В данной статье описывается процесс внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам СПО. В статье также отмечаются положительные аспекты внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам в СПО и отмечаются шаги, которые были проделаны для развития данного направления в образовательных процессах учебных заведений Российской Федерации. Кроме того, в статье освещен ряд вопросов, которые были подняты в контексте перехода к цифровой трансформации образовательного процесса в рамках обучения экономическим дисциплинам. На основании проведенного анализа был сделан вывод о целесообразности внедрения цифровых технологий в процесс обучения экономическим дисциплинам СПО.
Ключевые слова: цифровизация образования, методика обучения экономическим дисциплинам, экономика, цифровая трансформация.
Исследование основных теоретических вопросов о повсеместном внедрении цифровых технологий в методики обучения экономическим дисциплинам представляет собой важную область педагогической науки. Проведение такого исследования может привести к выработке новых подходов к обучению экономистов, улучшению качества их подготовки и повышению уровня конкурентоспособности выпускников в современном мире.
Современное образование переживает период быстрой цифровой трансформации, которая связанна с крайне быстрым развитием техническим средств и информационной среды, что можно назвать наступлением эпохи цифровых технологий. Толчком к стремительной цифровой трансформации образовательных учреждений послужила пандемия COVID-19.
Особенности обучения в условиях быстрой цифровой трансформации на современном этапе отражаются во многих сферах общества:
– обновления в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования;
– обновления и нововведения в рабочих программах по учебным предметам, в том числе и экономические дисциплины, в которых четко обозначаются личностные, метапредметные и предметные результаты;
– в методиках обучения различным дисциплинам и учебным предметам, включая экономические. Педагогам и обучающимся приходится стремительно адаптироваться к изменениям, проходящим в образовании во время цифровой трансформации.
В современном обществе положения кадровой политики диктуют процессу обучения экономическим дисциплинам в СПО определенные условия, которые во многом связаны с успешностью трудоустройства будущих выпускников-экономистов, что само по себе влечет за собой затраты ресурсов образовательных учреждений, которые, в свою очередь, стремятся их минимизировать. Благодаря такому положению дел на рынке труда возникает проблема, которую педагоги «стремятся решить, в том числе с использованием современных эффективных технологий обучения экономическим дисциплинам в профессиональном образовании» [1, с. 81].
В последние годы всё чаще поднимается вопрос об использовании цифровых технологий обучения экономическим дисциплинам в СПО. Цифровые технологии включают в себя не только технические средства, новые формы и методы обучения, но и подразумевают под собой разработку новых подходов к процессу обучения экономическим дисциплинам.
Технологии обучения экономическим дисциплинам с использованием цифровых технологий — это систематический метод проектирования, реализации, оценки, корректировки и последующего воспроизводства образовательного процесса в процессе обучения экономическим дисциплинам СПО.
Эффективные цифровые технологии, которые применяются в процессе обучения экономическим дисциплинам в профессиональном дает много преимуществ, как для педагогов, так и для обучающихся.
По мнению большинства современных исследователей одной из самых эффективных технологий при обучении экономическим дисциплинам является использование информационных технологий. Цифровые технологии в образовательном процессе рассматриваются не только как глобальный источник информации, но и как актуальное средство мотивации обучающихся, которое помогает им в самостоятельной учебной деятельности во внеучебное время.
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс СПО даёт как обучающимся, так и педагогам обширные возможности для улучшения качества образовательного процесса и подготовки обучающихся к осуществлению дальнейшей профессиональной деятельности в современном мире. Однако не стоит забывать, что для достижения наилучшего эффекта от внедрения цифровых технологий в образовательный процесс по освоению экономических дисциплин необходимо не только «внедрить технологии», но и обеспечить правильное их использование и интеграцию в учебный процесс.
В образовательном процессе по освоению экономических дисциплин в СПО важно обеспечить баланс между внедрением цифровых технологий и сохранением активных методов обучения, которые способствуют непосредственному взаимодействию преподавателя и студентов. Цифровые технологии должны стать взаимодополняющим инструментом и позволить расширить традиционные методы обучения, а не заменять их вытеснить и заменить. С внедрением цифровых технологий в образовательный процесс возникает потребность в развитии новых компетенций у преподавателей, которым необходимо научиться эффективно интегрировать цифровые инструменты в методику преподавания экономических дисциплин. Важнейшим является умение педагогов создавать онлайн-контент и правильно применять цифровые ресурсы для облегчения обучения. При этом такие педагогические методы, как дискуссии, проектная деятельность и сотрудничество, остаются значимыми и должны быть органично включены в цифровую образовательную среду.
Цифровизация образования непосредственно связана с динамическими изменениями в экономической среде и требованиями рынка труда. Это требует от педагогов постоянного обновления программ обучения, включая актуальные методы и подходы к обучению, использование новых информационных и коммуникационных технологий. Педагогическая подготовка также должна учитывать различные потребности и интересы студентов, предоставляя им возможности для самореализации и развития личностных качеств, которые способствуют успешной карьере в экономике.
Подводя итог можно сказать, что роль внедрения цифровых технологий в процесс обучения заключается не только в передаче теоретических знаний, но и в формировании комплексного набора навыков, необходимых экономистам. Это включает в себя способность анализировать сложные экономические ситуации, осуществлять прогнозирование и планирование, эффективно работать с большими объемами информации и обрабатывать ее, принимать грамотные управленческие решения и формулировать стратегии развития. Внедрение цифровых технологий делает образовательный процесс более индивидуализированным, доступным и гибким, что в свою очередь создает благоприятные условия для самообразования, эффективного профессионального развития и карьерного роста.
Литература:
- Анацкая Л. Н. Современные технологии в преподавания экономики // Педагогическая наука и практика. — 2015. — № 3. — С. 81–84.
- Гибридное обучение: российская и зарубежная практика / К. А. Баранников // Вопросы образования. –2023. — № 2. — С. 33–69.
- Лукащук, В. И. Образовательные тренды в условиях развития цифрового общества / В. И. Лукащук // Alma mater (вестник высшей школы). — 2023. — № 4. — С.20–23.
- Логинова А. С. Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика / А. С. Логинова, А. В. Одинокова, В. Е. Гаврилова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — № 4 (43). — С. 317–331.
- Бурьянов М. С. Цифровые права человека в условиях глобальных процессов: теория и практика реализации: монография / М. С. Бурьянов; под науч. ред. С. А. Бурьянова. — Москва: РУСАЙНС, 2024. — 145 с.
- Соломатина Е. Н. Особенности цифрового образовательного процесса в условиях современного российского общества // Общество: социология, психология, педагогика. — 2020. — № 12. — С. 88–92.