Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 21.11.2020

Статья просмотрена: 399 раз

Библиографическое описание:

Горчакова, А. Е. Неформальное образование граждан пожилого возраста как эффективный инструмент развития активного долголетия / А. Е. Горчакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75467/ (дата обращения: 19.11.2024).



Статья посвящена изучению вопроса развития системы неформального образования граждан пожилого возраста.

Ключевые слова: неформальное образование, обучение граждан пожилого возраста, непрерывное образование, активное долголетие, третий возраст.

Современная демографическая ситуация в России, характеризуется устойчивой тенденцией — динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения.

Проведенный в 2018 году совместно Минтрудом, Минздравом и Минспортом России мониторинг эффективности действующих региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей показал, что в регионах наряду с существующими важными проблемами граждан старшего поколения (качество медицинского и социального обслуживания, заболеваемость, физическая активность и др.) актуальным является вопрос реализации их нерастраченного потенциала и вовлечения в жизнь общества [1].

Проблема социальной адаптации пожилых людей последнее время становится всё более остро: достаточно часто источником трудностей, с которыми сталкивается старшее поколение, является неспособность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Это ограничивает их возможности для реализации в различных сферах деятельности и не позволяет полноценно функционировать в современном социуме. Данные обстоятельства существенно влияют на состояние здоровья и эмоциональное самочувствие, могут служить причиной депрессий, одиночества и когнитивных нарушений.

Так, в целях увеличения периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни пожилых людей Президентом Российской Федерации в рамках национального проекта «Демография» был принят федеральный проект «Старшее поколение» (Указ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Одно из приоритетных направлений проекта — реализация программ, ориентированных на получение неформального образования гражданами старшего поколения, в целях содействия их переходу на позитивные и ориентированные на развитие позиции [1].

Современный пожилой человек сегодня готов к изменениям и имеет потребность в активной реализации себя в общественной жизни, он настроен на получение новых знаний, повышение функциональной грамотности, расширение круга интересов и общение, желает улучшить интеллектуальные способности и сохранить профессиональную пригодность в зрелом возрасте.

Эффективным механизмом поддержки социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, организация условий для досуга и участия в различных видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, туристской, культурной и др.). Так, все более широкое распространение получают неформальные виды образования для пожилых людей, такие, как университеты третьего возраста и клубы по интересам.

Однако несмотря на то, что происходит формирование нового облика старости продолжают существовать негативные стереотипы и дискриминации по отношению к людям старшего поколения — они редко рассматриваются обществом в качестве активного ресурса. При всем многообразии общественных институтов не всегда обеспечивается возможность участия граждан старшего поколения в жизни социума.

В среднем формальным и неформальным образованием в России охвачены порядка 40 % взрослого населения, (в то время как в развитых зарубежных странах данный показатель достигает 70–80 %), что не в достаточной степени способствует улучшению качества жизни этой категории людей [2].

Особенно неблагоприятно обстоит ситуация в муниципальных образованиях регионов. Учитывая их территориальную удаленность от областных центров и экономическую изолированность, уровень сформированности ресурсных условий для обучения и развития старшего поколения является недостаточно высоким, система имеет хаотичный характер, что отрицательно сказывается на реализации неформальных образовательных технологий для пожилых людей, и, соответственно, влияет на уровень их социальной активности.

В этих условиях становится актуальной проблема развития системы неформального образования граждан старшего поколения внутри регионов и поиска инструментов с целью увеличения периода их активного долголетия и продолжительности здоровой жизни.

На основании подходов Вишняковой С. М., Малыгина В. Е., Ключарева Г. А., Вершловского С. Г., Ройблат О. В., «неформальное образование» — это приобретение определенных знаний, умений, компетенций и опыта различными способами в процессе определенного вида деятельности. Обучение происходит вне специального образовательного пространства, с отсутствием единых стандартизированных требований и выдачи официально признанных документов для продолжения деятельности. Основывается в первую очередь на личном интересе участников процесса и имеет гибкие по организации и формам образовательные системы.

Учитывая ориентацию исследования на изучение неформального образования старшего поколения именно с позиций сохранения продолжительности периода активной и здоровой жизни, выделим особенности концепции «активного долголетия».

