Меры предупреждения коррупционных преступлений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 05.06.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Собиров, А. Т. Меры предупреждения коррупционных преступлений / А. Т. Собиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 547-551. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115256/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье на основе анализа различных подходов к понятию «предупреждение преступлений» автором сформулировано определение «предупреждение коррупционных преступлений», раскрыты и проанализированы ключевые факторы, способствующие возникновению и распространению коррупционных преступлений, предложены меры устранения этих факторов.

Ключевые слова: коррупционные преступления, предупреждение коррупционных преступлений, факторы, способствующие коррупционным преступлениям, уровень коррупционной преступности, формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимость к коррупции.

Коррупция — одно из наиболее серьезных явлений современного общества, которое приводит к разрушительным последствиям для экономики и политической стабильности. Для борьбы с коррупционными преступлениями необходимо применять комплекс мер, включая и предупреждение таких преступлений. Борьба с коррупционной преступностью не должна ограничиваться только лишь выявлением и наказанием лиц, совершивших преступления данного характера. Наряду с этим необходимо постоянно разрабатывать и применять систему мер предупреждения коррупционных преступлений. В данной статье рассмотрены меры предупреждения коррупционных преступлений, направленных на снижение возможности их совершения и установление жесткой нулевой терпимости к ним.

В отношении понятия «предупреждение преступлений» (в целом) существуют различные подходы. По мнению М. А. Коржева, это «деятельность, направленная на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением» [11, с. 77]. Г. Г. Смирнов определяет предупреждение преступлений как «совокупность экономических, социальных, политических, идеологических, правовых и иных мер, осуществляемых на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях, путем профилактики, предотвращения и пресечения преступлений в целях их недопущения» [20, с. 52]. В. Д. Малков утверждает, что «предупреждение преступности, отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие» [13, с. 80]. На основании приведенных определений И. В. Хоменко, Ю. В. Деришев выводят следующее: «предупреждение преступности — это комплексная деятельность, которая включает в себя различные меры, направленные на недопущение совершения преступлений» [23, с. 110]. Видится возможным применить это понятие и к предупреждению коррупционных преступлений. Таким образом, предупреждение коррупционных преступлений — это деятельность, направленная на недопущение их совершения. Она включает в себя выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению и оказание предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Широкомасштабная антикоррупционная политика, реализуемая в Российской Федерации в последние годы, не оставила без внимания меры предупреждения коррупционных преступлений.

Анализ специальной литературы, проведенный А. И. Лайпановым и Л. А. Зиминым, позволил указанным авторам выделить факторы экономического, правового, социально-нравственного и организационного характера, способствующие коррупционным преступлениям. Учитывать данные факторы необходимо для устранения причин условий, способствующих совершению коррупционных преступлений [12, с. 51]. Данные авторы также отмечают необходимость предупреждения на трех уровнях: общем, специальном и индивидуальном.

Для устранения первой группы факторов необходимо систематически применять следующие меры: проводить стабилизационную экономическую политику, направленную на сдерживание инфляции и повышение уровня жизни населения, повышать уровень оплаты труда государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, до уровня, соответствующего их квалификации и ответственности, развивать конкуренцию и совершенствовать антимонопольное законодательство, упрощать лицензионно-разрешительные процедуры, внедрять электронные сервисы и повышать прозрачность процесса выдачи лицензий и разрешений.

На экономические факторы в предупреждении коррупционных преступлений делает упор и Е. О. Филиппова [22, с. 45], которая предлагает в качестве соответствующих мер ликвидацию социального неравенства, минимизацию бедности, повышение оплаты труда сотрудников, вовлеченных в борьбу с коррупцией, усиление поддержки малого и среднего бизнеса.

Необходимо отметить, что российское государство не бездействует в данном направлении. Темпы роста российской экономики в 2023 году были выше мирового и позволяют прогнозировать в ближайшей перспективе четвертое место среди экономик мира [18]. Реже, чем хотелось бы, но все же увеличивается денежное содержание госслужащих [1]. Разрешительную документацию ряда ведомств можно оформить в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что сокращает сроки получения разрешений [15].

