Под скоростными способностями курсанта подразумеваются возможности человека, позволяющие ему совершать двигательные действия в минимальные временные рамки. Все двигательные реакции человека можно разделить на две категории: простые и сложные.
Простая двигательная реакция представляет собой время реагирования сотрудником на заранее известный сигнал (например, старт в беге, на выстрел). Простая реакция обычно не превышает 0,3 секунды у взрослых. Она играет важную роль в деятельности, где скорость начала движения (например, спринт, стрельба из огнестрельного оружия) имеет для сотрудника решающее значение [1].
Сложная двигательная реакция делится на два вида:
— реакция на движущийся объект (например, на полет мяча, нападение осужденного);
— реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из нескольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия (например, выбор приема при задержании осужденного).
Сложные двигательные реакции распространены в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, приемы борьбы, единоборства и т. д.) [2]. Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании курсантов — это реакции «выбора», (когда из нескольких возможных вариантов требуется мгновенно выбрать один, соответствующий сложившейся ситуации).
В ряде спортивных дисциплин такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т. п.).
Развитие скоростных способностей и их проявление зависит от следующих факторов:
1) скорости перехода от стадии торможения в стадию возбуждения и обратно, то есть лабильности нервной системы субъекта.
2) растяжимости мышечных волокон, эластичности.
3) эффективности внутримышечной и межмышечной координации.
4) генетические данные человека. Быстрота простой реакции на 60–88 % зависит от наследственности, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40–60 %)
5) уровня силы воли, координации, гибкости.
6) энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).
7) пола и возраста.
Для развития скоростных способностей курсантов, необходимы к применению упражнения при выполнении которых будет прикладываться максимальная или околомаксимальная скорость, то есть скоростные упражнения [3]. Их можно разделить на три основные группы.
1) Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все, основные компоненты скоростных способностей курсантов (например, соревновательные эстафеты, единоборства, боевые приемы борьбы и т. д.).
2) