, когда к нему поступает уведомление о назначении штрафа за непредоставление документов по требованию налогового органа. Ведь на дворе XXI век, всё автоматизировано и все субъекты налоговых и прочих отношений как на ладони у государства. «Зачем приходят запросы? Ведь я сдаю столько отчетов разной формы, ежемесячно и ежеквартально. Контролирующие органы разве не могут провести анализ и взять все, что им нужно для проверки?» — такие вопросы возникают в голове налогоплательщиков различных организационно-правовых форм и форм собственности.

С одной стороны, налогоплательщика можно понять, за изменениями в НК РФ, КоАП РФ и прочими НПА невозможно уследить, а тут еще вроде бы какая-то «банальщина», запрос документов, которые и так контролирующие органы видят в своих программах.

Но спешим огорчить, так как изменений по запрашиванию документов от налогоплательщика в ближайшее время пока не ожидается. И исполнять отправленные поручения, уведомления или требования о предоставлении истребуемых сведений или документов от налогового органа для осуществления налогового контроля, это прямая обязанность налогоплательщика, закрепленная в гл 14 НК РФ (часть первая) [1].

За непредоставление в установленный срок документов, сведений, на налогоплательщика налагается санкция, в виде наложения штрафа.

Ответственность за такое правонарушение предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации, статьей 126. В статье описан перечень деяний и суммы штрафов за них:

— п.1 ст 126 НК РФ рассматривает деяние — непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ;

— в п. 2 ст. 126 НК РФ рассматривается деяние — непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

Штрафные санкции применяются не только к не представленным документам и запрашиваемым сведениям, но также и к представленным, но с недостоверными сведениями. Статья 126.1 НК РФ в п.1 гласит, представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных настоящим Кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. Поэтому, нужно внимательно относиться к тому, когда и какие сведения предоставляете.

Пункт 2 предусмотренный настоящей статьей, освобождает от ответственности налогового агента в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Порой налогоплательщику кажется неуместным запрашивание налоговым инспектором документов, не касающихся определенной камеральной проверки, но непредоставление таковых влечет за собой последствия виде штрафа. То есть не пересекающиеся действия и хозяйственные операции, оказывается, складываются в общую картину проверки.

История дела, рассматриваемого Арбитражным судом Московского округа. При проведении камеральной налоговой проверке декларации по НДС, налоговая инспекция затребовала у общества штатное расписание по сотрудникам за период, в котором проводилась проверка декларации налога на добавленную стоимость. Так общество в ответ на указанное требование направило в адрес налогового органа пояснение, в котором указало, что штатное расписание не относится к документам, необходимым для применения налоговых вычетов по НДС. Однако, в связи с неисполнением требования налоговым органом принято решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 200 руб.

При принятии решения по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в которой заявлен налоговый вычет, налоговым органом даже при отсутствии заявления права на возмещение налога, должны быть исследованы и оценены все указанные выше обстоятельства.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает право налогового органа независимо от финансового результата, указанного в декларации, в части отнесение сумм налога к уплате или к возмещению истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, в порядке, установленном пунктом 8.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии оснований полагать, что в налоговой декларации заявлены недостоверные сведения, направленные на занижение налоговой базы либо завышение налогового вычета, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика соответствующие документы [4].

Возможны ситуации, когда контролирующим органом запрашиваются документы вне рамок налоговой проверки.

История дела, рассматриваемого Арбитражным судом Дальневосточного округа. Обществу по ТКС (телекоммуникационные каналы связи) было направлено требование о предоставлении документов (информации) для прослеживания конкретной сделки. Общество в ответ на требование представило пояснение, в котором указало, что требование направлено в адрес общества неправомерно, в связи с чем, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования, также сообщило, что документы, поименованные в подпунктах полученного требования, представлялись уже в ИФНС, но по другому запросу.

В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ, пункт 6 статьи 93.1 НК РФ. По рассмотрению материалов дела о налоговом правонарушении, принято решение согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ о взыскании штрафа с общества в размере 1 250 рублей (размер штрафа с учетом смягчающих ответственность обстоятельств снижен в 4 раза) [5].

В Государственную Думу РФ Правительством РФ внесен проект Федерального закона N 577665–8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Законопроект проходит, все стадии рассмотрения [7].

В планах существенно повысить многие платежи, которые вносятся при подаче заявлений и жалоб в арбитражные либо другие суды [8]. И нет сомнений, что скоро судебные госпошлины вырастут в стоимости.

Цели данного проекта, описаны в пояснительной записке к законопроекту. После прохождения всех стадий рассмотрений и вступления в силу, Федеральный Закон увеличит поступление неналоговых платежей (госпошлины и иные) в Бюджет РФ и разгрузит суды от «мелких дел».