По определению Высшей школы экономики, отраженному в научно-методическом докладе «Концепция политики активного долголетия», «активное долголетие — состояние социального, экономического, физического и психологического благополучия граждан старшего поколения, обеспечивающее возможность для удовлетворения потребностей, включение в различные сферы жизни общества при их активном участии» [3].

Активному долголетию способствует множество факторов — это семейно-родственные отношения, досуговая деятельность, круг социальных связей, уровень благосостояния, занятость и другие ресурсы. Так, одним из эффективных инструментов развития активного долголетия является организация непрерывного образования.

По нашему мнению, обучение на протяжении всей жизни обеспечивает равные возможности всем категориям людей, что является одной из важных стратегий развития общества на современном этапе [4].

Рассмотрим суть и отличительные характеристики неформального образования с позиции необходимого ресурса для старшего поколения.

На этапе приобретения нового жизненного статуса особенно важно формирование установок на ведение активной деятельности во избежание ситуации изолированности [5]. Наибольшим потенциалом в этом вопросе обладает именно неформальное образование, выполняя следующие функции:

– компенсаторная функция — восполнение отсутствующих или упущенных образовательных возможностей, освоение дефицитных компетенций;

– адаптационная функция — приспособление к новым требованиям, освоение программ необходимых для полноценной жизни и ориентации в цифровых реалиях современного общества;

– развивающая функция — приращение компетенций, развитие деятельных способностей, обновление знаний [6].

Таким образом, неформальное образование исполняет роль двигателя активного долголетия и является эффективной технологией активизации и социализации пожилых людей.

В последнее время существующие практики образования пожилых людей претерпевают изменения, и наблюдается переход от опекающих технологий к активизирующим и стимулирующим.

На сегодняшний день выделяют следующие основные формы участия граждан пожилого возраста в неформальном образовательном процессе:

– тематические кружки и клубы по интересам;

– Университеты третьего возраста, «Серебряные» университеты;

– курсы, образовательные программы, семинары, конференции, лекториумы, индивидуальные занятия с тренером или репетитором;

– мастер-классы, творческие лаборатории;

– тренинги, терапии (обучение с использованием интерактивных приемов, субъект-субъектное взаимодействие);

– дистанционные формы обучения — вебинары, онлайн-лекции, онлайн-курсы и др.;

– социальное проектирование (участие в проектной деятельности, грантовых конкурсах);

– фестивали, форумы, праздники (формы массового взаимодействия, передача опыта, демонстрация успешных практик и инициатив);

– волонтерская деятельность (социально-значимая добровольческая деятельность) и другие.

В реализации программ неформального образования людей третьего возраста принимают участие различные общественные институты: комплексные центры социального обслуживания населения, образовательные учреждения, учреждения культуры (библиотеки, клубные учреждения и культурные центры, театры, музеи и т. д.), социально ориентированные некоммерческие организации, спортивные, оздоровительные и реабилитационные учреждения, ресурсные центры и другие организации, специализирующихся на образовании людей третьего возраста [7]. Данные учреждения выступают базой для создания оптимальных условий социальной адаптации и активизации пожилых людей. Они являются площадкой, на которой оказывается целый комплекс социальных услуг с привлечением компетентных специалистов. Для каждой организации определенного региона характерны свои образовательные геронтологические программы и курсы различной направленности. Однако учитывая общероссийские ориентиры в организации обучения пожилых людей, важным фактором эффективного функционирования образовательных программ является их разработка и реализация на основе следующих принципов:

– целенаправленность (ориентация на цели и приоритетные задачи образования граждан пожилого возраста);

– адресность (учет особых образовательных потребностей старшего поколения);

– доступность (учет возможностей обучающихся);

– индивидуализация — учет способностей, уровня знаний и навыков при выборе методов и темпа обучения);

– принцип диалога (совместное проектирование программ) [8].

Так, определив место неформального образования в сохранении активного долголетия пожилых людей, приходим к выводу, что такая система обучения имеет большие перспективы в качестве действенного ресурса развития. Поэтому формы организации обучения должны модернизироваться и прогрессировать.