Для устранения группы факторов правового характера необходимо повышать качество принимаемых нормативных правовых актов, проводить их антикоррупционную экспертизу и устранять пробелы и коллизии в законодательстве, усиливать ответственность за коррупционные преступления и повышать эффективность правоохранительных органов в борьбе с ними. Предложения ученых в данной сфере внедряются слишком медленно либо вообще остаются без внимания. В частности, О. В. Журкина и Е. О. Филиппова обращают внимание на такие системные противоречия, как невозможность стоимостной оценки, рекомендованной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 постановления от 09.07.2013 № 24 [4], предметов коррупционных преступлений, таких как наркотики, оружие, сексуальные услуги ввиду их запрещенности [10, с. 28]. Кроме того, данные авторы считают спорными нормы статьи 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» в части несоразмерности наказания за посредничество как таковое и обещание посредничества: за первое наказание жестче, чем за второе, что представляется нелогичным. Также указанные авторы обращают внимание на порождение искусственной латентности коррупционных преступлений при реализации п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», в котором рекомендовано вне зависимости от наличия или отсутствия вышеуказанных отягчающих признаков квалифицировать действия виновного только по ст. 291.2 УК РФ, обоснованием этой позиции являются правила квалификации общей и специальной нормы [4].

Специальная литература содержит и множество других примеров дефектов законодательства, помимо названных.

Отдельно А. И. Лайпановым и Л. А. Зиминым выделяется несовершенство налогового законодательства [12, с. 51], где следует устранять лазейки, позволяющие уклоняться от уплаты налогов, и усиливать контроль за соблюдением налогового законодательства.

В данном направлении на федеральном уровне также проводится работа. В частности, в реализацию предложения Президента Российской Федерации о модернизации фискальной системы [18] в настоящее время на федеральном уровне ведется работа по выстраиванию справедливой налоговой системы: многоступенчатой шкалы налогообложения физических лиц и оптимизация сбора налогов с крупных компаний [19]. Кроме того, в юридической литературе в качестве предупреждения коррупционных преступлений имеются предложения по совершенствованию уголовного законодательства в части его ужесточения. Так, Н. С. Гончарук указывает на «дисбаланс в мерах наказания» за взятку и растрату и предлагает сделать их сопоставимыми [9, с. 49].

Также указанный автор отмечает негативную роль условных осуждений при назначении наказаний за коррупционные преступления: преступник, оставаясь на свободе, может продолжить свою противоправную деятельность.

А. А. Тихонов, рассматривая правовые меры предупреждения такого коррупционного преступления, как взяточничество, предлагает проводить криминологическую экспертизу всех законов, в том числе региональных [21, с. 350].

Таким образом, реализация мер предупреждения коррупционных преступлений правового характера позволит снизить уровень коррупционной преступности.

Следующая группа факторов — социально-нравственного характера — включает в себя, по мнению А. И. Лайпанова и Л. А. Зимина, исторически сложившуюся традицию взяточничества, отсутствие правовых знаний о коррупции у граждан РФ, неосознание общественной опасности коррупционных преступлений, обоюдная вина взяткодателя и взяткополучателя, недостатки проводимой профилактики по антикоррупционному воспитанию граждан [12, с. 51]. Работа по устранению данной группы факторов тоже проводится на государственном уровне. В Национальном плане противодействия коррупции [2] сохранено такое направление антикоррупционной деятельности как повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение (по сравнению с предыдущим Национальным планом дополнено популяризацией в обществе антикоррупционных стандартов). Правительством РФ принята Программа антикоррупционного просвещения, включающая комплекс мероприятий в образовательных организациях, охватывающих традиционные (лекции, семинары) и инновационные формы (квест-игры) [3], Всероссийский конкурс сочинений, конкурсы педагогического мастерства и цикл открытых уроков дополнены номинациями и тематикой антикоррупционной направленности. В. Е. Шорохов подчеркивает значимость довузовской антикоррупционной подготовки на основании успешного опыта развитых стран, при этом отмечая отсутствие нормативно закрепленного понятия антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, что препятствует формированию антикоррупционного сознания у представителей публичной власти [25, с. 68]. По мнению В. Е. Шорохова, систематическая правовая подготовка государственных и муниципальных служащих позволит снизить коррупционные риски, учитывая их специфический статус и ограничения.

