Возможности географических указаний как объекта интеллектуальной собственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 01.07.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Имангазиева, К. Б. Возможности географических указаний как объекта интеллектуальной собственности / К. Б. Имангазиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 98-103. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116277/ (дата обращения: 18.07.2024).



В данной статье говорится о введении в гражданский оборот в Кыргызской Республике географического указания — нового объекта интеллектуальной собственности, его роли и значении в осуществлении коммерческой деятельности компаний и в развитии региона в целом. Также в статье проводится сравнение таких объектов интеллектуальной собственности, как наименование мест происхождения товаров и географических указаний. Рассматривается географическое указание на примере меда и отмечаются мероприятия, проводимые в регионах для оказания информационной поддержки производителям в соответствии с государственными программами.

Ключевые слова : географические указания, наименования мест происхождения товаров, средства индивидуализации, производитель, регион, объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки, экономическое развитие, государственная программа.

This article talks about the introduction into civil circulation in the Kyrgyz Republic of a geographical indication — a new object of intellectual property. Its role and significance in the implementation of commercial activities of companies and in the development of the region as a whole. The article also compares such intellectual property objects as appellations of origin of goods and geographical indications. Geographical indication is considered using the example of honey and events carried out in the regions are noted to provide information support to producers in accordance with government programs.

Keywords: geographical indications, names of places of origin of goods, means of individualization, manufacturer, region, intellectual property, trademarks, economic development, government program.

«Интеллектуальная собственность (ИС) — это творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, образцы, символы, названия и изображения, используемые в коммерческих целях.

С правовой точки зрения ИС охраняется, например, патентами, авторским правом и товарными знаками, что позволяет людям добиваться признания или извлекать финансовую выгоду из того, что они изобрели или создали. Устанавливая правильный баланс между интересами новаторов и более широкой публики, система ИС способствует созданию условий для процветания творчества и инноваций». [1]

Это определение данной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) гласит, что интеллектуальная собственность (далее ИС) в большей части используется в коммерческих целях, должна приносить финансовую выгоду.

И в этой части средства индивидуализации — как объект ИС подходят больше всего. Средства индивидуализации представлены в виде товарных знаков, географических указаний (ГУ), наименований мест происхождения товаров (НМПТ).

Первые упоминания о географических указаниях можно найти в ранних версиях Парижской конвенции («Парижская конвенция по охране промышленной собственности» 1883г.). В текстах можно найти указания на некоторые сельскохозяйственные продукты.

Но географические указания применимы не только по отношению к сельскохозяйственным продуктам, которые обусловлены климатом и почвой местности, но и могут применятся к продуктам, которые связаны с опытом, навыками, традициями производства данного продукта.

Наименования места происхождения товаров — это название места происхождения товара/продукта, который также обладает качествами, что и географические указания, но более сложный в части производства сырья, создания и переработки самого изделия.

И в данной статье хотелось бы коснуться именно этих двух объектов: географические указания и наименования мест происхождения товаров, как более близких друг другу объектов, но разных в каких-то областях.

ГУ в Кыргызской Республике новый объект, введен в совсем недавно (в 2023 году), до этого времени данная область ИС покрывалась НМПТ.

Статья 34 Закона Кыргызской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» (от 24 марта 2023, № 70) гласит «Географическим указанием, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенное качество, репутация и другие характеристики товара в значительной степени связаны с его географическим происхождением. На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара». [2]

Из этого следует, что ГУ — это обозначение, может быть и словесным, а может быть и комбинированным, главная задача которой — идентифицировать местность, территорию и обладает исключительными свойствами той местности, откуда происходит.

До введения ГУ в стране уже существовал объект ИС, который также характеризовал и представлял тот или иной регион или местность. И это был НМПТ, но сложность регистрации этого объекта состоит в том, что все стадии производства, выпуска продукта под НМПТ, должны происходить из одной и той же местности и это затрудняло «жизнь» производителя-заявителя.

Например, на данный момент, в Кыргызской Республике зарегистрированы следующие НМПТ [3]:

Таблица 1

Зарегистрированные НМПТ

п/п

св.

