Наблюдениями и научными исследованиями установлено, что производственная эксплуатация значительно уменьшает ресурсы как отдельных агрегатов, так и энергетического средства в целом. В связи с этим технологический процесс мойки не только при эксплуатации, но и более детальный при их ремонте имеет важное значение, так как именно в процессе мойки происходит первичное диагностирование рамы, кузовных деталей, узлов и агрегатов.
В статье предлагается малозатратный способ выбора оборудования, моющих средств и технологии для применения в малых транспортных и сельскохозяйственных предприятиях.
Ключевые слова: мойка, агрегат, СМС, технология, эффективность.
В ходе производственного использования под действием эксплуатационных условий и окружающей среды происходит загрязнение поверхности деталей, узлов и агрегатов энергетических средств, что, при мелкодисперсном проникновении через уплотнительные элементы или накоплении на поверхности, приводит к снижению их эксплуатационных характеристик, в частности некорректной работе и уменьшению мощности турбин, охладителей и силовой установки, эффективности фильтрующих средств, теплоотдачи радиаторов, перерасходу топлива и масел, повышенному абразивному изнашиванию взаимодействующих и трущихся пар, следствием которого является нарушение посадки в сопряжениях и увеличение зазоров. Все это снижает ресурс агрегатов и энергетического средства в целом. В связи с этим технологический процесс мойки не только при эксплуатации, но и при их ремонте имеет первостепенное значение, так как именно в процессе мойки происходит первичное диагностирование рамы, кузовных деталей, узлов и агрегатов. При этом мойка является первичным этапом как обслуживания, так и ремонта. Также следует учитывать, что узлы и агрегаты энергетических средств при передаче в капитальный или текущий ремонт имеют различные загрязнения. Каждое загрязнение имеет свои условия формирования, поэтому отличается от других загрязнений физико-механическими свойствами и имеет различную сопротивляемость синтетическим моющим средствам (СМС). Однако не на всех предприятиях возможно применение полного цикла мойки агрегатов и объектов, что обусловлено как финансовым потенциалом предприятий, так и возможностями размещения полнокомплектного оборудования.
В связи с чем рациональным представляется подбор индивидуальных средств мойки по следующим признакам: подбор СМС, подбор машин и оборудования, подбор оптимальной технологии. Также необходимо учитывать стоимость, эффективность и доступность как моющих средств, так и средств мойки [1, 2].
В линейке наиболее применяемых СМС по критерию «характеристика- стоимость-доступность» определены наиболее оптимальные СМС для Амурской области, которые позволяют осуществить выбор оптимальных средств технологического процесса мойки агрегатов в малых транспортных предприятиях согласно схемы на рисунке 1 и подобрать необходимые этапы технологии для применения в зависимости от необходимого объёма моечного процесса, рисунок 2.
Рис. 1. Схема выбора оптимальных средств технологического процесса мойки агрегатов
Рис. 2. Схема выбора этапов технологии для применения в зависимости от необходимого объёма моечного процесса
В общем случае предлагаемые схемы позволяют с наименьшими затратами осуществить наиболее качественный подбор расходных материалов и оборудования, что повысит эффективность процесса мойки агрегатов в малых транспортных и сельскохозяйственных предприятиях.
Литература:
- Кузнецов, Е. Е. Пути повышения эффективности мобильных энергетических средств и сельскохозяйственных агрегатов на полевых и транспортных работах: дис. д-ра техн. наук: 05.20.01. Благовещенск, 2017.- 312 с.
- Быков, В. В. Повышение эффективности мойки деталей при ремонте автомобилей / В. В. Быков, Б. П. Загородских, Ш. В. Садетдинов, В. М. Юдин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. — 2019. — № 1(53). — С. 358–363.
- Кузнецов, Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей / Е. С. Кузнецов, А. П. Болдин, В. М. Власов и др. — М.: Наука, 2001. — 535 с.