Мотивы профессионального выбора старшеклассников цифрового поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Харькина, В. А. Мотивы профессионального выбора старшеклассников цифрового поколения / В. А. Харькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 374-376. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115333/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автором представлены основные результаты исследования готовности к профессиональному самоопределению и мотивов профессионального выбора школьников старших классов цифрового поколения.

Ключевые слова: мотивы, цифровое поколение, профессиональный выбор, старшеклассники.

Выбор профессии — важнейшее решение для каждого человека, от осмысленности и правильности которого во многом зависит будущая профессиональная жизнь и трудовая карьера. От того насколько верно человек определит свою склонность к тому или иному виду деятельности, зависит не только успешность его личностной самореализации, но и эффективность, а иногда и качество дальнейшей выбранной деятельности. Правильность профессионального выбора зависит от мотивации личности к данной сфере.

У представителей цифрового поколения при киберсоциализации в обществе происходят изменения в эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах, трансформация образа «Я» и отношения к себе, непонимание ценностно-смысловой сути своего жизненного пути [5]. При творческом создании своего публичного «Я» в цифровом пространстве подростки и молодежь ориентируются на идеальные характеристики личности, которые транслирую популярные личности и блогеры. Виртуальный мир позволяет создавать близкий к идеалу образ, что обусловлено ложным ощущением защищенности и анонимности, дефицит которой наблюдается в реальности. Рассказова Е. И. и Солдатова Г. У. в своих работах говорили о том, что ключевыми приметами того или иного поколения являются система ценностей, формы поведения, которая искажена у цифрового поколения по ряду вышеперечисленных причин. Психолого-педагогические особенности представителей цифрового поколения раскрываются прежде всего в их онлайн- и офлайн-коммуникации, что способствует искажению особенности восприятия себя.

Цель исследования: выявление специфики мотивов профессионального выбора у старшеклассников цифрового поколения, а также разработка и апробация программы по её развитию.

Для начала следует рассмотреть феномен мотивации, который в психологии рассматривается как важная поведенческая составляющая, способная побуждать и направлять действия человека, ориентированные на выполнение каких-либо задач и достижение целей [2].

С. Л. Рубинштейн под мотивацией понимает предопределенность поведенческой активности индивида, в основе которой лежат влияния окружающей действительности на внутренний мир человека. Избирательность, присущая мотивации, определяется тем, какие именно потребности и стремления человеку необходимо осуществить в актуальный момент времени [3].

С точки зрения В. Г. Асеева, мотивация представляет собой сложное личностное образование, включающее в себя установки, актуальные потребности и желания и область идеального, которая поддерживает человека в процессе реализации его стремлений [1].

Цифровое поколение отличается от всех предыдущих тем, что их взросление происходило в мире быстро меняющихся технологий, информационной перегрузки и экономической нестабильности. Их повседневная жизнь тесно связана с социальными медиа и электронными устройствами, они «всегда онлайн», что часто негативно влияет на концентрацию внимания виду избытка информации [4]. Цифровое поколение характеризуется умением быстро адаптироваться к новым технологиям и наличием развитых навыков взаимодействия в цифровой среде. Ввиду доступности информации представители указанного поколения стремятся к постоянному повышению собственной осведомленности [4].

Это поколение является первым полностью цифровым поколением, выросшим в среде, в которой Интернет, социальные сети и мобильные устройства были основными характеристиками повседневной жизни. В настоящее время члены данного поколения только выходят на рынок труда и входят в социум, что не дает возможностей для наиболее полноценного понимания и исследования их установок и ценностей [4].

Для изучения мотивов профессионального выбора старшеклассников цифрового поколения была составлена диагностическая программа. Методики были проведены в два этапа. На первом этапе были проведены: тест-опросник «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гришпун), опросник для выявления готовности к выбору профессии (В. Б. Успенский), дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов), а на втором этапе проводился опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши) в модификации Г. В. Резапкиной, методика определения основных мотивов выбора профессии (Е. М. Павлютенков).

Была разработана программа по развитию мотивов профессионального выбора старшеклассников цифрового поколения, сформулированы цели и задачи программы, подобраны упражнения соответствующие возрастным и психологическим особенностям, в завершении были прописаны методические рекомендации по проведению развивающей программы.

Участниками исследования стали учащиеся 10-х классов в количестве 19 человек (10 девушек, 9 юношей). Возраст учащихся, принявших участие в исследовании, — 16–17 лет.

Данное исследование можно разделить на четыре этапа. На первом этапе я выбрала базу исследования, подобрала класс, в котором будет осуществляться диагностика и программа развития, определила цели и задачи, подобрала необходимые методики, соответствующие теме исследования. На следующем этапе было проведено первичное тестирование учеников, получены, интерпретированы и проанализированы данные диагностик. На третьем этапе, была разработана и апробирована программа психологического развития профессионального выбора для 10-х классов. На заключительном этапе программы было проведено контрольное тестирование, для оценки проведённой развивающей программы, после апробации полученных результатов, они были интерпретированы,

Цель программы формирующего эксперимента заключалась в развитии мотивов профессионального выбора и психологической готовности учащихся 10-х классов к профессиональному выбору, расширении их знаний о современном мире профессий, соотнесении личных качеств и способностей каждого ученика с требованиями различных профессий (с учётом индивидуальных данных диагностики), развитии ценностных ориентаций, возможности попробовать себя в той или иной профессии, активизации процесса профессионального выбора и личностного самоопределения путём бесед и упражнений.

