В статье на основе анализа различных подходов к понятию «предупреждение преступлений» автором сформулировано определение «предупреждение коррупционных преступлений», раскрыты и проанализированы ключевые факторы, способствующие возникновению и распространению коррупционных преступлений, предложены меры устранения этих факторов.
Ключевые слова: коррупционные преступления, предупреждение коррупционных преступлений, факторы, способствующие коррупционным преступлениям, уровень коррупционной преступности, формирование антикоррупционного мировоззрения, нетерпимость к коррупции.
Коррупция — одно из наиболее серьезных явлений современного общества, которое приводит к разрушительным последствиям для экономики и политической стабильности. Для борьбы с коррупционными преступлениями необходимо применять комплекс мер, включая и предупреждение таких преступлений. Борьба с коррупционной преступностью не должна ограничиваться только лишь выявлением и наказанием лиц, совершивших преступления данного характера. Наряду с этим необходимо постоянно разрабатывать и применять систему мер предупреждения коррупционных преступлений. В данной статье рассмотрены меры предупреждения коррупционных преступлений, направленных на снижение возможности их совершения и установление жесткой нулевой терпимости к ним.
В отношении понятия «предупреждение преступлений» (в целом) существуют различные подходы. По мнению М. А. Коржева, это «деятельность, направленная на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением» [11, с. 77]. Г. Г. Смирнов определяет предупреждение преступлений как «совокупность экономических, социальных, политических, идеологических, правовых и иных мер, осуществляемых на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях, путем профилактики, предотвращения и пресечения преступлений в целях их недопущения» [20, с. 52]. В. Д. Малков утверждает, что «предупреждение преступности, отражая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства, выступает как родовое по отношению ко всем иным видам превенции понятие» [13, с. 80]. На основании приведенных определений И. В. Хоменко, Ю. В. Деришев выводят следующее: «предупреждение преступности — это комплексная деятельность, которая включает в себя различные меры, направленные на недопущение совершения преступлений» [23, с. 110]. Видится возможным применить это понятие и к предупреждению коррупционных преступлений. Таким образом, предупреждение коррупционных преступлений — это деятельность, направленная на недопущение их совершения. Она включает в себя выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению и оказание предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.
Широкомасштабная антикоррупционная политика, реализуемая в Российской Федерации в последние годы, не оставила без внимания меры предупреждения коррупционных преступлений.
Анализ специальной литературы, проведенный А. И. Лайпановым и Л. А. Зиминым, позволил указанным авторам выделить факторы экономического, правового, социально-нравственного и организационного характера, способствующие коррупционным преступлениям. Учитывать данные факторы необходимо для устранения причин условий, способствующих совершению коррупционных преступлений [12, с. 51]. Данные авторы также отмечают необходимость предупреждения на трех уровнях: общем, специальном и индивидуальном.
Для устранения первой группы факторов необходимо систематически применять следующие меры: проводить стабилизационную экономическую политику, направленную на сдерживание инфляции и повышение уровня жизни населения, повышать уровень оплаты труда государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, до уровня, соответствующего их квалификации и ответственности, развивать конкуренцию и совершенствовать антимонопольное законодательство, упрощать лицензионно-разрешительные процедуры, внедрять электронные сервисы и повышать прозрачность процесса выдачи лицензий и разрешений.
На экономические факторы в предупреждении коррупционных преступлений делает упор и Е. О. Филиппова [22, с. 45], которая предлагает в качестве соответствующих мер ликвидацию социального неравенства, минимизацию бедности, повышение оплаты труда сотрудников, вовлеченных в борьбу с коррупцией, усиление поддержки малого и среднего бизнеса.
Необходимо отметить, что российское государство не бездействует в данном направлении. Темпы роста российской экономики в 2023 году были выше мирового и позволяют прогнозировать в ближайшей перспективе четвертое место среди экономик мира [18]. Реже, чем хотелось бы, но все же увеличивается денежное содержание госслужащих [1]. Разрешительную документацию ряда ведомств можно оформить в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что сокращает сроки получения разрешений [15].