Итогом данного исследования стал рекомендательный «пакет инструментов развития» для организаций, реализуемых программы для пожилых людей:

  1. Работа по принципу личностно-ориентированного обучения

– анализ особых образовательных потребностей целевой группы, планирование и проектирование образовательной деятельности с учетом выявленных характеристик (индивидуальные траектории и маршруты);

– разработка и применение деликатных форм рекрутинга;

– разработка адаптированной модели образовательного пространства (создание благоприятных и комфортных условий обучения с учетом особого режима жизнедеятельности пожилых людей);

– организация психологического сопровождения и поддержки;

  1. Работа над внутренней и внешней ресурсной средой учреждения

– работа над качеством процесса обучения, усиление контроля над усвоением программ для достижения более высоких результатов гражданами старшего поколения;

– совершенствование методов вовлечения граждан старшего возраста в технологии активного долголетия и развития мотивации;

– работа над качеством информационного сопровождения реализации технологий;

– разработка системы устойчивого партнерского взаимодействия;

  1. Работа в области управления развитием персонала:

– работа над повышением компетентности специалистов по содействию активному долголетию, организация стажировок и т. д.;

  1. Реализация инновационной деятельности:

– развитие инновационного опыта — апробация и реализация уникальных пилотных проектов региона, стремление к новаторству в деятельности;

– активный выход на региональный и федеральный уровень работы, организация площадок для обмена опытом (зональные школы, стажерские площадки, региональные и межрегиональные форумы);

– развитие работы в части социального проектирования, участие в грантовых конкурсах;

  1. Работа над тиражируемостью опыта, мультипликативностью и результативностью деятельности:

– совершенствование ресурсной и методической поддержки деятельности областных центров, работа по распространению эффективных практик на территории регионов.

Таким образом, на основе анализа мы смогли предложить некоторые рекомендации, которые, на наш взгляд будут способствовать сохранению существующего капитала системы неформального образования и его прогрессирующему увеличению, а значит развитию активного долголетия и улучшению качества жизни, что напрямую отвечает задачам федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

Литература:

  1. Федеральный проект «Старшее поколение». URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 23.06.2020).
  2. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/37/2 (дата обращения: 25.06. 2020).
  3. Концепция политики активного долголетия. URL: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/360906541.pdf (дата обращения: 30.06.2020).
  4. Харланова, Е. М. Неформальное образование в социальной работе. 2018. С. 199.
  5. Сорокин Г. Г. Институт геронтообразования как агент социальной адаптации старшего поколения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 2 (38). С.120–126.
  6. Баринова Т. М., Гарипова И. О., Каранова В. В., Леонова Н. П., Шкатова Е. А. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам. 2011. С. 112.
  7. Мокрогуз Е. Д. Обучение людей третьего возраста в контексте непрерывного образования // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 11–13.
  8. Модельный закон об образовании взрослых. URL: http://docs.cntd.ru/document/901879708 (дата обращения: 30.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): активное долголетие, старшее поколение, неформальное образование, пожилой возраст, работа, Россия, здоровая жизнь, национальный проект, непрерывное образование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Формы реализации неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста

Данная статья посвящена исследованию механизмов и форм неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды

В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование времени

В статье рассматриваются непрерывность образования как условие обеспечения качества образования, задачи для обеспечения успешного непрерывного образования, а также значение непрерывного образование в повышении качества образования и становлении будущ...

Похожие статьи

Формы реализации неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста

Данная статья посвящена исследованию механизмов и форм неформального образования граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной организации через совместную творческую деятельность

Статья посвящена актуальности исследования социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды

В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.

Инклюзивное образование как один из аспектов социальной политики в отношении лиц с ОВЗ и инвалидов в Российской Федерации

В статье раскрывается проблема инвалидности, инклюзивного образования в Российской Федерации, раскрыты основные направления реализации целей в политике по инвалидности.

Наставничество как одна из эффективных форм профессионального роста педагога

Статья раскрывает роль наставничества в профессиональном становлении молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Социализация детей с ОВЗ — это актуальная проблема современного общества. Особенно интересна тема процесса социализации данной группы детей в условиях ЦССВ. В статье предоставлены основные данные, касаемо опыта работы в данном направлении.

Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования

В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от изоляции к социализации

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование времени

В статье рассматриваются непрерывность образования как условие обеспечения качества образования, задачи для обеспечения успешного непрерывного образования, а также значение непрерывного образование в повышении качества образования и становлении будущ...

Задать вопрос