Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №6 (53) июнь 2013 г.

Статья просмотрена: 754 раза

Библиографическое описание:

Титова С. С. Фортепианный цикл для юношества в творчестве Р. К. Щедрина (р.1932): к 80-летию композитора (по материалам выступления на научно-практической конференции студентов факультета музыкального искусства ЮУрГИИ им.П. И. Чайковского 17 апреля 2013) // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 773-775. — URL https://moluch.ru/archive/53/7116/ (дата обращения: 20.09.2018).

Замысел цикла связан с идеей более широкого знакомства начинающих музыкантов с современным музыкальным языком. Композитор убедительно доказывает, что он прекрасно сочетается с художественными задачами русской музыки и представляет в своих миниатюрах новые, ранее не озвученные в сфере детских сочинений. Все они связаны с историей России, с ее уникальной музыкальной культурой. Таковы пьесы, доносящие до нас звукообразы знаменного распева, петровского канта, колокольных звонов.

Цикл был написан летом 1981 года и впервые исполнен самим композитором весной 1982 года. При этом, по причине затраченного автором на разучивание сочинения времени, пришлось отказаться от названия «Сборник нетрудных пьес». Историческими предшественниками этого цикла следует считать «Альбом для юношества» Р. Шумана (1848), «Детский альбом» П. И. Чайковского (1878), «Детскую музыку» С. С. Прокофьева (1935), «Микрокосмос» Б. Бартока (1930-е)

В произведении автора представлены следующие группы пьес:

1.                  Картины национального быта, обряды и традиции: «Знаменный распев», «Деревенская плакальщица», «Русский трезвон», «Петровский кант», «Хор»;

2.                  Мир детства, сюжетные пьесы: «Погоня», «Разговоры»;

3.                  «Музыкальное искусство»: а) теоретические основы — гармонии, контрапункта, техники, жанры: «Арпеджио», «Терции», «Обращения аккорда», «Разговоры», «Двенадцать нот», «Этюд в ля», «Хор»,

б) «игра в стиль» — «Играем музыку Россини».

В основе композиционной логики целого лежит принцип контрастного чередования образов, обусловивший обращение автора к широкому спектру выразительных средств музыкального языка. При этом композитор не ограничивается одним типом контраста, что позволяет развернуть в сочинении своего рода мини-энциклопедию музыкально-технических приемов.

Миниатюры контрастируют друг с другом:

-          по ритмике — внетактовая система («Разговоры», «Знаменный распев»), отностельная свобода метра («Деревенская плакальщица»), тактометрическая система;

-          по фактуре — линеарная («Арпеджио», «Разговоры», «Деревенская плакальщица»), аккордовая («Хор», «Обращение аккорда», «Петровский кант»), полифоническая («Знаменный распев», «Величальная», «Двенадцать нот»[1]).

-          по динамике — яркие с мощными кульминациями-финалами («Играем оперу Россини», «Фанфары», «Русские трезвоны», «Петровский кант», «Этюд в ля»), приглушенные с «истаивающими» завершениями («Хор», «Терции», «Обращение аккорда», «Знаменный распев»);

-          по интонационной природе тематизма цикл включает пьесы — инструментальные («Терции», «Обращение аккорда», «Этюд в ля», подражание звучанию лютни («Арпеджио»), трубы («Фанфары»), колоколов («Русские трезвоны»)), песенно-речевые («Знаменный распев», «Разговоры»[2], «Играем оперу Россини», «Петровский кант», «Деревенская плакальщица», «Хор», «Величальная»);

Контраст встречаем и внутри пьес — в тематизме («Играем музыку Россини»), фактуре и артикуляции («Терции» — звонкое стаккато разбросанных по регистрам терций сочетается с глухим легато в узком диапазоне.

Драматургически узловыми в цикле становятся пьесы № 3 «Играем музыку Россини» и № 11 «Русский трезвон»[3]. Так, первая представляет собой музыкально-театральную сцену с воссозданием типичных интонаций бельканто, вписанных в двухчастную композицию, включающую вступительный речитатив и бравурную арию. А вторя демонстрирует сквозное динамическое нарастание звучности, имитирующей русские колокола и развитой до мощного трезвона.

В своем цикле Р. К. Щедрин обращается к современным принципам звуковысотной организации. Речь идет о технике центра. Так, в пьесе «Этюд в ля» в качестве тонального центра выбирается указанный звук, а в миниатюрах «Хор» и «Обращение аккорда» центральным элементом становится созвучие.