Новая стоимость госпошлины, не будет оправдывать поданный иск, если дело заведомо не в пользу истца. Судебные расходы проигравшей стороне дела придется возместить в полном объеме. Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [6].

При вступлении в силу ФЗ стоимость жалоб в вышестоящие суды будет выглядеть так:

Арбитражный процесс. Организацию, которая собирается оспорить судебный акт, обяжут заплатить:

— при подаче апелляционной жалобы или кассационной жалобы на судебный приказ — 30 000 рублей;

— при подаче кассационной жалобы, кроме жалобы, упомянутой выше, и жалобы в ВС РФ — 50 000 рублей;

— при подаче, например, кассационной либо надзорной жалобы в ВС РФ — 80 000 рублей.

Сейчас при подаче, в частности, в апелляцию или кассацию жалобы на решение либо постановление арбитражного суда перечисляют 3000 руб.

Гражданский процесс и административное судопроизводство. Компания внесет госпошлину в размере:

— при подаче апелляционной жалобы, частной жалобы или кассационной жалобы на судебный приказ — 15 000 рублей;

— при подаче кассационной жалобы (кроме жалобы, упомянутой выше, и жалобы в ВС РФ) — 20 000 рублей;

— при подаче, например, кассационной либо надзорной жалобы в ВС РФ — 25 000 рублей.

На данный момент, в частности, для апелляционного и кассационного обжалования действует госпошлина в размере 3000 руб.

Новшества будут применять к делам, которые возбудят по заявлениям и жалобам, направленным после вступления в силу этих изменений [8].

Поэтому, если ваш будущий иск несёт в себе «мелкую» стоимость и вы заведомо не уверены на сто процентов в том, что в вашу пользу будет принят итоговый судебный акт по делу, рекомендуем всё решить в досудебном порядке.

Статистика судов первой инстанции показывает, что при оспаривании действий (бездействий) и решений налоговых органов по налоговым проверкам и другим мероприятиям, а также процент удовлетворяемых заявлений продолжает сохраняться приблизительно на одном уровне с 2020 года. При этом в пользу налогоплательщиков процент положительных решений понемногу снижается [9].

Заключение.

Судебная практика позволяет сделать вывод, что правовая позиция в определениях судов гласит, налогоплательщик не вправе давать оценку обоснованности истребования налоговым органом тех либо иных документов, что определяется исключительно усмотрением налогового органа, проводившего проверку.

В спорах о праве нельзя ограничиваться формальными условиями НК РФ. Необходимо установить всю совокупность обстоятельств, поэтому контролирующие органы вправе использовать разные инструменты для видения общей картины дела. Все эти мероприятия проводиться с целью дальнейшего исключения или выявления налогового правонарушение в рамках и вне рамок налоговой проверки для определения формы ответственности налогоплательщика.

Рекомендуем не игнорировать требования налогового органа на запрос предоставления документов. Придерживаться установленных сроков отправки квитанции о получении требования, уведомления и как можно достоверней и тщательней собрать перечень истребуемых документов и информации. При невозможности подачи запрашиваемой информации и документов, всегда оформлять ответное письмо в виде пояснения, по каким причинам, вы не смогли это сделать. Обосновывайте ваши действия.

Бывает, что организационно-правовая форма, например общество, не имеет договорных отношений с контрагентом, и такой короткий ответ на требование, вполне удовлетворит налоговый орган, потому что не существует обязательств (п. 1 ст. 307 ГК РФ) [3] между сторонами, отсутствуют правоотношения между субъектами, и общество априори не предоставит не единого документа из-за отсутствия таковых.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (дата обращения 30.07.2024г).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (дата обращения 01.08.2024).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (дата обращения 02.08.2024).
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.06.2024 N Ф05–11220/2024 по делу N А41–86719/2023.
  5. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.06.2024 N Ф03–1610/2024 по делу N А73–15718/2023.
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»
  7. Законопроект № 577665–8 ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» https://sozd.duma.gov.ru/bill/577665–8. (дата обращения 01.08.2024).
  8. https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=481497&dst=1000000001&cacheid=A7D490D0BD8220AC2A79BB0432FDA28F&mode=splus&rnd=POmJSA#jZCg9KUhIeIgFoiS
  9. Налоговый и таможенный блог. https://www.russiantaxandcustoms.com/news/nalogovoe-administrirovanie-i-spory/statistika-rassmotreniya-nalogovykh-sporov-v-arbitrazhnykh-sudakh-za-2022-god/ (дата обращения 01.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый орган, РФ, Российская Федерация, документ, Налоговый кодекс, взыскание штрафа, ВС РФ, кассационная жалоба, налогоплательщик, рубль.


Ключевые слова

ответственность, правоприменительная практика, налоговые правонарушения, виды проверок, требование налогового органа, предоставление документов налоговому органу

Похожие статьи

Задать вопрос