В нашей статье мы рассматриваем политику властей Дагестана по переселению жителей, традиционно проживавших в горных селениях в период 50–80-х гг. ХХ в. и ее влияние на трансформацию этнического и социального положения в трех равнинных районах Северного Дагестана.
Ключевые слова: Республика Дагестан, исторические предпосылки, этнокультурное многообразие, социополитическая напряженность, конфликтогенность.
In our article we examine the policy of the Dagestan authorities to resettle residents who traditionally lived in mountain villages in the period of the 50–80s. XX century and its influence on the transformation of the ethnic and social situation in the three lowland regions of Northern Dagestan.
Keywords: Republic of Dagestan, historical background, ethnocultural diversity, socio-political tension, conflict potential.
В Дагестане в период начала 90-х гг. XX в. происходили следующие процессы: официальные власти Республики Дагестан обратили серьёзное внимание на сохранение единства республики и проведения эффективной национальной политики, несмотря на ухудшение состояния экономической сферы. Сосредотачивая свои усилия на данной цели, власти республики намеревались добиться прогрессивного развития в гуманитарной и культурной сфере, для чего во многом намеревались операция на позитивный потенциал традиционной культуры народов Дагестана.
Острую проблему для начала девяностых годов XX века представляли накопленные противоречия в сфере этнических отношений в Дагестане. Последовательная политика органов Советской власти по переселению жителей горных районов на равнину привела к созданию ситуации кардинального изменения национального баланса сил и роста напряжения в равнинных районах Дагестана. Традиционно проживавшие в равнинных районах азербайджанцы, кумыки, ногайцы, русские и чеченцы — акинцы в силу переселенческой политики попали в состояние меньшинства, что привело к росту напряжённости и конфликтогенности в отношении к аварцам, даргинцам, лакцам и лезгинам.
В постсоветский период у жителей Дагестана наблюдался рост социально-психологического дискомфорта и определённого национального обособления, создания национальных политических объединений. В рассматриваемый период в Дагестане имелось 17 партий и 22 национальных общественно-политических движения.
Серьезную проблему для официальной власти Дагестана представляла проблема аварцев, проживавших в Кварельском районе Грузии с 1881 года. Стремясь обеспечить их права, официальные делегации РД выезжали в суверенную Грузию. Итогом их усилий стало подписание соглашения 30 апреля 1991 г. о переселении аварцев Грузии в Дагестан.
Острая проблема возникла в Азербайджане с проживавшими там аварцами и лезгинами. В рассматриваемый период Азербайджан вел ожесточённые бои с Арменией в Нагорном Карабахе. Аварцы и лезгины объявили о своем нейтралитете, но у властей Азербайджана данная позиция вызвала неоднозначную реакцию. Путём сложных дипломатических переговоров Махачкале удалось добиться взаимопонимания с Баку.
Наивысшую опасность для Дагестана представляла Ичкерия, нестабильность в которой несла существенную угрозу народам республики. Из Ичкерии в РД шло оружие, боеприпасы и криминальные элементы. В Ичкерию уходили лица, совершившие тяжёлые преступления в республике.
Еще одним из факторов нестабильности в Дагестане стало требование кумыкского и лезгинского народов республики создать им свои автономии в рамках РД. Против вышеуказанной инициативы были настроены другие народы республики. В период 1991–1992 гг. в республике произошёл ряд межэтнических столкновений: в селении Ленинаул Казбековского района шло длительное противостояние между аварцами и чеченцами, кумыки провели длительную забастовку в Хасавюртовской зоне с требованием ухода руководства силовых органов, кумыки вели противоборство с даргинцами в селении Костек и другие инциденты.
Серьезную проблему представлял массовый отток русских из РД, вызванный закрытием многих предприятий республики и активностью криминала. Ситуация требовала срочного реагирования.
24 октября 1992 г. состоялся первый съезд Конгресса народов Дагестана, в котором приняли участие делегаты от 42 общественно-политических организаций и национальных движений республики. В ходе работы съезда делегаты потребовали гарантировать всем народам Дагестана права на самоопределение, и преобразовать РД в федеративную. [3, с. 6] Центробежные и деструктивные процессы в Дагестане достигли наибольшего размаха.
Официальные власти Дагестана смогли провести съезд народов Дагестана, который прошел 13–14 декабря 1992 г. в Махачкале. Съезд выработал три принципа существования республики: РД едина и неделима; республика находится в составе РФ; проблемы любого народа Дагестана должны решатся с учетом интересов всех народов республики. Провозглашенные принципы получили поддержку у подавляющего большинства граждан Дагестана. [4, с. 69–70]
В рассматриваемый период власти стремились выстроить свою политику и деятельность структур государственного управления таким образом, чтобы иметь возможности по разрешению потенциальных конфликтов.
Республика Дагестан выработала и приняла 28 июня 1993 г. «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», которая предполагала системный подход властей республики по осуществлению позитивной, созидательной национальной политики в регионе.
Согласно программе власти Дагестана планировали осуществлять национальной политики по следующим направлениям.
Было решено сконцентрировать внимание на проблеме чеченцев-акинцев. После длительных консультаций с различными общественно-политическими силами 23 июня 1991 г. III съезд народных депутатов Дагестана принял решение о трансфере лакцев в новый район проживания для реализации территориальной реабилитации репрессированных чеченцев-аккинцев.
