Принцип независимости Конституционного суда Российской Федерации: порядок формирования кадрового состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (525) июнь 2024 г.

Дата публикации: 26.06.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Егоров, П. П. Принцип независимости Конституционного суда Российской Федерации: порядок формирования кадрового состава / П. П. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 26 (525). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/525/116118/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данное исследование рассматривает влияние изменений в законодательстве Российской Федерации на независимость Конституционного суда. Особое внимание уделено порядку формирования кадрового состава суда, включая назначение и прекращение полномочий судей, а также изменениям, произошедшим в 2020 году в рамках проведения конституционной реформы.

Ключевые слова: Конституционный суд Российской Федерации, независимость, судья, кадровый состав.

Независимость Конституционного суда РФ заключается в его независимом положении в системе государственной власти, неподчиненности третьим лицам и неподверженности внешнему влиянию. Одной из гарантий этой независимости является порядок формирования кадрового состава, включающий назначение судей, Председателя и его заместителя, а также прекращение полномочий судей.

Как указывают Р. Е. Петрова и Д. Г. Пиксин, «у судьи конституционной юстиции, несомненно, должны обладать особым опытом, знаниями и должны выделяться на фоне других представителей своей профессии. В связи с этим к кандидатам на должность судьи Конституционного суда предъявляются особые требования, которые позволяют выделить наиболее достойных для успешного функционирования высшего органа конституционной юстиции Российской Федерации» [1, с.29]. Действительно, именно особый порядок формирования кадрового состава обуславливает независимость рассматриваемого органа судебной власти.

Обращаясь к истории формирования кадрового состава Конституционного суда Российской Федерации, нельзя не отметить, что на начальном этапе в рамках следования Закону РСФСР от 06.05.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» судьи избирались Съездом народных депутатов. Однако с момента вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Такая модель назначения не претерпела значительных изменений. В 2020 году были внесены поправки, согласно которым комитеты Государственной Думы и Совета Федерации получили право вносить предложения Президенту РФ, а также в этот процесс были включены выборные органы судейского сообщества.

После представления кандидатуры Президентом РФ, Совет Федерации в течение четырнадцати дней рассматривает кандидатуру, обсуждает её в профильном комитете и принимает решение большинством голосов.

В целом, как отмечает В. М. Садовой, «несмотря на участие Совета Федерации в процессе назначения судей Конституционного суда РФ, данную модель нельзя считать парламентской, так как палата парламента не имеет полной власти в выборе кандидатур и не влияет на их представление. Также сложно назвать этот механизм смешанным, поскольку в смешанных моделях органы государственной власти разных ветвей действуют независимо и на равных началах. В зарубежных странах при смешанной модели один орган не может утверждать или отклонять кандидатуры, назначаемые другим» [2, с.139].

Стоит отметить, что ранее Конституционный суд РФ самостоятельно избирал Председателя и его заместителей, гарантируя их независимость. Однако последующие изменения в законодательстве существенно изменили этот порядок. Согласно новым правилам, Председатель и заместители назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вопросы об освобождении от должности также переданы под контроль Совета Федерации. На наш взгляд, такие изменения сделали решение о Председателе и его заместителях более зависимым от исполнительной и законодательной власти, что снизило автономию Конституционного суда РФ.

Важно заметить, что изначально Конституционный суд РФ имел значительное влияние на процесс досрочного прекращения полномочий судей. Решение о таком прекращении принималось самим судом, за исключением случаев нарушения порядка назначения на должность или совершения поступка, порочащего честь судьи, которые рассматривал Совет Федерации по представлению суда.

Однако последующие изменения в законодательстве существенно сократили автономию Конституционного суда РФ в этом вопросе. В частности, был расширен перечень оснований для прекращения полномочий, включая несоблюдение требований при назначении и утрату гражданства РФ, и была упразднена необходимость предварительного предупреждения судьи при прекращении полномочий по некоторым основаниям.

Самое значительное изменение произошло в 2020 году, когда решение о прекращении полномочий стало приниматься Советом Федерации по представлению Президента РФ, без обязательного участия и согласия Конституционного суда РФ. Это существенно ограничило автономию и независимость Конституционного суда РФ в рассмотрении вопросов о досрочном прекращении полномочий судей.

С критикой изменений, принятых в рамках реформы 2020 года, выступал и Председатель Совета судей России Виктор Момотов. Он указывал, что «новый порядок отстранения судей от должности Советом Федерации, принятый в развитие поправок в Конституцию, подорвет независимость судей» [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что введённые изменения в законодательство о Конституционном суде РФ в рамках реформы 2020 года сделали процесс назначения и прекращения полномочий судей менее автономным и более зависимым от иных органов власти, что потенциально угрожает независимости судебной системы в России в целом.

