Эффективность налоговых льгот в управлении доходной частью бюджета муниципального образования (на примере доходов бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (523) июнь 2024 г.

Дата публикации: 12.06.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Килин, В. В. Эффективность налоговых льгот в управлении доходной частью бюджета муниципального образования (на примере доходов бюджета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан) / В. В. Килин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/523/115510/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье рассматриваются вопросы обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального образования. В этих целях предполагается увеличение доходов бюджета путём обеспечения качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса, актуализации и расширении налогооблагаемой базы по имущественным налогам, легализации объектов налогообложения и погашения налоговой задолженности, развития доходного потенциала на основе повышения эффективности использования муниципального имущества.

Ключевые слова: налоговые расходы, льготы, местные налоги, эффективность налоговых расходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определено, что оценка налоговых расходов (налоговых льгот) муниципального образования осуществляется ежегодно в порядке, установленном соответственно местной администрацией.

В статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере [1].

Оценка эффективности налоговых расходов — это комплекс мероприятий позволяющий сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления льготы плательщикам [2; 5].

Результативность определяется как показатель (индикатор) достижения целей государственной (муниципальной) программы и (или) целей социально-экономической политики.

В свою очередь налоговые расходы делятся на следующие категории:

— стимулирующие (предполагают стимулирование экономической деятельности предпринимателей);

— социальные (обеспечение социальной защиты населения, укрепления здоровья человека, развития физической культуры и спорта);

— технические (предполагают уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета) [3].

Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработан и принят Порядок проведения оценки эффективности налоговых расходов городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот осуществляется на основе данных отчёта налоговых органов по форме 5-МН и расшифровки льгот по категориям налогоплательщиков.

Рассмотрим динамику налоговых льгот по местным налогам рисунок 1, предоставленных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 года № 2/6, от 26 ноября 2014 года № 37/4.

Динамика налоговых льгот по местным налогам

Рис. 1. Динамика налоговых льгот по местным налогам

Увеличение выпадающих доходов от предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу с физических лиц связано с изменением налогового вычета и появлением новых льготных категорий налогоплательщиков согласно Федерального закона от 27 декабря 2017 года № 436, Федерального закона от 30.10.2018 № 378-ФЗ, Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ.

За 2022 год объём выпадающих доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от предоставленных плательщикам льгот составил 478 719 тыс. рублей. В том числе размер льгот, установленных федеральным законодательством — 465 451 тыс. рублей (в т. ч. в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов — 103 665 тыс. рублей), решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан — 13 628 тыс. рублей. По сравнению с 2021 годом общая сумма льгот увеличилась на 43 695 тыс. рублей или на 10,0 %.

Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот по налогу на имущество физических лиц, установленных органами местного самоуправления, в 2022 году составила 8 515 тыс. рублей в 2021 году — 7 000 тыс. рублей, или сумма предоставленных льгот увеличилась на 1 515 тыс. рублей или на 21,64 %.

Сумма налога, не поступившая в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 ноября 2005 г. № 2/6 «Об установлении земельного налога», в 2022 году составила 4 753 тыс. рублей, в 2021 году — 4 597 тыс. рублей, или увеличение суммы льгот на 156 тыс. рублей.

Налоговые расходы бюджета города соответствуют целям социально-экономической политики города, отраженной в Стратегии социально-экономического развития городского округа город Уфа до 2030 года (решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 декабря 2018 года № 35/2).

Льготы, установленные решениями Совета по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики, их эффективность определяется социальной значимостью.

При оценке социальных налоговых расходов учитывается принцип адресности и нуждаемости и не предусматривается оценка результативности.

Налоговые расходы бюджета города Уфы — это социальные налоговые расходы, обусловленные необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения. В эту категорию могут относиться только те налоговые расходы, которые напрямую способствуют снижению налоговой нагрузки населения, или направлены на создание благоприятных условий для оказания услуг в социальной сфере, повышения их качества и доступности [4].

Стабильное поступление доходов в городской бюджет, нивелирует потери, связанные с предоставлением льгот по местным налогам.

Тем не менее, «недополученные» доходы бюджета города никак не компенсируются из вышестоящих бюджетов.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года № 796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 года № 439 «Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации»
  4. Оценка эффективности налоговых расходов городского округа город Уфа Республики Башкортостан за 2022 год — Режим доступа: https://finance.ufacity.info/dokumenty#35–235–2023-god (дата обращения: 07.06.2024)
  5. Сидорова О. В. Налоговая политика государства и электронная экономика // Финансы и учет. 2011. № 1. С. 29–32.
Основные термины (генерируются автоматически): Башкортостан, городской округ, Уфа Республики, решение Совета, льгота, рубль, город, земельный налог, налог, Российская Федерация.


Ключевые слова

категории, целесообразность, льгота, налоговый расход, оценка эффективности налоговых расходов, результативность налоговых расходов

Похожие статьи

Задать вопрос