В истории жанра фортепианного цикла для детей, юношества уникальность сочинения проявляется в своеобразном воссоздании Щедриным целого ряда образов русского народного творчества, русской хоровой культуры, которые связаны с применением принципов современной нотацией, серийности и алеаторики.

Пьесы — «картины русской старины» — пронизаны фольклорными интонациями, воссоздающими русскую вокальную выразительность.

Кантиленная природа тематизма и обращение к жанровым идеям канта, плача, распева, оперной арии-сцены, — продиктовали выбор претворения в пьесах соответствующих форм: «Разговоры» (сквозная), «Играем оперу Россини» (ария с речитативом), «Знаменный распев» (строфическая), «Величальная», «Деревенская плакальщица» (куплетно-вариационная).

Художественное своеобразие пьес цикла уместно представить, прибегнув к помощи таблицы, в которой наглядно отражается разнообразие претворяемых автором жанров, форм, композиционных техник.

№ п/п

Название пьесы

Жанр, техника

Форма

1.

«Арпеджио»

«Дидактическая» прелюдия, нацеленная на закрепление указанной в названии пьесы пианистической техники

Простая 3 х ч, с сокращенной репризой

2.

«Знаменный распев»

Распев с гетерофонно-подголосочной фактурой

Вариационно-строфическая (3 строфы)

3.

«Играем оперу Россини»

Стилизация без цитат

Бравурная 3 х частная ария с речитативным вступлением и кодой

4.

«Хор»

Русский церковный хор

Простая 3 х частная, с развивающей серединой

5.

«Терции»

Пьеса этюдного характера в технике двойных нот

Простая 3 х частная, с кодой

6.

«Величальная»

Народный распев

Куплетно-вариационная (3 запева-величания)

7.

«Обращения аккорда»

«Дидактическая» пьеса-прелюдия, наглядно демонстрирующая технику минимализма в акварельной по своей фактуре пейзажной зарисовке

Простой период повторного строения

8.

«Деревенская плакальщица»

Плач-причет

Куплетно-вариационная (3 запева с речитативами)

9.

«Фанфары»

Интрада

Простая 2 х частная

10.

«Разговоры»

Жанровая зарисовка в технике алеаторики, речевая выразительность

Сквозная

11.

«Русские трезвоны»

Колористическая зарисовка с имитацией ударов колокола и перезвонов

Сквозная с динамическим нарастанием, крещендирующая

12.

«Петровский кант»

Кант (3 х голосная фактура)

Простая 3 х частная

13.

«Погоня»

Пьеса инструктивно-технического характера, с чертами имитационности, отражающими заявленную в названии образную ситуацию

Простая 3 х частная с кодой

14.

«Двенадцать нот»

Пьеса инструктивно-технического характера, в которой вокальный по своей природе тематизм воплощается с помощью серийной техники

Простая 3 х частная со статической репризой

15.

«Этюд в ля»

Инструктивно-техническая пьеса, с чертами полифоничности и элементами токкатности

Простая 3 х частная

Литература:

1.                  Григорьева, Л. К изучению творчества Р. К. Щедрина / Л. Григорьева, Я. Платек // Советская музыка. — 1983. — № 1. — С. 8–28.

2.                  Дробышева, Л. И. Фортепианный альбом для детей: особенности жанрового содержания / Л. И. Дробышева // Образование в культуре и культура образования. — Пермь: ПГИИиК, 2003. — Ч.1. — С. 304–310.

3.                  Дымова, И. Г. Щедрин Родион Константинович /И. Г. Дымова // Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Л. А. Серебрякова. — Челябинск: Урал LTD, 2001. — С. 418–425.

4.                  Мальцер, И. В. Р.Щедрин. Тетрадь для юношества: метод. рекоменд. / И. В. Мальцер. — Свердловск: Свердловское управление культуры, 1985. — 24 с.

5.                  Попов, И. Три новых произведения Родиона Щедрина / И. Попов // Музыкальная жизнь. — 1982. — № 13. — С. 13.

6.                  Тараканов, М. Музыка для фортепиано / М. Тараканов // Творчество Родиона Щедрина. — М.: Сов. композитор, 1980. — С. 145–171.

7.                  Холопова, В. Н. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин/ В. Н. Холопова. — М.:Композитор, 2000. — С. 124–128.



