Данная статья посвящена исследованию механизмов и форм неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Ключевые слова: неформальное образование, активное долголетие, обучение граждан пожилого возраста, старший возраст.
Сегодня во всем мире происходит демографическое старение, изменяется возрастная структура и характер воспроизводства населения.
В 2019 году численность населения мира в возрасте 60 лет и старше (пожилые люди) превысила 1 млрд. человек, что составила 13,2 % от общей численности населения мира (7,7 млрд. человек) [5]. К 2050 году ожидается, что каждый шестой житель планеты будет в возрасте 65 лет и старше.
Согласно прогнозам, в 2050 году каждый шестой житель планеты (16 % населения) будет в возрасте 65 лет и старше, тогда как в 2019 году этот показатель составлял 11 человек (9 % населения). В настоящее время доля пожилых людей в структуре российского населения приближается к 25 % [3].
Современная политика активного долголетия направлена на развитие и реализацию потенциала человека, в основе которого лежит увеличение продолжительности жизни. Двуединая цель политики активного долголетия заключается в обеспечении условий для продолжения продуктивной и независимой жизни всеми гражданами при одновременной мобилизации потенциала стареющего общества для его непрерывного устойчивого развития [3].
В российской практике образования взрослых является осознание обучающимся как субъектом образования своих образовательных потребностей [2] и сознательная активная деятельность по их удовлетворению и сознательная активная деятельность по их удовлетворению [1]. Есть данные о разработке интегрированного синергетико-андрагогического подхода [4].
В зарубежной педагогике андрагогический подход в образовании наиболее известен идеями М. Ш. Ноулза [6] и некоторых других исследователей [7], разработанными в США в XX в.
Можно выделить ряд результативных подходов к организации неформального образования в сообществах пожилого возраста, включая: обучение в семейной среде; развлекательные и досуговые активности; самостоятельное обучение в библиотеках, медиацентрах и клубах любителей книг; образовательные путешествия; музейное и религиозное обучение.
Что касается конкретных методик неформального образования, то они включают: метод наставничества; коучинг; обучение в рамках рабочих групп; активное обучение (action learning); сторителлинг, или метафорическая игра, включая такие формы, как театр Play-back; шедоуинг (наблюдение за работой профессионала), секондмент (временное переведение на другую работу), приём бадди (работа в парах); электронное обучение (e-learning) и другие.
В рамках неформального образования распространены методы, такие как шедоуинг, секондмент и баддинг, которые подразумевают равноправное партнёрство и доказывают свою эффективность в создании ситуаций совместной деятельности, работы и творчества. В то время как методы наставничества, стажировки и коучинга, чаще предполагающие иерархию и подчинённость, могут быть менее предпочтительны в таких условиях из-за меньшей степени рекомендации для применения в образовательных практиках.
Можно предположить, что дальнейшим перспективным направлением педагогического исследования в сфере неформального образования пожилых людей является разработка и реализация программ, посвященных информационной безопасности, развитию навыков критического мышления, избирательности в отношении информации, размещенной в средствах массовой коммуникации.
Неформальное образование, осуществляемое в условиях активного андрагогического взаимодействия, способствует пробуждению и актуализации внутренних ресурсов личности, превращая жизненные проблемы в творческие задачи, требующие вдумчивого и деятельного решения.
Таким образом, неформальное образование не сможет внести коррективы в такие внешние по отношению к человеку факторы, как политическая, социально-экономическая, экологическая ситуация в регионе и т. п. Оно оказывает влияние на позицию взрослого человека в отношении этих и других факторов, определяющих качество его жизни.
В ходе исследования нами разработан проект «Нацеленные на семейное долголетие». Данный проект направлен на решение задачи активного включения пожилых граждан в ресурс неформального образования.
В рамках проекта реализуются различные направления, включающие в себя образовательные курсы, физическую активность, творческие занятия, а также специальные программы, направленные на укрепление здоровья и улучшение качества жизни участников. Данная работа проводится в рамках реализации неформального образования лиц пожилого возраста. Участие в образовательных курсах позволяет пожилым людям расширить свой кругозор, узнать что-то новое и поддерживать свой ум в тонусе.
Дополнительная психологическая поддержка и консультации специалистов помогают разрешать конфликты и находить общий язык в семье.
Важным элементом проекта является профилактика деменции и укрепление памяти участников. Специальные тренировки для мозга, игры и упражнения помогают сохранить когнитивные функции и предотвратить развитие памяти. Регулярные занятия в театральной студии направлены на укрепление памяти, способствуют поддержанию умственной активности и предотвращению возможных проблем с памятью в будущем.
В проекте приняло участие 159 человека, в том числе 12 пар, 139 одиноких граждан.
Однако ключевым компонентом проекта являются образовательные курсы, которые позволяют людям старшего возраста приобретать новые знания, развивать навыки и умения, а также общаться с единомышленниками, что способствует укреплению психологического комфорта и предотвращению социальной изоляции.
Эффективность и значимость проекта подтверждает проведенное анкетирование среди участников. По итогам анкетирования можно сделать выводы, что у участников проекта сформировался определённый круг общения, повысилась удовлетворенность жизнью; сформировалась мотивация к здоровому образу жизни; сформировалась благоприятная среда для развития творческих способностей и саморазвития, снизилась социальная напряженность.
Литература:
- Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
- Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
- Овчарова, Л. Н. Концепция политики активного долголетия: научно-методологический Доклад к XXI апр. Международная научная конференция по проблемам развития экономики / Л. Н. Овчарова, М. А. Морозова, О. В. Синявская. — Москва: Издат. дом Высшей школы экономики., 2020. — 40 c.
- Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. унта. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
- Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» / [Электронный ресурс] // https://minzdrav.gov.ru: [сайт]. -URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/stranitsa-5729 (дата обращения: 02.04.2024).
- Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
- Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.