Литература:

  1. Петрова Р. Е., Пиксин Д. Г. К вопросу о некоторых особенностях наделения полномочиями судей Конституционного Суда Российской Федерации и о механизме их прекращения: сравнительно-правовой анализ // Вестник Академии права и управления. — 2022. — № 1 (66). — С.29–32.
  2. Садовой М. В. Принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук: 5.1.2. / Михаил Владимирович Садовой. — Екатеринбург, 2023. — 251 с.
  3. Реализация поправок в Конституцию угрожает независимости судей // Председатель Совета судей критикует законопроект и исполнительную власть // URL: https://zakon.ru/discussion/2020/10/28/sudebnaya_vlast_i_sovremennoe_obschestvo__na_kakie_problemy_obraschayut_vnimanie_v_sovete_sudej_i_v_ (дата обращения: 20.06.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный суд РФ, Совет Федерации, Конституционный Суд, кадровый состав, Российская Федерация, независимость, представление Президента РФ, прекращение полномочий, прекращение полномочий судей, государственная власть.


Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Развитие кассационного судопроизводства в Верховном Суде Российской Федерации

В статье проводится детальная характеристика основных этапов развития кассационной инстанции в Верховном Суде Российской Федерации (второй кассации) на основе общих тенденций развития кассации в России. Анализ периодизации ее развития прослеживается ...

Проблемные аспекты проведённой реформы по созданию в системе судов общей юрисдикции новых апелляционных судов

30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием касс...

Проблемные аспекты независимости судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением независимости судебной власти в РФ. В целях объективной реализации принципа независимости судей предлагаются пути решения данной проблемы, в частности исключения иерархии...

Конституционный суд как орган конституционного контроля

В данной работе рассмотрены функции Конституционного суда РФ в осуществлении им конституционного контроля. Исследована важнейшая роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности, основных прав и свобод человека и гражданина. Обо...

Актуальные проблемы деятельности суда присяжных в современных условиях

В статье исследуется проблемы деятельности суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются негативные факторы, препятствующие формированию коллегии присяжных заседателей. Предлагаются некоторые решения, направленные на повышение эффективности фо...

Развитие судебной власти в России

В этой статье пойдет речь о судебной системе Российской Федерации, статусе судьи и его полномочиях, проблемах статуса судебной власти ее становления и развития.

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Правовое регулирование деятельности мировых судов Республики Тыва: проблемы и решения

В указанной статье представлено правовое регулирование деятельности мировых судов Республики Тыва, изучены проблемные вопросы и предложены их решения.

Похожие статьи

Некоторые вопросы совершенствования правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье предлагается внесение изменений в организационно-правовую форму конституционного суда, для повышения конституционного контроля с его стороны и его эффективности, в современных условиях.

Проблемные аспекты самостоятельности судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением самостоятельности судебной власти в РФ. В целях объективной реализации самостоятельности предлагается внести изменения для кандидатов в судьи и порядок отбора в судьи и на...

Развитие кассационного судопроизводства в Верховном Суде Российской Федерации

В статье проводится детальная характеристика основных этапов развития кассационной инстанции в Верховном Суде Российской Федерации (второй кассации) на основе общих тенденций развития кассации в России. Анализ периодизации ее развития прослеживается ...

Проблемные аспекты проведённой реформы по созданию в системе судов общей юрисдикции новых апелляционных судов

30 июля вступил в силу Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием касс...

Проблемные аспекты независимости судебной власти

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением независимости судебной власти в РФ. В целях объективной реализации принципа независимости судей предлагаются пути решения данной проблемы, в частности исключения иерархии...

Конституционный суд как орган конституционного контроля

В данной работе рассмотрены функции Конституционного суда РФ в осуществлении им конституционного контроля. Исследована важнейшая роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционной законности, основных прав и свобод человека и гражданина. Обо...

Актуальные проблемы деятельности суда присяжных в современных условиях

В статье исследуется проблемы деятельности суда присяжных в Российской Федерации. Анализируются негативные факторы, препятствующие формированию коллегии присяжных заседателей. Предлагаются некоторые решения, направленные на повышение эффективности фо...

Развитие судебной власти в России

В этой статье пойдет речь о судебной системе Российской Федерации, статусе судьи и его полномочиях, проблемах статуса судебной власти ее становления и развития.

Конституционное Собрание России: понятие и нормативные основы деятельности

В статье исследуется вопрос, связанный с возникновением, конституционно-правовым статусом и функционированием Конституционного Собрания Российской Федерации, а также даётся анализ проекту федерального конституционного закона «О Конституционном Собран...

Правовое регулирование деятельности мировых судов Республики Тыва: проблемы и решения

В указанной статье представлено правовое регулирование деятельности мировых судов Республики Тыва, изучены проблемные вопросы и предложены их решения.

Задать вопрос