Другим направлением активности властей Дагестана стало разрешение проблем народов, разделенных в силу различных исторических обстоятельств.
На сессии Верховного Совета Дагестана 31 июля 1992 г. было признанно наличие проблемы разделенности аварского, лезгинского и цахурского народов республики. После сессии Верховного Совета вся система органов государственной власти была сориентирована на поиск оптимального решения указанных проблем. Существенную поддержку в данном вопросе оказало постановление № 1000 Правительства Российской Федерации 12 октября 1995 г. «О неотложных мерах по стабилизации социально-политической ситуации и экономического положения в южных приграничных районах Российской Федерации в пределах Республики Дагестан» в котором содержался комплекс мер по улучшению ситуации разделенных народов.
Властями Дагестана было уделено внимание по преодолению негативной ситуации русского населения Дагестана. По мнению авторитетного профессора Р. М. Магомедова русские сыграли особую роль по сближению, интеграции и стабилизации социума Дагестана. [7, с. 9]
По проблеме кумыкского народа власти республики предприняли следующие шаги. Парламент Республики Дагестан принял решение выделить дополнительные земельные площади для нескольких кумыкских населенных пунктов их у горных хозяйств республики. Властями кумыкам были выделены для целей индивидуального строительства большие площади земли, которые проживают в пригородных поселках Альбурикент, Кяхулай и Тарки у г. Махачкала.
Стремясь пресечь или минимизировать поток переселенцев в равнинные районы из горных селений Дагестана властями были перенаправлены инвестиции в районы столкновения интересов равнинных и горных народов. В дополнение с целью снизить остроту противоречий властями были приняты республиканские программы «Горы», «Возрождение», «Юг», был создан Кумторкалинский район куда вошли кумыкские населенные пункты Кизилюртовского и Буйнакского районов. Позднее вступил в силу Указ Верховного Совета РД от 22 марта 1993 г. «Об образовании Новокостекского сельсовета в Хасавюртовском районе», разработанный с целью снизить остроту конфликта из-за условий землепользования между даргинцами и кумыками.
Республиканские власти предпринимали попытки по решению проблем малочисленных народов Дагестана, для чего приняли решения на повышение их престижа и статуса, на сохранение и развитие культурно-этнической сферы. Соблюдается принцип равноправного представительства всех народов Дагестана в структурах органов государственной власти. Агулы, рутулы, цахуры приобрели свои системы письменности. В Республике Дагестан все четырнадцать письменных народов имеют своих представителей в высших органах республики — Государственном Совете и пропорционально в Народном Собрании.
В отношении проблемы ногайской проблемы власти реализовали следующие меры: создали два избирательных района для проведения выборов в Народное Собрание Республики Дагестан; была основана «Национально-культурная автономия Ногайского народа», чей ведущий орган был дислоцирован в Ногайском районе Дагестана.
В ходе реформ в РД сформировалась такая модель политической системы, которая испытала на себе влияние во многом внутренних факторов республики, выстраивая соответствие структуры соответствующей требованиям дагестанского общества. В Дагестане появился Государственный Совет, где работали 14 человек приставлявших 14 титульных народов республики, парламент в лице Народного Собрания РД насчитывавшего 121 депутата. В Народном Собрании был представлен пропорционально каждый народ республики. [5, с. 53]
В республике, кроме сохранения противостояния между сторонниками традиционного ислама и ваххабитами наблюдались и внутрирелигиозные конфликты. К ним считаем возможным отнести столкновения сторонников Духовного управления Дагестана и их противниками в Ахтынском районе, в Дербенте происходили стычки между суннитами и шиитами вызванные спорами по нюансам веры и торговлей религиозной литературой, в поселке Шамхал имелись столкновения между различными религиозными группами по толкованию тех или иных догматов ислама.
РФ в ответ на усиление присутствия США на Каспии стремясь сохранить в регионе военно-стратегического баланс проводит политику усиления границы по периметру Дагестана, что усугубляет положение разделенных народов. Поскольку происходит ужесточение пограничного режима, что усложняет жизнь лезгин и аварцев.
Литература:
- Цаголов К. М. Докладная записка Правительству РФ. Текущий архив Миннацинформвнешсвязи РД, 2001.
- Абдулаев М. А., Кафаров Т. Э. Межнациональные отношения: некоторые аспекты их стабилизации. Махачкала. 1994.
- Конгресс народов Дагестана. Махачкала, 2000.
- Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений. Махачкала, 1995.
- Т. К. Муслимов, О. К. Цапиева Этнополитическая и этносоциальная ситуация в республике Дагестан в 90-е годы ХХ века. / Вестник института ИАЭ. 2013, № 3, С. 47–58
- Основы национальных и федеративных отношений / Учебное пособие под редакцией Абдулатипова Р. Г. М., 2001.
- Современное состояние и перспективы развития исторической науки Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 1997.
- Кисриев Э. Ф. Сопротивление системы политических институтов Дагестана процессу создания единого правового пространства в России // Сб. «Федерализм в России». Казань, 2001. С. 123–143.
- В интересах народов Дагестана. Махачкала. 2003.