М. М. Поляков и Ю. И. Мигачев акцентируют внимание на необходимости антикоррупционной подготовки педагогических работников ввиду их роли в формировании мировоззрения молодежи и социального статуса. Они также выделяют антикоррупционную пропаганду как метод борьбы с коррупцией, направленный на распространение антикоррупционных идей среди населения [17, с. 65].

Антикоррупционное образование и пропаганда находят отражение в региональном законодательстве. Так, в Амурской области к образовательным методам отнесена экспертиза антикоррупционных мер, а к пропаганде — публикация информации о деятельности органов власти в сфере противодействия коррупции [5]. В Республике Татарстан антикоррупционное образование включает обучение по дополнительным программам и формирование нетерпимости к коррупции, а пропаганда определяется как деятельность СМИ за счет государственных средств. В Ивановской области и образование, и пропаганда направлены на формирование неприятия коррупционного поведения [6].

А. А. Тихонов считает важным бороться со взяточничеством идеологическими мерами, в частности, не допускать к изданию и показу произведения, демонстрирующие неуязвимость взяточников [21, с. 351]. Одно из предложений данного автора — создать реестр взяточников — реализовано: создан и функционирует реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции». Интересным представляется еще одно его предложение: создание базы данных коррупционных схем для облегчения работы правоохранительных органов.

Таким образом, устранение факторов социально-нравственного характера также значимо для предупреждения коррупционных преступлений, так как способствует повысить уровень правосознания граждан и сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционным преступлениям.

Для устранения группы факторов организационного характера, к которым А. И. Лайпанов и Л. А. Зимин относят «неэффективность контроля за действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления» [12, с. 53] и слабую координацию государственных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью, а также недостаточную подготовку лиц, работающих в сфере противодействия коррупции, принимаются следующие меры. Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы предложено внедрение программ дополнительного профессионального образования в области противодействия коррупции и открытие в высших учебных заведениях программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность». Указанное направление по программе магистратуры открылось, в частности, в Амурском государственном университете.

В части оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением считаем, что одной из действенных мер может стать подробное освещение в средствах массовой информации выявленных фактов коррупционных преступлений, в том числе среди высокопоставленных чиновников. В качестве примера можно привести аресты высокопоставленных военных чинов Министерства обороны Российской Федерации, которым инкриминируют получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), в 2024 году [24].

Активно обсуждалось в прессе дело бывшего мэра г. Владивостока И. Пушкарева, виновного в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе (ч. 6 ст. 290, ч. 3 ст. 285, п. «а» ч. 3 ст. 204 УК РФ) и получившего наказание в виде лишения свободы на 15 лет в колонии строгого режима и штрафа в размере 500 млн рублей с лишением права занимать должности в госорганах 10 лет [14]. Подобных примеров гласности можно привести множество.

Широкий общественный резонанс таких преступлений может остановить потенциальных коррупционных преступников, продемонстрировав такой важный принцип, как неотвратимость уголовной ответственности, и таким образом предотвратить новые преступления. По справедливому замечанию профессора Г. А. Аванесова, принцип неотвратимости ответственности получит полную реализацию при сочетании ответственности как субъектов, так и объектов профилактического воздействия, то есть лиц, осуществляющих профилактику, и лиц, в отношении кого она осуществляется [8, с. 491]. Это мнение разделяют и современные юристы [16, с. 44].

Кроме того, публичное освещение преступлений данной группы повышает уровень информированности граждан о способах совершения и последствиях коррупционных преступлений. Это способствует формированию у населения антикоррупционного мировоззрения и готовности сообщать о фактах коррупции компетентным органам. Как отмечает Е. О. Филиппова, публичное освещение коррупционных преступлений «должно благоприятно сказываться на правосознании лиц, имеющих помыслы на совершение таких преступлений» [22, с. 43].

Таким образом, широкое и подробное освещение в СМИ выявленных коррупционных преступлений является важной профилактической мерой, которая может эффективно сдерживать потенциальных коррупционеров и способствовать формированию в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.

Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация демонстрирует, что принимаемых мер для предупреждения коррупционных преступлений недостаточно, а антикоррупционная политика требует серьезной модернизации.