Обозначение НМПТ

Вид товара или конкретный товар

1

1\2

ЫСЫК-АТА

Минеральная вода

2

7/1

PARMIGIANO REGGIANO

Сыр

3

8/1

ЕССЕНТУКИ

Минеральная вода

4

8/2

ЕССЕНТУКИ № 4

Минеральная вода

5

8/3

ЕССЕНТУКИ № 17

Минеральная вода

6

1/3

ИССЫК-АТА

Минеральная вода

7

9/1

МИНЕРАЛЬНАЯ ВОДА «КАРАЧИНСКАЯ»

Минеральная вода

8

10/1

ЦИНАНДАЛИ TSINANDALI

Вино

9

11/1

МУКУЗАНИ MUKUZANI

Вино

10

12/1

АХАШЕНИ AKHASHENI

Вино

11

13/1

КИНДЗМАРАУЛИ KINDZMARAULI

Вино

12

14/1

ХВАНЧКАРА KHVANCHKARA

Вино

13

15/1

ТВИШИ TVISHI

Вино

14

16/1

НАПАРЕУЛИ NAPAREULI

Вино

15

5/2

АК-СУУ

Минеральная вода

Как видно из Таблицы 1, которая отражает общее количество зарегистрированных НМПТ, не так много, что говорит о том, что регистрировать данный объект не так просто. И, следовательно, остро назрел вопрос о пересмотре закона, который регулирует сферу средств индивидуализаций.

В связи с тем, что в последние годы мире возрос интерес к ГУ, было решено ввести в гражданский оборот данный объект. Сначала была идея сделать отдельный закон, но в последствии было принято решение о добавлении ГУ в действующий Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров».

Почему же проводим параллель именно между двумя этими объектами, потому что очень схожи по назначению, как отмечалось ранее, но давайте проведем анализ и наглядно увидим сходства и различия этих двух объектов: [4]

1) Отличия

Таблица 2

Отличия двух объектов

НМПТ

ГУ

Словесное обозначение

Любое обозначение

Заключение уполномоченного органа о том, что в границах этого места заявитель производит товар (все стадии производства)

На территории географического объекта должна осуществляться одна из стадий производства товара и документы подтверждающие это

Особые свойства товара

Определенное качество, репутация или характеристики товара

Обозначение, ставшее известным в результате его использования в отношении товара

Обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий и территории географического объекта

2) Общие черты:

— регистрируется, но не принадлежит одному лицу, а пользуются на основе права пользования (нет исключительного права);

— заявки на право пользования могут быть поданы одним либо несколькими гражданами, одним либо несколькими юридическими лицами (союзами);

— заявка, проведение предварительной и основной экспертизы двух объектов схожи, за исключением некоторых моментов, которые касаются состава документов;

— оспаривание результатов решений по заявке в Апелляционном совете, за исключением моментов, когда стоит вопрос о прекращении правовой охраны и действия свидетельства на право пользования географическим указанием осуществляется судом;

— сроки действия свидетельства на право пользования на ГУ и НМПТ и внесения изменений в Реестр ГУ и НМПТ;

— преобразование одного объекта в другое.

Из этого следует, что «близкие» друг другу объекты, ГУ и ННМП, на первый взгляд, как бы очень схожи, но после анализа видно, что производителям легче зарегистрировать, как ГУ.

Но для того чтобы подать заявку и получить охранный документ, заявителям нужно будет выполнить ряд необходимых условий:

Заявитель. Это Союзы, Ассоциации.

Спецификация. Вся документация по сертификации по ГОСТам должна пройти в уполномоченных государственных органах до подачи заявки в Кыргызпатент. Где в документациях должна быть прописана характеристика товара — физические, химические, органолептические, художественные. К уполномоченным органам относятся — Кыргызстандарт (Комитет по стандартам), Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство природных ресурсов, экологии и т. д.

Границы географического объекта . Границы могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности — рек, гор, озер; административных границ. Определение границ должно основываться на связи между товаром и местом его происхождения. Эти границы должны быть очерчены в соответствии с нормативными документами с уполномоченными государственными органами, такими как Госрегистр (огранизация по регистрации имущества), местная администрация.

Устав или иные правоустанавливающие документы заявителя. В этих документах должны быть прописаны все стадии производства, условия производства, контроля (внутреннего), правила транспортировки и хранения товара.

Подача заявки в Государственное агентство интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызской Республики (далее Кыргызпатент) . Вся вышеперечисленная документация прилагается к заявке на регистрацию ГУ и подается в уполномоченный государственный орган — Кыргызпатент. Заявка рассматривается и по окончании выдается решение о регистрации ГУ или решение об отказе.

