Формы реализации неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 17.06.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Епифанова, Е. А. Формы реализации неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста / Е. А. Епифанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115675/ (дата обращения: 19.10.2024).



Данная статья посвящена исследованию механизмов и форм неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Ключевые слова: неформальное образование, активное долголетие, обучение граждан пожилого возраста, старший возраст.

Сегодня во всем мире происходит демографическое старение, изменяется возрастная структура и характер воспроизводства населения.

В 2019 году численность населения мира в возрасте 60 лет и старше (пожилые люди) превысила 1 млрд. человек, что составила 13,2 % от общей численности населения мира (7,7 млрд. человек) [5]. К 2050 году ожидается, что каждый шестой житель планеты будет в возрасте 65 лет и старше.

Согласно прогнозам, в 2050 году каждый шестой житель планеты (16 % населения) будет в возрасте 65 лет и старше, тогда как в 2019 году этот показатель составлял 11 человек (9 % населения). В настоящее время доля пожилых людей в структуре российского населения приближается к 25 % [3].

Современная политика активного долголетия направлена на развитие и реализацию потенциала человека, в основе которого лежит увеличение продолжительности жизни. Двуединая цель политики активного долголетия заключается в обеспечении условий для продолжения продуктивной и независимой жизни всеми гражданами при одновременной мобилизации потенциала стареющего общества для его непрерывного устойчивого развития [3].

В российской практике образования взрослых является осознание обучающимся как субъектом образования своих образовательных потребностей [2] и сознательная активная деятельность по их удовлетворению и сознательная активная деятельность по их удовлетворению [1]. Есть данные о разработке интегрированного синергетико-андрагогического подхода [4].

В зарубежной педагогике андрагогический подход в образовании наиболее известен идеями М. Ш. Ноулза [6] и некоторых других исследователей [7], разработанными в США в XX в.

Можно выделить ряд результативных подходов к организации неформального образования в сообществах пожилого возраста, включая: обучение в семейной среде; развлекательные и досуговые активности; самостоятельное обучение в библиотеках, медиацентрах и клубах любителей книг; образовательные путешествия; музейное и религиозное обучение.

Что касается конкретных методик неформального образования, то они включают: метод наставничества; коучинг; обучение в рамках рабочих групп; активное обучение (action learning); сторителлинг, или метафорическая игра, включая такие формы, как театр Play-back; шедоуинг (наблюдение за работой профессионала), секондмент (временное переведение на другую работу), приём бадди (работа в парах); электронное обучение (e-learning) и другие.

В рамках неформального образования распространены методы, такие как шедоуинг, секондмент и баддинг, которые подразумевают равноправное партнёрство и доказывают свою эффективность в создании ситуаций совместной деятельности, работы и творчества. В то время как методы наставничества, стажировки и коучинга, чаще предполагающие иерархию и подчинённость, могут быть менее предпочтительны в таких условиях из-за меньшей степени рекомендации для применения в образовательных практиках.

Можно предположить, что дальнейшим перспективным направлением педагогического исследования в сфере неформального образования пожилых людей является разработка и реализация программ, посвященных информационной безопасности, развитию навыков критического мышления, избирательности в отношении информации, размещенной в средствах массовой коммуникации.

Неформальное образование, осуществляемое в условиях активного андрагогического взаимодействия, способствует пробуждению и актуализации внутренних ресурсов личности, превращая жизненные проблемы в творческие задачи, требующие вдумчивого и деятельного решения.

Таким образом, неформальное образование не сможет внести коррективы в такие внешние по отношению к человеку факторы, как политическая, социально-экономическая, экологическая ситуация в регионе и т. п. Оно оказывает влияние на позицию взрослого человека в отношении этих и других факторов, определяющих качество его жизни.

В ходе исследования нами разработан проект «Нацеленные на семейное долголетие». Данный проект направлен на решение задачи активного включения пожилых граждан в ресурс неформального образования.

В рамках проекта реализуются различные направления, включающие в себя образовательные курсы, физическую активность, творческие занятия, а также специальные программы, направленные на укрепление здоровья и улучшение качества жизни участников. Данная работа проводится в рамках реализации неформального образования лиц пожилого возраста. Участие в образовательных курсах позволяет пожилым людям расширить свой кругозор, узнать что-то новое и поддерживать свой ум в тонусе.

Дополнительная психологическая поддержка и консультации специалистов помогают разрешать конфликты и находить общий язык в семье.

Важным элементом проекта является профилактика деменции и укрепление памяти участников. Специальные тренировки для мозга, игры и упражнения помогают сохранить когнитивные функции и предотвратить развитие памяти. Регулярные занятия в театральной студии направлены на укрепление памяти, способствуют поддержанию умственной активности и предотвращению возможных проблем с памятью в будущем.

В проекте приняло участие 159 человека, в том числе 12 пар, 139 одиноких граждан.

Однако ключевым компонентом проекта являются образовательные курсы, которые позволяют людям старшего возраста приобретать новые знания, развивать навыки и умения, а также общаться с единомышленниками, что способствует укреплению психологического комфорта и предотвращению социальной изоляции.

Эффективность и значимость проекта подтверждает проведенное анкетирование среди участников. По итогам анкетирования можно сделать выводы, что у участников проекта сформировался определённый круг общения, повысилась удовлетворенность жизнью; сформировалась мотивация к здоровому образу жизни; сформировалась благоприятная среда для развития творческих способностей и саморазвития, снизилась социальная напряженность.

Литература:

  1. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
  2. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
  3. Овчарова, Л. Н. Концепция политики активного долголетия: научно-методологический Доклад к XXI апр. Международная научная конференция по проблемам развития экономики / Л. Н. Овчарова, М. А. Морозова, О. В. Синявская. — Москва: Издат. дом Высшей школы экономики., 2020. — 40 c.
  4. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. унта. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
  5. Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» / [Электронный ресурс] // https://minzdrav.gov.ru: [сайт]. -URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/stranitsa-5729 (дата обращения: 02.04.2024).
  6. Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
  7. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.
Основные термины (генерируются автоматически): неформальное образование, активное долголетие, пожилой возраст, житель планеты, метод наставничества, сознательная активная деятельность.


Похожие статьи

Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия

Статья посвящена изучению вопроса развития системы неформального образования граждан пожилого возраста.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Характеристика учебных трудностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии

В статье автор рассматривает вопрос учебных трудностей обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования при переходе в среднее звено общеобразовательного учреждения.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Похожие статьи

Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия

Статья посвящена изучению вопроса развития системы неформального образования граждан пожилого возраста.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Профориентационная работа с обучающимися с нарушениями интеллектуального развития

В статье авторы раскрывают основы профориентации обучающихся с умственной отсталостью. Представляют практический опыт организации профориентационной работы и освоения допрофессиональных и профессиональных компетенций данной категорией школьников.

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как основа формирования личностного потенциала ребенка

В данной статье рассматривается актуальный вопрос внедрения в дошкольные образовательные учреждения ранней профориентации детей дошкольного возраста; представлены основные модели сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста как осно...

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в общеобразовательных школах

Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Характеристика учебных трудностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии

В статье автор рассматривает вопрос учебных трудностей обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования при переходе в среднее звено общеобразовательного учреждения.

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению современных старшеклассников

В статье автора представлены основные результаты исследования психологической готовности к профессиональному самоопределению и статуса профессиональной идентичности у старшеклассников.

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Задать вопрос