Влияние мультфильмов на формирование мировоззрения детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 августа, печатный экземпляр отправим 14 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (529) июль 2024 г.

Дата публикации: 24.07.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Тезина, Е. Е. Влияние мультфильмов на формирование мировоззрения детей дошкольного возраста / Е. Е. Тезина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 30 (529). — URL: https://moluch.ru/archive/529/116809/ (дата обращения: 27.07.2024).

Препринт статьи



В современных условиях развития общества мультфильм является неотъемлемой частью жизни ребенка уже с раннего детства, что непосредственно влечет за собой формирование определенных представлений о мироустройстве и миропорядке. В данной статье рассматривается вопрос формирования мировоззрения посредством просмотра отличающихся друг от друга современных мультфильмов не только по длительности, но и ряду других характеристик.

Ключевые слова: мультфильм, мировоззрение, дошкольник.

Согласно ФГОС ДО и ООП ДО современное дошкольное образование ориентировано на формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к миру, окружающим их людей и самим себе, которые проявляются в соблюдении элементарных социальных норм и правил поведения в обществе, а также умении контролировать свои чувства и эмоции, оперируя в каждой конкретной ситуации социально одобряемыми действиями и поступками, обосновывать свои ценностные ориентации [5, 6]. Все перечисленные ранее качества являются проявлениями мировоззрения.

Мировоззрение — целостная система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир [4].

Одним из средств достижения указанных ранее планируемых результатов у детей дошкольного возраста на момент окончания дошкольного учреждения в педагогическом процессе являются продукты мультипликации, а именно мультфильмы.

Мультфильм — это область киноискусства, которая создаются путём покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов [7].

На сегодняшний день мультипликация является одним из самых эффективных методов воспитания, поскольку в современных реалиях мультфильм является главным источником времяпрепровождения для детей дошкольного возраста, а для педагогов возможностью наглядно, быстро и просто подать необходимую информацию с практически стопроцентным результатом.

В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несет в себе мультфильм, воспитатель может влиять на ту или иную составляющую мировоззрения дошкольников. Так, в зависимости от главной цели, мультфильмы можно разделить на [8]:

– Образовательные, направленные на формирование, расширение, углубление, обобщение и закрепление каких-либо знаний о флоре и фауне определенной территории, а также о тех или иных событиях и явлениях природы. Демонстрация подобных мультфильмов в ДОУ дает возможность сформировать научную картину мира, стиль мышления ребенка дошкольного возраста, что является немаловажным компонентом мировоззрения. К подобным мультфильмам можно отнести м/с «Смешарики. Пин-код» (2012 г.), сюжет которого строится вокруг космического путешествия всем полюбившихся героев, рассказывает юному зрителю о физических и химических процессах простым и понятным языком. Или м/с «Катя и Эф. Куда Угодно Дверь» (2018 г.), где каждая серия показывает ребенку интересные факты на самые различные темы. Также одним из ярких представителей данной категории является м/с «Ася и Вася» (2023 г.), который рассказывает о деревенской жизни во всех ее красках, знакомя детей с представителями флоры и фауны.

– Развивающие. Подобные продукты мультипликации направлены на всестороннее развитие личности, формируя знания, умения и навыки детей через основные психические процессы, что является составляющими мироощущения и мировосприятия. Например, м/с «Цветняшки» (2021 г.), в котором каждый из героев мультфильма, а именно Курочка Коко, Цыпленок Пи, Волчонок У, Лисенок Айяяй, Котенок Мур и Зайчонок Скок, воздействуют на сознание ребенка посредством музыкального сопровождения.

– Воспитательные, которые знакомят дошкольника с конкретными жизненными ситуациями и учат, как правильно выходить из них. Подобные мультфильмы играют особую роль в формировании мировоззрения, поскольку именно за счет просмотра данной категории формируются внутренние убеждения дошкольника, которые определяют моральные и нравственные ценности, идеалы. Например, м/с «Кошечки-Собачки» (2020 г.) переносит нас в маленький город, где живут шестеро друзей, сталкивающиеся с трудностями, получая различные жизненные уроки. М/с «Ми-ми-мишки» (2015 г.), главными героями которого являются бурый и белый медвежата Кеша и Тучка соответственно, не только активно познают окружающий мир, но и учатся с ним правильно взаимодействовать. Данный мультфильм старается воспитать в ребенке дошкольного возраста такие понятия как «добро» и «дружба». М/с «Оранжевая корова» (2018 г.) повествует о двух телятах по имени Зо и Бо, которые, как и в реальной жизни, ищут приключений и попадают в самые разные ситуации — от смешных до опасных.

