Толкование в мусульманском праве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 02.06.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Алмас, Шарифуллах. Толкование в мусульманском праве / Шарифуллах Алмас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 336-337. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115125/ (дата обращения: 30.06.2024).



В настоящей статье рассматривается интерпретационная деятельность мусульманских юристов, оценивается роль фикх-юриспруденции в формировании принципов исламского права. А работе выполнен анализ значения телеологического метода толкования в системе интерпретационных практик мусульманского права.

Ключевые слова: толкование, шариат, исламское право, интерпретационная практика, мусульманское право.

This article examines the interpretative activity of Muslim lawyers, evaluates the role of Fiqh jurisprudence in the formation of the principles of Islamic law. The paper analyzes the significance of the teleological method of interpretation in the system of interpretative practices of Muslim law.

Keywords: interpretation, Sharia, Islamic law, interpretative practice, Muslim law.

Актуальность данной работы заключается в том, что она нацелена на анализ исследований по теме шариата и его практикам, что позволяет сделать некий срез, выявить тенденции, проявляющиеся в работах исследователей, а также разобраться во всем многообразии тематической литературы. Изучение норм шариата российскими исследователями очень важно для России, где проживает значительное количество людей, исповедующих ислам. Знание и изучение основ ислама и шариата способствует лучшему пониманию процессов, которые происходят в мусульманских регионах России, так и за ее пределами.

В отечественной литературе не хватает объективного знания об исламе, особенно ощущается нехватка знаний в области исламского права. Наличие адекватной информацией о нем, осмысление его места в современных правовых системах позволило бы выйти российским ученым на новый уровень.

Подготовленные и изданные в Российской империи первые труды российских исследователей по мусульманскому праву являлись не только научными исследованиями, но и были нацелены на потребности светских учебных учреждений в преподавании исламского права, а также прямо служили интересам юридической практики [4].

Первоначально все исследования шариатского права заключались в изучении сочинений западных ученых, так к концу 19 века в России появилось немало таких исследований. Политика веротерпимости и признание ислама «терпимой» религией во второй половине 18 века означали признание шариата одним из источников российского права, так как исповедание ислама предполагает руководство правилами шариата [3]. Однако, вследствие различных подходов мазхабов в толковании шариата и отсутствия единого кодифицированного акта, отражавшего нормы мусульманского права, при применении шариата в российской правовой системе возникла потребность в официальной кодификации шариата, в тщательном изучении его норм.

Из-за различия толкований аятов Корана происходят противоречия в их переводе, следовательно, и разногласия в области шариата на различные нормы. Данное явление, возможно, послужило причиной дискуссий по поводу норм шариата и практик его применения многих ученых, как зарубежных, так и отечественных.

Проблемы возникновения, оформления и взаимоотношений предписаний Корана, сунны и законов шариата остаются одними из наиболее сложных дискуссионных вопросов современного религиоведения и права [1, c. 74].

Исламское право начало формироваться на религиозных книгах и продолжило совершенствоваться и подстраиваться под современные реалии за счёт различных методов толкования и иных способов разъяснения норм, закреплённых в Коране. Устоявшиеся правила поведения способствовали духовному объединению и сплочению народа, сохранению традиций. В англосаксонской правовой семье главным источником является судебный прецендент и важна роль неписанного права (обычая). Это является правовым сходством рассматриваемых систем, однако есть и отличия, которые играют важную роль в единстве общества.

Шариат в данной статье рассматривается как комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульман. В то же время, нужно отметить, что поскольку основные проблемы шариата разрабатываются фикхом, который служит основой для оценки поступков людей, оба термина понимаются как идентичные друг другу понятия [5].

Правовая система ислама (шариат) выступает источником конфликта его интерпретаций с позиции власть предержащих, с одной стороны, и профессиональными исламоведами, с другой. Источник конфликтных интерпретаций самой сущности шариата напрямую связан с его историей, которая началась задолго до появления мусульманского государства (халифата) и предполагала право иджтихада (право на толкование Корана и Сунны), творимое исключительно профессиональным сообществом исламоведов — богословов (муджтахидов — факихов-теоретиков права и муфтиев-юрисконсультов).

Проявление всех признаков исламской государственности ознаменовало собой конфликт между догосударственным шариатом (в лице богословов), с одной стороны, и государством (в лице мусульманских правителей), с другой, поскольку обязательно-принудительный характер государственного права (и как следствие — лоббирование интерпретации (которая выгодна власти) входил в противоречие с идеями социальной справедливости, находившими свое воплощение в догосударственном шариате.

Результатом такого противостояния стала глубинная трансформация шариата, а следствием — фактические распады ряда мусульманских государств (Афганистан, Ливия, Йемен, Сомали, Судан).

Под толкованием в доктрине понимается деятельность по установлению содержания правовых норм для их реализации. Иджтихад (принцип толкования источников исламского права) закладывает начало в формирование разных богословско-правовых школ в период территориального развития исламского государства, социальных, экономических, политических преобразований [2].

Как и все источники права, Коран подвергался и подвергается по сей день прежде всего грамматическому толкованию. Толкование Корана при помощи этого способа считается сложным и требует особых знаний со стороны правоприменителей.

Необходимость толкования-уяснения:

— для разбора и анализа нормативного акта;

— для возможного выведения прав, обязанностей, запретов.

Толкование-уяснение в шариате либо предшествует толкованию-разъяснению, либо отсутствует. Цель толкования-разъяснения — изложение смысла определенного акта для его использования, разъяснение акта для его реализации субъектами права и применения соответствующими должностными лицами. Не зависит от уяснения (которое может отсутствовать)

В мусульманской правовой модели толкование-разъяснение необходимо, чтобы изложить смысл нормативного акта для его применения и реализации субъектами права и соответствующими должностными лицами.

Не менее значимым фактором, повлиявшим на закрепление богословско-правовых школ исламского права, выступает кодификация Сунны. Ключевыми отличительными чертами исламского права являются: фундаментальность, актуальность, традиционализм и рационализм, которые в равной степени проникают в религиозно-моральную концепцию исламского права.

Литература:

  1. Антонов, Б. А. Правовая система ислама: конфликтный «союз» интерпретаций понятия «шариат» / Б. А. Антонов // Теория государства и права. — 2022. — № 4(29). — С. 73–86. — DOI 10.47905/MATGIP.2022.29.4.005. — EDN NZKUQI.
  2. Гавриленко, Н. С. Богословско-правовые школы исламского права / Н. С. Гавриленко // International Law Journal. — 2023. — Т. 6, № 5. — С. 30–35. — EDN ACATEB.
  3. Никишина, В. Ю. Современные изменения в мусульманском праве / В. Ю. Никишина // Глобальные и локальные тренды в управлении, экономике, юриспруденции: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. В 4-х томах, Липецк, 27 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н. В. Лебедева. Том 3. — Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2022. — С. 124–127. — EDN LBXYCA.
  4. Савощикова, Е. В. Исламское право в аспекте прочности традиции и формировании современного государства / Е. В. Савощикова, Д. А. Анисимова // Уральский научный вестник. — 2023. — Т. 10, № 7. — С. 198–205. — EDN YEGOTI.
  5. Харитонов, Л. А. Толкование правовых норм мусульманского права / Л. А. Харитонов // Закон. Право. Государство. — 2020. — № 1(25). — С. 34–39. — EDN RQXWHC.
Основные термины (генерируются автоматически): шариат, норма, нормативный акт, реализация субъектами, Россия, толкование Корана.


Ключевые слова

толкование, шариат, исламское право, интерпретационная практика, мусульманское право

Похожие статьи

Задать вопрос