Для устранения группы факторов правового характера необходимо повышать качество принимаемых нормативных правовых актов, проводить их антикоррупционную экспертизу и устранять пробелы и коллизии в законодательстве, усиливать ответственность за коррупционные преступления и повышать эффективность правоохранительных органов в борьбе с ними. Предложения ученых в данной сфере внедряются слишком медленно либо вообще остаются без внимания. В частности, О. В. Журкина и Е. О. Филиппова обращают внимание на такие системные противоречия, как невозможность стоимостной оценки, рекомендованной Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 постановления от 09.07.2013 № 24 [4], предметов коррупционных преступлений, таких как наркотики, оружие, сексуальные услуги ввиду их запрещенности [10, с. 28]. Кроме того, данные авторы считают спорными нормы статьи 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» в части несоразмерности наказания за посредничество как таковое и обещание посредничества: за первое наказание жестче, чем за второе, что представляется нелогичным. Также указанные авторы обращают внимание на порождение искусственной латентности коррупционных преступлений при реализации п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», в котором рекомендовано вне зависимости от наличия или отсутствия вышеуказанных отягчающих признаков квалифицировать действия виновного только по ст. 291.2 УК РФ, обоснованием этой позиции являются правила квалификации общей и специальной нормы [4].
Специальная литература содержит и множество других примеров дефектов законодательства, помимо названных.
Отдельно А. И. Лайпановым и Л. А. Зиминым выделяется несовершенство налогового законодательства [12, с. 51], где следует устранять лазейки, позволяющие уклоняться от уплаты налогов, и усиливать контроль за соблюдением налогового законодательства.
В данном направлении на федеральном уровне также проводится работа. В частности, в реализацию предложения Президента Российской Федерации о модернизации фискальной системы [18] в настоящее время на федеральном уровне ведется работа по выстраиванию справедливой налоговой системы: многоступенчатой шкалы налогообложения физических лиц и оптимизация сбора налогов с крупных компаний [19]. Кроме того, в юридической литературе в качестве предупреждения коррупционных преступлений имеются предложения по совершенствованию уголовного законодательства в части его ужесточения. Так, Н. С. Гончарук указывает на «дисбаланс в мерах наказания» за взятку и растрату и предлагает сделать их сопоставимыми [9, с. 49].
Также указанный автор отмечает негативную роль условных осуждений при назначении наказаний за коррупционные преступления: преступник, оставаясь на свободе, может продолжить свою противоправную деятельность.
А. А. Тихонов, рассматривая правовые меры предупреждения такого коррупционного преступления, как взяточничество, предлагает проводить криминологическую экспертизу всех законов, в том числе региональных [21, с. 350].
Таким образом, реализация мер предупреждения коррупционных преступлений правового характера позволит снизить уровень коррупционной преступности.
Следующая группа факторов — социально-нравственного характера — включает в себя, по мнению А. И. Лайпанова и Л. А. Зимина, исторически сложившуюся традицию взяточничества, отсутствие правовых знаний о коррупции у граждан РФ, неосознание общественной опасности коррупционных преступлений, обоюдная вина взяткодателя и взяткополучателя, недостатки проводимой профилактики по антикоррупционному воспитанию граждан [12, с. 51]. Работа по устранению данной группы факторов тоже проводится на государственном уровне. В Национальном плане противодействия коррупции [2] сохранено такое направление антикоррупционной деятельности как повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение (по сравнению с предыдущим Национальным планом дополнено популяризацией в обществе антикоррупционных стандартов). Правительством РФ принята Программа антикоррупционного просвещения, включающая комплекс мероприятий в образовательных организациях, охватывающих традиционные (лекции, семинары) и инновационные формы (квест-игры) [3], Всероссийский конкурс сочинений, конкурсы педагогического мастерства и цикл открытых уроков дополнены номинациями и тематикой антикоррупционной направленности. В. Е. Шорохов подчеркивает значимость довузовской антикоррупционной подготовки на основании успешного опыта развитых стран, при этом отмечая отсутствие нормативно закрепленного понятия антикоррупционной подготовки государственных и муниципальных служащих, что препятствует формированию антикоррупционного сознания у представителей публичной власти [25, с. 68]. По мнению В. Е. Шорохова, систематическая правовая подготовка государственных и муниципальных служащих позволит снизить коррупционные риски, учитывая их специфический статус и ограничения.
М. М. Поляков и Ю. И. Мигачев акцентируют внимание на необходимости антикоррупционной подготовки педагогических работников ввиду их роли в формировании мировоззрения молодежи и социального статуса. Они также выделяют антикоррупционную пропаганду как метод борьбы с коррупцией, направленный на распространение антикоррупционных идей среди населения [17, с. 65].