Все эти условия, которые необходимы для подачи заявки и получения охранного документа, в дальнейшем помогут производителям, да и не только им, нарастить потенциал, быть узнаваемым и представлять свой регион на рынке.

Все это неизменно приведет к экономическому росту данной компании и развитию региона в целом. Ведь с известностью ГУ на рынке будет и расти известность региона, а это может сподвигнуть инвесторов во вложения в развитие этого сектора.

Возьмем к примеру ГУ и его развитие в Евросоюзе. 20 апреля Еврокомиссия опубликовала исследование о роли системы географических указаний в экономике ЕС. Оно было выполнено компанией AND International, занимающейся исследованиями в пищевой отрасли, на основании данных по 3207 наименованиям, зарегистрированным на конец 2017 г.

Согласно результатам исследования, объём продаж продовольственной продукции и напитков с защищённым географическим указанием составляет почти €75 млрд, причём пятая часть этой суммы приходится на экспорт из ЕС. По словам Комиссара ЕС по сельскому хозяйству Я. Войцеховского, такая система выгодна как производителям, которые за счёт обеспечения качества и репутации своих товаров получают больше прибыли, так и потребителям, приобретающим подлинную и качественную продукцию. Он также отметил включение положений о защите географических указаний в соглашения ЕС с третьими сторонами, что позволяет избежать торговли контрафактом и поддерживает репутацию сельскохозяйственной продукции ЕС.

Авторы исследования делают следующие основные выводы:

— объём продаж продукции с географическим указанием и гарантированной традиционной специализацией составляет более €77 млрд или 7 % от стоимости продаж всей агропромышленной продукции ЕС. Из них €39,4 млрд приходится на вина;

— рыночная стоимость защищённой географическими указаниями продукции в среднем в два раза выше по сравнению с похожими, но незарегистрированными продуктами. Для вин премиальный коэффициент составил 2,85, для спиртных напитков — 2,52, для продовольствия — 1,5;

— продукция с защищённым наименованием производится в каждой стране ЕС. Эти товары представляют собой образцы традиционного кулинарного наследия стран и регионов и служат в качестве драйвера развития АПК;

— продукты с географическими указаниями составляют 15,5 % объёма продовольственного экспорта ЕС, причём половина этого объёма приходится на вина. [5]

Так, на примере этого анализа можно сказать, что ГУ как средство индивидуализации ничем не уступает другому, как товарный знак. Конечно, есть некоторые трудности в начале «пути», но это преодолимо.

Если говорить про ГУ в Кыргызской Республике, вернее о потенциальных ГУ, то можно выделить такие, как «Ат-Башинский белый мед», рис «Ак-Турпак», «Арстанбапский орех», «Токтогульский мед» и многие другие.

В частности хотелось бы коснуться «Ат-Башинского белого меда», это уникальный продукт, которые производится в одноименной местности. Горный монофлорный, неаллергенный мед из нектара цветков эспарцета.

Эспарцетный мед кристаллизуется в течение 10–20 дней и приобретает цвет воды от белого до экстра-белого с белым жемчужным, банановым и бежевым оттенками. Его текстура мягкая и кремовая с мелкими зернами или вообще без них в сливочном виде. Имеет мягкий и легкий цветочный запах. Сладкий и мягкий, он обладает мягкими и нежными теплыми и цветочными ароматами с преобладанием цветочных, возможно, с ароматическими и розовыми нотками, а также карамельными оттенками и лишен посторонних привкусов. При взбивании он приобретает мягкий и доминирующий молочный вкус, напоминающий свежее молоко, масло и сгущенное молоко.

Данный продукт имеет особую ценность, и регистрация этого меда как ГУ имел бы экономический аспект, так может сыграть особую роль в содействии устойчивому развитию сельских районов, увеличению доходов фермерских хозяйств и раскрыть новый экспортный потенциал.