В результате анализа и исследования мер предупреждения коррупционных преступлений, учитывающих различные аспекты и факторы, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к проблеме коррупции. Эффективные меры, основанные на экономических, правовых, социально-нравственных и организационных принципах, способны снизить риск возникновения коррупционных преступлений и создать благоприятные условия для развития честного и прозрачного общества. Реализация таких мер требует согласованных действий всех сторон — государства, общества и бизнеса, и строгого соблюдения принципов ответственности, прозрачности и этичности. Дальнейшие исследования и практические мероприятия в этом направлении могут способствовать эффективной борьбе с коррупционными преступлениями и укреплению институтов правопорядка в обществе.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 12. — Ст. 1345.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2022 № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 40. — Ст. 7205.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 № 98-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. — 31.01.2019.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. — 2013. — № 154.
  5. Закон Амурской области от 08.04.2009 № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» (в редакции Закона Амурской области от 03.12.2020 № 640-ОЗ) // Амурская правда. — 2009. — № 65.
  6. Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 06.04.2023 № 24-ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. — 2006. — № 5. — Ст.1464.
  7. Закон Ивановской области от 18.06.2009 № 61-ОЗ «О противодействии коррупции в Ивановской области» (в редакции Закона Ивановской области от 03.05.2023 № 25-ОЗ) // Ивановская газета. — 2009. — № 108.
  8. Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика: учебник / Г. А. Аванесов // М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.
  9. Гончарук, Н. С. О необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы в области противодействия преступлениям коррупционной направленности, совершаемым государственными служащими в Российской Федерации / Н. С. Гончарук // Безопасность бизнеса. — 2022. — № 1. — С. 49–55.
  10. Журкина О. В. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции / О. В. Журкина, Е. О Филиппова. // Российский следователь. — 2023. — № 8. — С. 24–28.
  11. Коржев М. А. Понятие и система предупреждения преступности // Инновационная наука. — 2015. — № 7–2 (7). — С. 76–78.
  12. Лайпанов, А. И. Понятие и современное состояние преступлений коррупционной направленности / А. И. Лайпанов, Л. А. Зимин // Российский следователь. — 2023. — № 2. — С. 49–53.
  13. Малков, В. Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью / В. Д. Малков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 22. — С. 78–88.
  14. Методические рекомендации об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации), утвержденные приказом ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19 [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  15. На Госуслугах стало возможно оформить разрешительные документы. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. 08.02.2021. Электронный ресурс. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/40362/ — 27.05.2024.
  16. Орлов, В. Н. Криминолого-правовые основы предупреждения коррупционных преступлений / В. Н. Орлов // Российский следователь. — 2019. — № 7. — С. 47–52.
  17. Поляков, М. М. Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации / М. М. Поляков, Ю. И. Мигачев // Актуальные проблемы российского права.- 2020. — № 12. — С. 65.
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.02.2024 // Российская газета. — 2024. — № 46. — Ст. 1.
  19. Прыжок через две ступени. В Госдуме подвели итоги слушаний по совершенствованию налогового законодательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/05/27/6650b1d19a79473322b01022–27.05.2024.
  20. Смирнов, Г. Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005. — 52 с.
  21. Тихонов, А. А. Общесоциальные меры предупреждения взяточничества в сфере медицинских услуг / А. А. Тихонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 72. — С. 348–360.
  22. Филиппова, Е. О. Факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности, в условиях современной реальности / Е. О. Филиппова // Российский следователь. — 2023. — № 6. — С. 43–47.
  23. Хоменко, И. В. Понятия и соотношение функций профилактики и предупреждения преступлений следователем / И. В. Хоменко, Ю. В. Деришев // Сибирское юридическое обозрение. — 2024. — № 1. — С. 107–120.
  24. Четырех генералов Минобороны арестовали в России. В чем их обвиняют? // Лента.ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2024/05/23/minoborony/. — 27.05.2024.
  25. Шорохов, В. Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России / В. Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — № 1(37). — С. 68.
Основные термины (генерируются автоматически): преступление, коррупционная преступность, мера, Российская Федерация, УК РФ, предупредительное воздействие, предупреждение, противоправное поведение, антикоррупционная подготовка, антикоррупционное мировоззрение.


Ключевые слова

факторы, коррупционные преступления, предупреждение коррупционных преступлений, способствующие коррупционным преступлениям, уровень коррупционной преступности, формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимость к коррупции

Похожие статьи

Задать вопрос