Антикоррупционное образование и пропаганда находят отражение в региональном законодательстве. Так, в Амурской области к образовательным методам отнесена экспертиза антикоррупционных мер, а к пропаганде — публикация информации о деятельности органов власти в сфере противодействия коррупции [5]. В Республике Татарстан антикоррупционное образование включает обучение по дополнительным программам и формирование нетерпимости к коррупции, а пропаганда определяется как деятельность СМИ за счет государственных средств. В Ивановской области и образование, и пропаганда направлены на формирование неприятия коррупционного поведения [6].
А. А. Тихонов считает важным бороться со взяточничеством идеологическими мерами, в частности, не допускать к изданию и показу произведения, демонстрирующие неуязвимость взяточников [21, с. 351]. Одно из предложений данного автора — создать реестр взяточников — реализовано: создан и функционирует реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции». Интересным представляется еще одно его предложение: создание базы данных коррупционных схем для облегчения работы правоохранительных органов.
Таким образом, устранение факторов социально-нравственного характера также значимо для предупреждения коррупционных преступлений, так как способствует повысить уровень правосознания граждан и сформировать в обществе атмосферу нетерпимости к коррупционным преступлениям.
Для устранения группы факторов организационного характера, к которым А. И. Лайпанов и Л. А. Зимин относят «неэффективность контроля за действиями (бездействием) должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления» [12, с. 53] и слабую координацию государственных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью, а также недостаточную подготовку лиц, работающих в сфере противодействия коррупции, принимаются следующие меры. Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 годы предложено внедрение программ дополнительного профессионального образования в области противодействия коррупции и открытие в высших учебных заведениях программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность». Указанное направление по программе магистратуры открылось, в частности, в Амурском государственном университете.
В части оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением считаем, что одной из действенных мер может стать подробное освещение в средствах массовой информации выявленных фактов коррупционных преступлений, в том числе среди высокопоставленных чиновников. В качестве примера можно привести аресты высокопоставленных военных чинов Министерства обороны Российской Федерации, которым инкриминируют получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), в 2024 году [24].
Активно обсуждалось в прессе дело бывшего мэра г. Владивостока И. Пушкарева, виновного в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе (ч. 6 ст. 290, ч. 3 ст. 285, п. «а» ч. 3 ст. 204 УК РФ) и получившего наказание в виде лишения свободы на 15 лет в колонии строгого режима и штрафа в размере 500 млн рублей с лишением права занимать должности в госорганах 10 лет [14]. Подобных примеров гласности можно привести множество.
Широкий общественный резонанс таких преступлений может остановить потенциальных коррупционных преступников, продемонстрировав такой важный принцип, как неотвратимость уголовной ответственности, и таким образом предотвратить новые преступления. По справедливому замечанию профессора Г. А. Аванесова, принцип неотвратимости ответственности получит полную реализацию при сочетании ответственности как субъектов, так и объектов профилактического воздействия, то есть лиц, осуществляющих профилактику, и лиц, в отношении кого она осуществляется [8, с. 491]. Это мнение разделяют и современные юристы [16, с. 44].
Кроме того, публичное освещение преступлений данной группы повышает уровень информированности граждан о способах совершения и последствиях коррупционных преступлений. Это способствует формированию у населения антикоррупционного мировоззрения и готовности сообщать о фактах коррупции компетентным органам. Как отмечает Е. О. Филиппова, публичное освещение коррупционных преступлений «должно благоприятно сказываться на правосознании лиц, имеющих помыслы на совершение таких преступлений» [22, с. 43].
Таким образом, широкое и подробное освещение в СМИ выявленных коррупционных преступлений является важной профилактической мерой, которая может эффективно сдерживать потенциальных коррупционеров и способствовать формированию в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции.
Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация демонстрирует, что принимаемых мер для предупреждения коррупционных преступлений недостаточно, а антикоррупционная политика требует серьезной модернизации.
