Данное исследование рассматривает влияние изменений в законодательстве Российской Федерации на независимость Конституционного суда. Особое внимание уделено порядку формирования кадрового состава суда, включая назначение и прекращение полномочий судей, а также изменениям, произошедшим в 2020 году в рамках проведения конституционной реформы.
Ключевые слова: Конституционный суд Российской Федерации, независимость, судья, кадровый состав.
Независимость Конституционного суда РФ заключается в его независимом положении в системе государственной власти, неподчиненности третьим лицам и неподверженности внешнему влиянию. Одной из гарантий этой независимости является порядок формирования кадрового состава, включающий назначение судей, Председателя и его заместителя, а также прекращение полномочий судей.
Как указывают Р. Е. Петрова и Д. Г. Пиксин, «у судьи конституционной юстиции, несомненно, должны обладать особым опытом, знаниями и должны выделяться на фоне других представителей своей профессии. В связи с этим к кандидатам на должность судьи Конституционного суда предъявляются особые требования, которые позволяют выделить наиболее достойных для успешного функционирования высшего органа конституционной юстиции Российской Федерации» [1, с.29]. Действительно, именно особый порядок формирования кадрового состава обуславливает независимость рассматриваемого органа судебной власти.
Обращаясь к истории формирования кадрового состава Конституционного суда Российской Федерации, нельзя не отметить, что на начальном этапе в рамках следования Закону РСФСР от 06.05.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» судьи избирались Съездом народных депутатов. Однако с момента вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Такая модель назначения не претерпела значительных изменений. В 2020 году были внесены поправки, согласно которым комитеты Государственной Думы и Совета Федерации получили право вносить предложения Президенту РФ, а также в этот процесс были включены выборные органы судейского сообщества.
После представления кандидатуры Президентом РФ, Совет Федерации в течение четырнадцати дней рассматривает кандидатуру, обсуждает её в профильном комитете и принимает решение большинством голосов.
В целом, как отмечает В. М. Садовой, «несмотря на участие Совета Федерации в процессе назначения судей Конституционного суда РФ, данную модель нельзя считать парламентской, так как палата парламента не имеет полной власти в выборе кандидатур и не влияет на их представление. Также сложно назвать этот механизм смешанным, поскольку в смешанных моделях органы государственной власти разных ветвей действуют независимо и на равных началах. В зарубежных странах при смешанной модели один орган не может утверждать или отклонять кандидатуры, назначаемые другим» [2, с.139].
Стоит отметить, что ранее Конституционный суд РФ самостоятельно избирал Председателя и его заместителей, гарантируя их независимость. Однако последующие изменения в законодательстве существенно изменили этот порядок. Согласно новым правилам, Председатель и заместители назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Вопросы об освобождении от должности также переданы под контроль Совета Федерации. На наш взгляд, такие изменения сделали решение о Председателе и его заместителях более зависимым от исполнительной и законодательной власти, что снизило автономию Конституционного суда РФ.
Важно заметить, что изначально Конституционный суд РФ имел значительное влияние на процесс досрочного прекращения полномочий судей. Решение о таком прекращении принималось самим судом, за исключением случаев нарушения порядка назначения на должность или совершения поступка, порочащего честь судьи, которые рассматривал Совет Федерации по представлению суда.
Однако последующие изменения в законодательстве существенно сократили автономию Конституционного суда РФ в этом вопросе. В частности, был расширен перечень оснований для прекращения полномочий, включая несоблюдение требований при назначении и утрату гражданства РФ, и была упразднена необходимость предварительного предупреждения судьи при прекращении полномочий по некоторым основаниям.
Самое значительное изменение произошло в 2020 году, когда решение о прекращении полномочий стало приниматься Советом Федерации по представлению Президента РФ, без обязательного участия и согласия Конституционного суда РФ. Это существенно ограничило автономию и независимость Конституционного суда РФ в рассмотрении вопросов о досрочном прекращении полномочий судей.
С критикой изменений, принятых в рамках реформы 2020 года, выступал и Председатель Совета судей России Виктор Момотов. Он указывал, что «новый порядок отстранения судей от должности Советом Федерации, принятый в развитие поправок в Конституцию, подорвет независимость судей» [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что введённые изменения в законодательство о Конституционном суде РФ в рамках реформы 2020 года сделали процесс назначения и прекращения полномочий судей менее автономным и более зависимым от иных органов власти, что потенциально угрожает независимости судебной системы в России в целом.
Литература:
- Петрова Р. Е., Пиксин Д. Г. К вопросу о некоторых особенностях наделения полномочиями судей Конституционного Суда Российской Федерации и о механизме их прекращения: сравнительно-правовой анализ // Вестник Академии права и управления. — 2022. — № 1 (66). — С.29–32.
- Садовой М. В. Принцип независимости Конституционного Суда Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис.... канд. юрид. наук: 5.1.2. / Михаил Владимирович Садовой. — Екатеринбург, 2023. — 251 с.
- Реализация поправок в Конституцию угрожает независимости судей // Председатель Совета судей критикует законопроект и исполнительную власть // URL: https://zakon.ru/discussion/2020/10/28/sudebnaya_vlast_i_sovremennoe_obschestvo__na_kakie_problemy_obraschayut_vnimanie_v_sovete_sudej_i_v_ (дата обращения: 20.06.2024).