В данной статье рассматриваются вопросы полового воспитания и просвещения в школах немецкоязычных стран, а также их психологическое влияние на школьников.
Актуальность исследований в этой теме обуславливается стоящими перед человечеством нравственно-этическими проблемами, одна из которых — повышение половой и сексуальной грамотности школьников.
За последние десятилетия в немецкоговорящих странах произошла «революция» в сфере полового просвещения школьников. Сексуальное воспитание успешно отделилось от смежных наук несмотря на большое количество конфликтов, религиозных и идеологических противоречий.
Ключевые слова: половое просвещение, сексуальное образование, половое просвещение в школах, профилактика раннего начала половой жизни.
Введение
В большинстве европейских стран уроки раннего полового просвещения давно носят обязательный характер. С 1-го класса для учеников проводят уроки сексуального образования с целью снижения распространения ВИЧ и прочих инфекций, передающихся половым путем, предотвращения ранних беременностей и профилактики сексуального насилия над детьми.
После выявления и осознания колоссального количества действий, развратного характера, а также его пагубного влияния на общество, в странах Европы было принято решение о предоставлении детям «верной» информации о сексе практически с самого рождения для того, чтобы заложить необходимую информацию прежде, чем дети доберутся до «вредных» источников.
Уроки раннего сексуального образования в Германии
В Германии сексуальное образование является обязательным для учащихся начиная с начальных классов. При этом программа уроков по половому воспитанию соответствует возрасту и уровню развития школьников. Однако, в каждом регионе страны своя образовательная программа, в связи с чем различается общая продолжительность обучения дисциплине.
В ходе занятий подробно освещаются темы контрацепции, беременности, инфекций, передаваемых половым путем, гендерные роли, любовь, брак и другие. Однако от региона к региону темы занятий различаются.
Перед началом проведения занятий по половому воспитанию, школа обязательно информирует родителей, однако отказ от уроков невозможен.
Стоит отметить недостаточную подготовку учителей, проводящих занятия. Лишь немногие из них прошли специальную подготовку, несмотря на несколько разработанных в стране курсов и учебных программ. Так, образовательные программы по сексологии и вопросам полового просвещения предлагают пройти в университетах Мерзебурга, Дортмунда и Франкфурта-на-Майне.
Министерство образования Германии разработало руководящие документы и материалы, предназначенные для подготовки к проведению занятий. Помимо этого, преподаватели могут использовать и сторонние материалы, например, с онлайн-платформы www.schule.loveline.de, где можно найти примеры тем для уроков, а также огромное количество пособий и брошюр.
Помимо общеобразовательных школ, в Германии функционируют более 1600 консультационных центров, активно работающих в области сексуального образования и консультирования по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья и прав. Такие организации проводят различные образовательные мероприятия с привлечением средств массовой информации, социальных сетей и молодежных журналов. Часть мероприятий направлена на развитие сексуальной грамотности у людей с ограниченными возможностями здоровья.
Для школьников и их родителей создаются онлайн-платформы. Так, на сайте www.loveline.de можно найти исчерпывающее количество информации о половой жизни и ее аспектах, адреса консультационных служб по всей Германии.
Несмотря на широкое распространение полового просвещения, среди родителей и некоторых политиков, особенно представителей партии AfD растет недовольство нововведениями. Оппоненты считают, что сексуальное образование ведет к раннему началу половой жизни. Также решительно негативно они выступают в отношении легализации гендерного разнообразия.
Уроки раннего сексуального образования в Австрии
Сексуальное образование в Австрии является всеобъемлющим и опирается на прочную правовую базу, являясь частью обязательной общеобразовательной программы, обучение по которой начинается с 10-летнего возраста и продолжается до окончания средней школы.
При проведении занятий, школы руководствуются основополагающим декретом о сексуальном образовании, выпущенным в 1970 годах, но адаптированным в 2015 году под современные реалии.