Задачи программы:

— учесть данные полученные в ходе диагностической программы по мотивам профессионального выбора и выявить трудности;

— проинформировать участников на тему профессионального выбора и мира профессий;

— сформировать интерес к самостоятельному, осознанному выбору профессии

— помочь в понимании индивидуальных мотивов и интересов, склонностей и возможностей;

— углубить знания о современных и востребованных профессиях, о способах обучения этим профессиям;

— обучить навыкам разработки индивидуального профессионального плана;

— осуществить психологическую поддержку на всех этапах программы

— развить внутреннюю и внешнюю мотивацию старшеклассников цифрового поколения.

Основная форма работы для проведения развивающей программы была групповая, участвовали в неё вышеупомянутые ученики десятого класса.

Срок реализации программы: 16 недель, занятия проходят один раз в неделю по 40–45 минут.

Структура занятия состоит из введения (объяснение темы и целей занятия), теоретической части в формате беседы или упражнения, практической части — основной (проведение упражнений, групповое обсуждение), заключительной части — рефлексии (подведение итогов). В одном из занятий в структуру добавляется домашнее задание.

После проведения развивающей программы профессионального самоопределения старшеклассников «Осознанное профессиональное будущее», была проведена повторная диагностика, для выявления изменения в динамики профессионального самоопределения и мотивов выбора профессии для подтверждения гипотезы.

В ходе повторного исследования использовались те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента: тест-опросник «Мотивы выбора профессии» С. С. Гришпун, опросник для выявления готовности к выбору профессии В. Б. Успенский, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г. В. Резапкиной, методика определения основных мотивов выбора профессии Е. М. Павлютенков.

По итогам первичной диагностики уровня готовности к профессиональному выбору была выявлена необходимость работы со старшеклассниками по профессиональному самоопределению и развитию мотивов профессионального выбора, так как только 15,8 % учащихся имели высокую готовность к выбору профессии. Ведущим мотивом выбора профессии в экспериментальной группе был материальный. В каждой группе были учащиеся, у которых на момент первичного тестирования было невозможно определить профессиональную направленность личности и профессиональные интересы.

После чего была проведена развивающая программа в которой ученики были проинформированы на тему профессионального выбора и мира профессий, у учеников сформировался интерес к самостоятельному, осознанному выбору профессии, была произведена помощь в понимании индивидуальных мотивов и интересов, склонностей и возможностей, были углублены знания о современных и востребованных профессиях, о способах обучения этим профессиях, были развиты все основные группы мотивов необходимых для старшеклассников цифрового поколения.

После завершения занятий по профессиональному самоопределению было проведено повторное тестирование. Анализ результатов повторной диагностики показал, что у испытуемых существенно вырос уровень готовности к выбору профессии, а также выросла значимость социальных, моральных, познавательных, творческих мотивов. В классе не выявлено учащихся, у которых невозможно определить профессиональные интересы и профессиональную направленность и существенно выросло число выборов в сферах человек — человек, человек — художественный образ и человек — техника.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что профессиональное самоопределение — это сознательный, самостоятельный, целенаправленный процесс выявления и реализации способностей личности в сфере профессиональной деятельности. Социальная ситуация развития личности старшеклассника актуализирует потребность в профессиональном самоопределении для того, чтобы выбрать дальнейший учебный и профессиональный путь. Результатом активности в этом направлении выступает готовность старшеклассника к профессиональному самоопределению и развитость мотивов, начало формирования необходимых для выбранной профессии. Феномен мотивации, который в психологии рассматривается как важная поведенческая составляющая, способная побуждать и направлять действия человека, ориентированные на выполнение каких-либо задач и достижение целей. Поскольку старшеклассникам цифрового поколения часто не хватает знаний и навыков для профессионального самоопределения в качестве поддержки на данном этапе может выступать развивающая программа.

Литература:

  1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. — Москва: Мысль, 1976. — 158 с.
  2. Игнатьев, В. М. Мотивация: виды, функции и факторы [Текст] / В. М. Игнатьев, Е. А. Потоцкая // Экономика и социум. — 2014. — № 4–3 (13). — С. 119–126.
  3. Резапкина, Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки [Текст]: учебно–методическое пособие для психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. — Москва: Генезис, 2017. — 208 с.
  4. Третьякова, В. С. Профессиональное будущее молодежи цифрового поколения России [Текст] / В. С. Третьякова // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы II Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2019 года. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. — С. 151–156.
  5. Третьякова В. С., Церковникова Н. Г. Цифровое поколение: потери и приобретения // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie-poteri-i-priobreteniya (дата обращения 27.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровое поколение, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, выбор профессии, развивающая программа, этап, диагностическая программа, основной мотив выбора профессии, повседневная жизнь, повторная диагностика.


Похожие статьи

Задать вопрос