[1] Принципы серийности претворены и в цикле «Музыкальные игрушки» («Трубач в лесу», «Апрельский день», «Лосиная поляна», «Эхо»)  С.А. Губайдулиной (1969).

[2] Аналогия по воплощению речевой выразительности в фп. пьесе – «Две смешные тетеньки поссорились» из «Детского альбома»  А.И.  Хачатуряна (1968) , «Песня рыбака» из упомянутого цикла С.А. Губайдулиной.

[3]  Аналогия в европейском искусстве – воссоздания звучания карильонов в цикле «Рождествнская елка» Ф. Листа (1876).

Основные термины (генерируются автоматически): Обращение аккорда, Петровский кант, Деревенская плакальщица, пьеса, распев, Хор, Разговор, инструктивно-технический характер, Русский трезвон.


Похожие статьи

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

(звонок бесплатный).

В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка.

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Такова тема вступления к пьесе (её форма-схема — свободная сонатная), излагаемая домрами и напоминающая русские былинные распевы, что придают теме

Изучение произведений А. Прибылова для ОРНИ, основанных на русском по характеру тематизме (подлинных...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Согласно историческим сведениям, он написал более ста «русских песен с вариациями», тридцать из которых в том или ином виде доступны сегодня. Нередко в таких пьесах используется имитация звучания балалайки или гитары.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

— Что такое жанр кантата? (катата — произведение в нескольких частях для хора, солистов и симфонического оркестра)

14. Известный хоровой дирижёр, руководитель Русской хоровой капеллы, памяти которого Свиридов посвятил концерт.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Ряд композиторов Казахстана, для воплощения сюжетов и образов в своих операх как и русские композиторы, использовали хоры.

«Если хоровое пение будет без музыкальной подготовки, без технических навыков, я позволю себе предположить, что такое пение принесет вред...

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Библиографическое описание: Абовян И. С. Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре [Текст]

То есть различение богослужебного пения имузыкивДревней Руси осуществлялось не только на идеологическом уровне, но и на уровне конкретных технических...

Обучение церковному пению как фактор развития...

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и продолжает отводить немаловажную роль в своей

Молитва есть обращение души человека к Богу. Наша душа имеет три стороны: ум, сердце и волю. Ум - свет, который озаряет путь жизни к Богу.

Вокальный процесс в хоре, ансамбле. Первые этапы работы

Когда ребята научатся в пении произносить слова по-иному, не так как в разговоре, выше, качество звучания сильно поменяется.

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние репертуара на музыкальное развитие ребенка

(звонок бесплатный).

В репертуаре хора должны найти место русская и зарубежная классика, народная песня, произведения современных композиторов и старинная музыка.

Русская народная песня в оркестровом творчестве А. Прибылова

Такова тема вступления к пьесе (её форма-схема — свободная сонатная), излагаемая домрами и напоминающая русские былинные распевы, что придают теме

Изучение произведений А. Прибылова для ОРНИ, основанных на русском по характеру тематизме (подлинных...

Эволюция репертуара для балалайки в свете развития...

Согласно историческим сведениям, он написал более ста «русских песен с вариациями», тридцать из которых в том или ином виде доступны сегодня. Нередко в таких пьесах используется имитация звучания балалайки или гитары.

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

— Что такое жанр кантата? (катата — произведение в нескольких частях для хора, солистов и симфонического оркестра)

14. Известный хоровой дирижёр, руководитель Русской хоровой капеллы, памяти которого Свиридов посвятил концерт.

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана

Ряд композиторов Казахстана, для воплощения сюжетов и образов в своих операх как и русские композиторы, использовали хоры.

«Если хоровое пение будет без музыкальной подготовки, без технических навыков, я позволю себе предположить, что такое пение принесет вред...

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре

Библиографическое описание: Абовян И. С. Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре [Текст]

То есть различение богослужебного пения имузыкивДревней Руси осуществлялось не только на идеологическом уровне, но и на уровне конкретных технических...

Обучение церковному пению как фактор развития...

Церковному пению и его обучению Русская Православная Церковь отводила и продолжает отводить немаловажную роль в своей

Молитва есть обращение души человека к Богу. Наша душа имеет три стороны: ум, сердце и волю. Ум - свет, который озаряет путь жизни к Богу.

Вокальный процесс в хоре, ансамбле. Первые этапы работы

Когда ребята научатся в пении произносить слова по-иному, не так как в разговоре, выше, качество звучания сильно поменяется.

Особенности работы над русской духовной музыкой в хоре.

Задать вопрос