– Развлекательные. Данный вид мультфильмов обычно не несет в себе никакой смысловой нагрузки и чаще всего имеет юмористический жанр. Однако, подобные мультфильмы могут косвенно влиять на мировоззрение детей дошкольного возраста в вопросе жизненных идеалов. Например, м/с «Ну, погоди!» (1969 г.) показывает смешные истории о погоне Волка за Зайцем, которые невольно формируют у ребенка такие понятия как «добро» и «зло». Аналогом подобного мультфильма в зарубежных мультфильмах является м/с «Том и Джерри» (1940 г.).

– Проблемные мультфильмы обычно являются полнометражными мультфильмами, через которые красной нитью сквозь сюжет проходит одна или несколько глобальных проблем современного общества. Данная категория мультфильмов влияет на такую составляющую мировоззрения как убеждения и идеалы, благодаря которым создается основа для подтверждения своей правоты в тех или иных вопросах и совершенные образы. Так м/ф «Валли» (2008 г.) поднимает проблемы экологии. М/ф «Рая и последний дракон» (2021 г.) несет в себе мысль объединения народов, несмотря на различия во внешности, культурных и народных традициях, манере общения и т. д.

Именно из мультфильма дошкольник получает первоначальные познания о мире, знакомится с моральными и нравственными ценностями, которых придерживается общество в данный момент. Современные условия развития личности открывают перед ребенком дошкольного возраста огромный и необъятный мир мультипликации, который может быть ограничен лишь такими понятиями как «возрастное ограничение» и «родительский контроль». Однако, использование данных возможностей в выборе мультфильма для детей не дает точных гарантий в просмотре качественной мультипликации, поскольку в указанные выше понятия не входит отбор просматриваемого контента на основе его происхождения. Следовательно, мультфильмы по своему происхождению можно разделить на [8]:

a) Американские

b) Российские

c) Японские

d) Страны Европы (Франция, Германия, Англия, Чехия и т. д.)

Чаще всего дети дошкольного возраста знакомы с мультфильмами из первых трех перечисленных ранее категории. Ценностные ориентиры, преподносящиеся подрастающему поколению в Российской Федерации, кардинально отличаются от ценностей, которые преподносят детям дошкольного возраста США и ряд других Европейских стран.

Трансляция зарубежных мультфильмов и соответственно их длительный просмотр приводят к неосознанному перенятию ребенком образа полюбившегося ему персонажа со всеми присущими ему культурой поведения, которые не свойственны маленькому гражданину РФ. В связи с этим у детей дошкольного возраста могут быть сформированы ложные представления о мире и методах взаимодействия с ним. Так, всем известные развлекательные мультфильмы детства «Ну, погоди!» (1969 г.) и «Том и Джерри» (1940 г.) схожи между собой по сюжету, количеству героев и смысловой нагрузке, но кардинально отличаются по манере поведения персонажей. Заяц никогда не отвечает злом на зло Волку, не пытается ему навредить и всегда сбегает, умело воспользовавшись смекалкой или стечением обстоятельств, когда Волк сам навлекает на себя беду, пытаясь угнаться за Зайцем, совершив плохой поступок. В мультфильме американского производства кот Том гоняется за мышонком Джерри, ставя смертельные ловушки и часто сопровождая свои действия насилием в отношении мышонка. Сам же Джерри не пытается просто убежать от надоедливого кота, но также предпринимает попытки отомстить за нанесенный ущерб. Таким образом, мультфильм советского производства пытаются помочь детям перенять манеру поведения Зайца, который является положительным героем мультфильма, пропагандирующим ЗОЖ и положительное отношение к миру, в отличие от мультфильма американского производства.

Таким образом, продукты современной мультипликации являются одним из самых востребованных средств воспитателей в дошкольной педагогике, к подбору которой стоит относится с особой аккуратностью, поскольку демонстрация мультфильма незамедлительно влечет за собой изменения в ценностных ориентирах подрастающего поколения.

Литература:

  1. Капков С. В. Энциклопедия отечественной мультипликации / С. В. Капков. — М.: Алгоритм, 2006.
  2. Корешкова, М. Н. Влияние современных мультфильмов на культуру поведения дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 179–182.
  3. Коростелева, Н. А. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 36–38.
  4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2023. — 48 с. (Правовая библиотека образования).
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2024. — 224 с. (Правовая библиотека образования).
  7. Халикова, Р. И. Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 247–249.
  8. https://sites.google.com/view/myltstudiotsarova41/animation-studio


Задать вопрос