В результате анализа и исследования мер предупреждения коррупционных преступлений, учитывающих различные аспекты и факторы, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к проблеме коррупции. Эффективные меры, основанные на экономических, правовых, социально-нравственных и организационных принципах, способны снизить риск возникновения коррупционных преступлений и создать благоприятные условия для развития честного и прозрачного общества. Реализация таких мер требует согласованных действий всех сторон — государства, общества и бизнеса, и строгого соблюдения принципов ответственности, прозрачности и этичности. Дальнейшие исследования и практические мероприятия в этом направлении могут способствовать эффективной борьбе с коррупционными преступлениями и укреплению институтов правопорядка в обществе.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства РФ. — 2021. — № 12. — Ст. 1345.
- Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2022 № 657 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. — 2023. — № 40. — Ст. 7205.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.01.2019 № 98-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. — 31.01.2019.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета. — 2013. — № 154.
- Закон Амурской области от 08.04.2009 № 191-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Амурской области» (в редакции Закона Амурской области от 03.12.2020 № 640-ОЗ) // Амурская правда. — 2009. — № 65.
- Закон Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» (в редакции Закона Республики Татарстан от 06.04.2023 № 24-ЗРТ) // Ведомости Государственного Совета Татарстана. — 2006. — № 5. — Ст.1464.
- Закон Ивановской области от 18.06.2009 № 61-ОЗ «О противодействии коррупции в Ивановской области» (в редакции Закона Ивановской области от 03.05.2023 № 25-ОЗ) // Ивановская газета. — 2009. — № 108.
- Аванесов, Г. А. Криминология и социальная профилактика: учебник / Г. А. Аванесов // М.: Академия МВД СССР, 1980. — 526 с.
- Гончарук, Н. С. О необходимости дальнейшего совершенствования правовой системы в области противодействия преступлениям коррупционной направленности, совершаемым государственными служащими в Российской Федерации / Н. С. Гончарук // Безопасность бизнеса. — 2022. — № 1. — С. 49–55.
- Журкина О. В. Уголовно-правовые средства противодействия коррупции / О. В. Журкина, Е. О Филиппова. // Российский следователь. — 2023. — № 8. — С. 24–28.
- Коржев М. А. Понятие и система предупреждения преступности // Инновационная наука. — 2015. — № 7–2 (7). — С. 76–78.
- Лайпанов, А. И. Понятие и современное состояние преступлений коррупционной направленности / А. И. Лайпанов, Л. А. Зимин // Российский следователь. — 2023. — № 2. — С. 49–53.
- Малков, В. Д. Предупреждение и профилактика преступлений и иных правонарушений в системе борьбы с преступностью / В. Д. Малков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2014. — № 22. — С. 78–88.
- Методические рекомендации об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации), утвержденные приказом ФАС России от 08.08.2019 № 1073/19 [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- На Госуслугах стало возможно оформить разрешительные документы. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. 08.02.2021. Электронный ресурс. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/40362/ — 27.05.2024.
- Орлов, В. Н. Криминолого-правовые основы предупреждения коррупционных преступлений / В. Н. Орлов // Российский следователь. — 2019. — № 7. — С. 47–52.
- Поляков, М. М. Антикоррупционное просвещение и пропаганда в сфере высшего образования Российской Федерации / М. М. Поляков, Ю. И. Мигачев // Актуальные проблемы российского права.- 2020. — № 12. — С. 65.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.02.2024 // Российская газета. — 2024. — № 46. — Ст. 1.
- Прыжок через две ступени. В Госдуме подвели итоги слушаний по совершенствованию налогового законодательства. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2024/05/27/6650b1d19a79473322b01022–27.05.2024.
- Смирнов, Г. Г. Проблемы развития и реализации криминологического учения о предупреждении преступности: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2005. — 52 с.
- Тихонов, А. А. Общесоциальные меры предупреждения взяточничества в сфере медицинских услуг / А. А. Тихонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2011. — № 72. — С. 348–360.
- Филиппова, Е. О. Факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности, в условиях современной реальности / Е. О. Филиппова // Российский следователь. — 2023. — № 6. — С. 43–47.
- Хоменко, И. В. Понятия и соотношение функций профилактики и предупреждения преступлений следователем / И. В. Хоменко, Ю. В. Деришев // Сибирское юридическое обозрение. — 2024. — № 1. — С. 107–120.
- Четырех генералов Минобороны арестовали в России. В чем их обвиняют? // Лента.ру [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2024/05/23/minoborony/. — 27.05.2024.
- Шорохов, В. Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России / В. Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — № 1(37). — С. 68.