В Ат-Башинском и Нарынском районах 120–130 человек производят около 300 тонн белого меда в год. Численность населения в двух регионах, где производят белый мед, составляет около 50 000 человек. Основное население проживает в сельской местности и занимается сельским хозяйством. Регистрация Ат-Башинского меда в качестве географического указания дает экономическое развитие, особенно на территории, где производится эта продукция. Производители также могут увеличить производство меда, инвестировать в качество, на котором строится репутация и конкурентоспособность их продукции, повысить экспортный потенциал, привлечь туристов в регион посредством рекламы как региона, производящего высококачественную органическую продукцию без химических добавок. Это дает производителям возможность увеличить свои доходы, одновременно увеличится и налог в местный бюджет. Поступление налогов в местный бюджет поможет развитию инфраструктуры в регионах.

После того как качество жизни производителей меда повысится, другие фермеры, проживающие в этих регионах, также заинтересуются и можно будет привлечь еще больше людей к занятиям пчеловодством, увеличив доходы фермерских хозяйств.

Ат-Башинский мед как мед, имеющий свою специфику качества, пользуется спросом преимущественно за рубежом. 80 % производимой продукции идет на экспорт. В основном в Японию, Америку и Объединенные Арабские Эмираты. И это касается не только данного продукта, но и всех других потенциальных ГУ.

Но проблема на данный момент прослеживается такая — в регионах слабая кооперация производителей продукции, одним из условий в системе охраны ГУ является именно кооперация. И, в соответствии с Государственной программой развития интеллектуальной собственности и инноваций в Кыргызской Республике на период 2022–2026 годы, а также отдельно утвержденным Постановлением Кабинета министров КР от 25 апреля 2024 года № 203 «О системе комплексной оценки эффективности деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Кыргызской Республики в областях и местных государственных администраций» Кыргызпатентом ведется активная работа в регионах, одним из важных аспектов которых, является проведение обучающих и разъяснительных мероприятий по географическим указаниям и другим объектам ИС.

На данных мероприятиях предоставляется информация о важности регистрации и охраны объектов ИС, в первую очередь ГУ- как главному двигателю и визитной карточки региона.

Предоставление правовой охраны географическим указаниям необходимо для обеспечения развития сельской местности, автономии сообществ, сохранения культурных традиций. Данные объекты интеллектуальных прав являются оптимальным инструментом индивидуализации товаров, произведенных на основании коллективных культурных традиций. Географические указания служат центром притяжения, стержнем «физической и концептуальной структуры для подтверждения и оценки уникальных социально-культурных и агроэкологических характеристик конкретных местностей». Репутационные эффекты, закреплению которых способствуют географические указания, могут позитивным образом повлиять на оборот других продуктов, производимых в регионе, повысить привлекательность региона. [6]

Литература:

1. Интеллектуальная собственность.- [Электронный ресурс]. - https://www.wipo.int/about-ip/ru/

2. Закон Кыргызской Республики «О товарных знаках, знаках обслуживания, географических указаниях и наименованиях мест происхождения товаров» г. Бишкек, от 24 марта 2023 года № 70.- [Электронный ресурс].- http://patent.gov.kg/?page_id=4292

3. База данных НМПТ Кыргызской Республики.- [Электронный ресурс].-http://patent.gov.kg/?page_id=1106

4. Географические указания и НМПТ.- Городисские и партнеры.-.- [Электронный ресурс] https://www.gorodissky.ru/services/geograficheskie-ukazaniya-i-nmpt/ (дата обращения 19.06.2024)

5. Система защиты географических указаний: опыт ЕС.-.- [Электронный ресурс].-https://globalcentre.hse.ru/news/359620914.html (дата обращения:17.-06.2024)

6. А. Ворожевич. Географические указания: что дал производителям новый закон. Гардиум.-03.08.2021.- [Электронный ресурс] https://legal-support.ru/information/blog/ip-daidzhest/geograficheskie-ukazaniya-chto-dal-proizvoditelyam-novyi-zakon/ (дата обращения: 17.06.2024)

7. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.- [Электронный ресурс].-chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://wipolex-res.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/ru/paris/trt_paris_001ru.pdf (дата обращения 27.06.2024)

8. Географические указания. — ВОИС, 2021. -54с.

9. Географические указания.- [Электронный ресурс] https://www.wipo.int/about-ip/ru/ (дата обращения: 17.06.2024)

Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, минеральная вода, Кыргызская Республика, географическое указание, указание, наименование мест происхождения товаров, регион, ЕССЕНТУКИ, правовая охрана, сельское хозяйство.


Похожие статьи

Задать вопрос