Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Хомяков, И. С. Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект / И. С. Хомяков, А. Д. Николаенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116326/ (дата обращения: 22.12.2024).



Достойный имидж страны и ее весомую роль в мировом сообществе обеспечивает, в числе прочих, уровень образования и качество подготовки специалистов в различных отраслях, в том числе в сфере туризма и гостеприимства.

Помимо профессиональных качеств, специалисты в сфере туризма и гостеприимства должны владеть навыками аналитической обработки информации; иметь опыт проектной деятельности; эффективно выстраивать взаимодействие с клиентами, социальными партнерами и с коллегами; осуществлять деятельность, в т. ч. и профессиональную, в соответствии с действующим законодательством, традициями и нормами, принятыми в обществе; стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Кроме того, в контексте изменившихся реалий, специалисты в сфере туризма и гостеприимства должны следить за нововведениями в профессиональной деятельности, внедрять соответствующие инновации и научные достижения в рабочий процесс; уметь работать с онлайн-бронированием, использовать различные цифровые платформы для продвижения туристических услуг, онлайн-коммуникации, а также управлять контентом в социальных сетях.

Вопросы становления специалиста в сфере туризма и гостеприимства в своих исследованиях достаточно подробно изучали такие отечественные ученые как Н. К. Бакланова, В. А. Кальня, В. Г. Кузнецов. Отдельные аспекты профессионального самоопределения личности в области гостеприимства коснулись в своих трудах такие исследователи как И. А. Зорин, Ю. А. Константинов, А. И. Сесёлкин. Большое количество внимания уделяли процессу формирования профессиональных компетенций такие ученые как Н. А. Гулиев, Т. Н. Третьякова и др.

Целью статьи является профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства в контексте педагогических исследований.

Данная работа позволяет внести вклад в теоретическую базу профессиональной педагогики, обогащая ее новыми данными имнениями о процессе профессионального становления в специфической области сферы туризма и гостеприимства. А разработанные организационно-педагогические условия позволяют расширить понимание механизмов управления процессом профессионального становления специалистов и их адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе исследования нами проведен анализ теоретических положений и впервые были выявлены и систематизированы проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются специалисты в процессе профессионального становления в сфере туризма и гостеприимства, что позволяет лучше понять характер и причины возникновения этих проблем, а также разработать целенаправленные стратегии и методы их преодоления.

Работа предполагает новый подход к определению критериев и показателей профессионального становления специалистов в сфере туризма и гостеприимства, учитывающий как технические, так и личностные аспекты профессиональной подготовки.

Ключевым понятием настоящего исследования является «профессиональное становление», поэтому считаем необходимым, раскрыть его сущность. А. К. Маркова определяет профессиональное становление как процесс, включающий развитие профессиональных навыков и компетенций, а также формирование профессиональной идентичности. Этот процесс начинается с выбора профессии и продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры, включая период адаптации к профессиональной деятельности и последующее профессиональное развитие.

В свою очередь, Е. Ф. Зеер рассматривает профессиональное становление как последовательный процесс, включающий несколько этапов: начальный выбор профессии, профессиональное обучение, вхождение в профессию и профессиональное развитие. Зеер подчеркивает, что каждый этап сопровождается личностным ростом и изменением профессиональной идентичности.

В. А. Бодров акцентирует внимание на профессиональном становлении как на процессе, включающем не только развитие профессиональных компетенций, но и формирование ценностных ориентаций и профессиональной мотивации. Бодров считает, что профессиональное становление начинается с ранних этапов социализации и продолжается на протяжении всей жизни человека.

А вот Л. М. Митина определяет профессиональное становление как процесс, в котором интегрируются личностное и профессиональное развитие. Она подчеркивает важность взаимодействия между профессиональной деятельностью и личностными характеристиками человека, которые влияют на успешность профессиональной реализации.

О. Н. Истратова рассматривает профессиональное становление как целенаправленное развитие профессиональных навыков и знаний через опыт и обучение. По его мнению, профессиональное становление связано с активным усвоением профессиональной культуры и норм поведения, принятых в профессиональном сообществе.

В педагогическом контексте, концепция сопровождения, согласно А. В. Мудрику, представляет собой специализированную область деятельности преподавателя, нацеленную на формирование у обучающегося осознания социокультурных и этических норм, необходимых для его личностного роста и развития. Это подразумевает не только передачу знаний и навыков, но и активное взаимодействие, поддержку и стимулирование личностного развития студентов в процессе их обучения.

По мнению Е. И. Казаковой и А. П. Тряпициной, сопровождение предполагает налаживание сотрудничества между сопровождающим и тем, кого сопровождают, с целью оказания помощи в преодолении разнообразных задач на пути последнего. Что касается автосопровождения, то его можно определить как комплексную систему профессиональной деятельности педагогического сообщества целью которого является формирования благоприятных социально-психологических условий для автономного развития и становления личности.

По мнению А. К. Марковой структура педагогического сопровождения характеризуется ориентацией гуманистические и антропогенные принципы и коллективное воздействию экспертов различных областей. Также важно отметить, что ключевыми аспектами данного процесса принято считать оценку ситуации, проведение экспертизы и консультации, проработка проблемных сценариев и объедение всех процессов.

Таким образом, анализ основных теоретических положений и концепций, психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального становления специалистов показал, что в структуре исследуемого нами феномена, кроме профессиональной составляющей, значимая роль отведена личностному компоненту.

Многие отечественный и зарубежные деятели педагогических наук дают разные, но достаточно смежный определения данного термина. Поэтому сложив собирательный образ большинства из них в рамках настоящего исследования под «профессиональным становлением специалиста» мы понимаем многоэтапный и динамичный процесс, включающий развитие профессиональных знаний, навыков и компетенций, формирование и укрепление профессиональной идентичности, а также интеграцию личностного и профессионального роста .

Этот процесс начинается с выбора профессии и продолжается через профессиональное обучение, адаптацию к профессиональной среде и последующее развитие, обеспечивая гармоничное взаимодействие между личными целями и профессиональными обязанностями. Профессиональное становление также включает освоение и принятие профессиональных ценностей, норм и культурных аспектов, что способствует успешной реализации и устойчивому профессиональному росту на протяжении всей жизни.

На наш взгляд, процесс профессионального становления специалиста в сфере туризма и гостеприимства протекает более результативно при организации педагогического сопровождения.

Литература:

  1. Истратова, О. Н. Профессиональное становление личности: этапы, механизмы, сопровождение: учебное пособие
  2. Митина, Л. М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов
  3. Психология профессий / Зеер Э. Ф.
  4. Психология профессионализма / А. К. Маркова.
  5. https://studfile.net/preview/3600346/page:35/
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное становление, сфера туризма, профессиональная деятельность, процесс, гостеприимство, профессиональная идентичность, профессиональное становление специалистов, личностный рост, педагогическое сопровождение, профессиональное обучение.


Похожие статьи

Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Психологические особенности этно-профессионального общения

Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Роль личности педагога в образовательном процессе

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой личности студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку.

Похожие статьи

Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Становление профессионального туристского образования в Калининградском регионе

Психологические особенности этно-профессионального общения

Компетентностный подход и его значение на этапе получения военнослужащими высшего профессионального образования

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Роль личности педагога в образовательном процессе

Совершенствование профессиональных компетенций педагога в области формирования экологического мировоззрения обучающихся

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой личности студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку.

Задать вопрос