Помимо министерства образования, вклад в разработку учебной программы внесли и представители министерства здравоохранения. В 2016 году был основан Федеральный центр сексуального образования, целью которого являются курирование и поддержка в реализации программ сексуального образования в школах.
В рамках уроках полового просвещения рассматриваются вопросы биологических аспектов, беременности, контрацепции, гендерных ролей, ВИЧ, сексуального и бытового насилия.
Различные общественные организации предоставляют школьникам информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье и вне рамок школы.
Для школьников из группы риска дополнительно разработаны различные образовательные программы, разработанные правительством.
К подобным проектам можно отнести «Sex talks» — проект, частично финансируемый министерством по делам семьи и молодежи, в рамках которого квалифицированные психологи и сексологи проводят семинары со школьниками, где обучают способам отличать достоверную информацию о сексуальных проявлениях от ненадежной, полученной с веб-сайтов.
Уроки раннего сексуального образования в Швейцарии
Система полового воспитания в Швейцарии хорошо развита и активно поддерживается государством. Половое воспитание в стране охватывает школьников начальной и средней школы, однако, образовательная программа в разных кантонах различается.
Половое воспитание внедрено в образовательную систему в качестве отдельной дисциплины. Все вопросы и проблемы рассматриваются широко и полноценно.
Во франкоязычных кантонах предпочитают привлекать отдельных специалистов в сфере сексологии для преподавания мини-курса не менее 9 часов. На занятиях школьникам предоставляется также печатная информация, адреса и номера служб сексуального и репродуктивного здоровья, в которые по необходимости можно обратиться.
В последние годы министерствами образования отдельных кантонов проводилась разработка собственных образовательных программ по половому просвещению. Программы разрабатывались с привлечением специалистов из числа педагогического состава, работников сферы здравоохранения, сексологов и церковных властей.
Несмотря на активную работу в рамках школьной программы, сексуальное образование в Швейцарии в большей степени осуществляется за ее пределами. Проводятся различные внеклассные мероприятия по сексуальному просвещению. Созданы тематические профессиональные центры и организации, где и дети, и взрослые могут получить квалифицированную помощь, существует ряд онлайн-платформ с ответами на вопросы.
Для особых категорий таких как: лица нетрадиционной ориентации, трансгендеры, лица с ограниченными возможностями здоровья существуют специальные программы сексуального просвещения, которые работают в основном в рамках различных проектов и специализированных школ, что не позволяет охватить всех.
Заключение
Проведя анализ переписок граждан Германии, Австрии и Швейцарии на общедоступных форумах и в тематических группах, можно сделать вывод, что большая часть родителей школьников младшего и среднего возраста нейтрально относится к все увеличивающийся программе по половому воспитанию в школах.
В большинстве случаев родители осознают, что сексуальное воспитание необходимо начинать как можно раньше, чтобы избежать негативного влияния на детскую психику со стороны бесконтрольно распространяющейся порнографии.
При этом уроки полового просвещения не оказывают негативного влияния и не побуждают школьников к раннему началу половой жизни. Так, число школьников, имевших половые контакты до 15 лет, колеблется от 17 до 24 процентов в зависимости от страны и пола. Число же беременностей среди несовершеннолетних составляет 3–7 на 1000 девушек.
Литература:
- Burian B. Doktorspiele. Die Sexualität des Kindes [Playing doctors and nurses. Child sexual-ity]. Vienna: Picusverlag, 2005.
- Sexuality education in the WHO European Region. Austria. Cologne: WHO Regional Office for Europe/BZgA, 2010.
- Sexuality education in the WHO European Region. Germany. Cologne: WHO Regional Office for Europe/BZgA, 2010.
- Sexuality education in the WHO European Region. Switzerland. Cologne: WHO Regional Office for Europe/BZgA, 2010.
- Standards for Sexuality Education in Europe. Cologne:WHO Regional Office for Europe/BZgA, 2010.
- Im falschen Körper: Ich bin jetzt die Steffi [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/schulspiegel/transsexualitaet-leben-im-falschen-koerper-a-842547.html (дата обращения 10.01.2024).