Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (528) июль 2024 г.

Дата публикации: 14.07.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Балтажиев, М. В. Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности / М. В. Балтажиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 29 (528). — URL: https://moluch.ru/archive/528/116663/ (дата обращения: 16.07.2024).

Препринт статьи



В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации».

Ключевые слова: Конституция, Конституционное Собрание, государственное устройство.

Конституционное Собрание является учредительным органом власти, который прямо упомянут в Конституции, однако абсолютно не имеет дополнительного нормативного закрепления. Место, роль и основы деятельности данного органа непонятны, а вопрос, связанный с его формальным закреплением, всё ещё остаётся открытым.

Вопрос, связанный с созданием учредительного конституционного органа, не терял своей актуальности на протяжении всей истории становления современного российского конституционализма и является краеугольным в отечественной истории, начиная от первых проектов декабристов и заканчивая поправками в Конституцию в 2020 году. «Развитие идеи о Конституционном Собрании в XX веке выразилось в неудачной попытке создания Учредительного Собрания в 1918 году и в создании Съезда народных депутатов в 1989 году» [3].

Конституция Российской Федерации, являясь основой государственного устроения, регулирует механизмы формирования федеральных органов государственной власти, а также определяет порядок внесения поправок в Конституцию РФ и её пересмотр. В части 3 статьи 135 Конституции РФ, а также в части 1 статьи 6 федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» фигурирует орган, имеющий право на то, чтобы принимать или отклонять выдвинутые властно уполномоченными лицами и федеральными органами власти предложений об изменении Конституции РФ — Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание представляет собой орган, который должен включать в себя функции контроля и надзора за внесением изменений в Конституцию РФ, её содержанием и нормативным обеспечением. Главной задачей Конституционного Собрания является одобрение или неодобрение проекта Конституции РФ. На основании этого, можно предположить, что Конституционное Собрание подразумевалось в качестве государственного органа, который должен начать активно функционировать в случае политического кризиса или отсутствия возможности обеспечения соблюдения действующей Конституции. «Конституционное Собрание не обладает конституционными полномочиями Федерального Собрания, не заменяет этот орган, который действует наряду с ним. Задача Конституционного Собрания либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой» [1].

«Конституционное Собрание обладает всеми необходимыми признаками субъекта власти. Оно имеет своё конституционное закрепление, которое отражает его полномочия, а также косвенно его функции и принципы, имеет право принимать, отклонять и разрабатывать проекты Конституции, что наделяет Конституционное Собрание исключительными полномочиями, а также в части 2 статьи 135 упоминается, что Конституционное Собрание осуществляет свою деятельность на основании федерального конституционного закона» [4].

Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституционное Собрание — это учредительный власти, функционирующий на основании федерального конституционного закона, имеющий исключительные полномочия, включающие в себя принятие или отклонение предложенных в Конституцию РФ изменений, принятие новой конституции, контроль и надзор за сохранением целостности конституции и нормативностью её наполнения, а также обеспечивающий конституционность государственного устроения в период политической нестабильности.

Как упоминалось выше, Конституционное Собрание должно функционировать на основании соответствующего федерального конституционного закона (далее — ФКЗ). Отсутствие расширенного нормативного обеспечения не даёт возможности формирования Конституционного Собрания, а также не раскрывает его функции, цели, задачи, принципы, состав и срок, на протяжении которого оно будет осуществлять свою работу. Модели формирования Конституционного Собрания, предлагаемые различными политическими силами, во многом сходятся в одном — новый учредительный орган обязан аккумулировать в себе полномочия регулятора конституции на ряду с Конституционным Судом РФ и Президентом. Новый орган конституционного надзора должен выступить в качестве дополнительного гаранта Конституции, стать частью негласной надзорной ветви власти. Разнообразие моделей Конституционного Собрания вызвано различным подходом к его формированию: избранию или назначению его членов или бессрочным или временным функционированием.

Наиболее популярным и осуществимым является проект ФКЗ о Конституционном Собрании, предложенный депутатами государственной думы от фракции КПРФ: Г. А. Зюгановым, И. И. Мельниковым, В. И. Кашиным, Н. М. Харитоновым, С. А. Шаргуновым, М. В. Щаповым и иными. Их проект наиболее полно даёт представление о том, как должно функционировать Конституционное Собрание, кто должен входить в его состав и как осуществляется процедура рассмотрения нового проекта Конституции. В данном законопроекте учитываются принципы коллегиальности, гласности, законности, конституционности и демократизма, которые вытекают из основных положений Конституции Российской Федерации, с опорой на то, что Российская Федерация — многонациональное, светское государство с федеративной формой управления, и на основании этого состав Конституционного Собрания обязан быть разнообразным, для учёта мнения каждой категории населения и норм международного законодательства.

Принятие ФКЗ о Конституционном Собрании решило бы множество вопросов, связанных с внесением изменений и принятием новой конституции, а также обеспечило бы сохранность государства от возможного нелегитимного переустройства. Конституционное Собрание имеет большое значение для устойчивости политического режима РФ, потому что в силу отсутствия этого государственного органа отсутствует возможность полноценной адаптации принятой в 1993 году Конституции под современные реалии. ФКЗ о Конституционном Собрании определил бы место и роль Конституционного Собрания в системе федеральных органов власти, а также дал бы импульс в развитии конституционных прав и свобод гражданина, став дополнительным гарантом в отстаивании и закреплении основ Конституции.

Таким образом можно прийти к выводу, что такой орган власти как Конституционное Собрание мог бы стать одним из самых влиятельных государственных органов, поскольку имел бы охранительные функции, направленные на защиту правовых основ государства. Конституционное Собрание должно было бы стать тем органом, который бы обеспечил сохранность Конституции и оберегал бы её от нежелательного вмешательства. Тандем из Конституционного Собрания и Конституционного Суда создал бы полноту обеспечения незыблемости конституции и гармонично объединил бы защиту государства и его граждан от неконституционных решений и посягательств на права и свободы. ФКЗ о Конституционном Собрании, необходим, поскольку важно определить роль и место Конституционного Собрания в системе государственных органов, наделить данный орган полномочиями и обязанностями и установить порядок его формирования, для полноценного функционирования и установления гарантий того, что Конституция Российской Федерации незыблема и является правовой основой государства. В свете последних изменений в Конституцию РФ были внесены поправки, которые, с точки зрения общества и действующего политического курса, должны были обновить основы государственного управления, отразить необходимые для народа ценности и дополнить правовое поле Конституции РФ.

В силу кардинальных перемен в обществе, изменения экономики и дипломатии первый вариант демократической Конституции 1993 года имел больше декларативных норм. С учётом колоссальной скорости изменения общества в целом, меняется и внешнеполитическая обстановка, поэтому установленные нормы не могут полностью отражать актуальной повестки. Необходимость в адаптировании конституции под отвечающие современным реалиям условия, является залогом мобильности общества и государственного устройства. «Неизменными остаются главы 1, 2 и 9, на основании этого факта можно установить, что в силу отсутствия такого органа как Конституционного Собрания ни одна конституционная реформа не будет доведена до конца» [2].

Необходимость в дополнении Конституции и возможности влиять на её содержание посредством такого органа как Конституционное Собрание остро стоит в условиях современного мира, с учётом той скорости, с которой он меняется. «За последние годы Россия прошла сложный путь от построения государства, ориентированного на либеральные идеи, до установления устойчивого демократического государства с опорой на традиционные ценности и национальные нужды и интересы» [2]. Конституция государства, являясь, в первую очередь, опорой национального законодательства, должна учитывать, в первую очередь интересы народа, проживающего на территории страны, выражая через конституцию свой суверенитет. Важно также помнить о том, что в современном мире также необходимо учитывать нормы международного законодательства, но ни в коем случае не перенимать их полностью, без учёта мнения граждан, менталитета и внутреннего культурного устройства.

Литература:

  1. Бородулина Т. П., Бузунов. Г. А. Проблемы формирования федерального конституционного закона о Конституционном Собрании / Бородулина Т. П., Бузунов. Г. А. — Текст: электронный // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. — 2019. — С. 105–106. — URL: https://elibrary.ru/gixmun?ysclid=lyjs9xplhr969828022 (дата обращения: 20.03.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  2. Малофеев К. В. Конституционное Собрание Российской Федерации как субъект пересмотра Конституции Российской Федерации: специальность 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право»: диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук / Малофеев Константин Валерьевич; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. — Москва, 2022. — 30 с. — Текст: электронный.
  3. Митюков М. А. Образ конституционного собрания в материалах конституционного совещания 1993 г. / Митюков М. А. — Текст: электронный // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 4. — С. 43–50. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=sbicdh (дата обращения: 20.03.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
  4. Паняева Д. А., Алехин А. Е. О конституционном правовом статусе конституционного собрания / Паняева Д. А., Алехин А. Е. — Текст: электронный // XLVIII Огарёвские чтения. — 2020. — С. 553–558. — URL: https://elibrary.ru/gchztz?ysclid=lyjs91mlth935571852 (дата обращения: 20.03.2024). — Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.


Задать вопрос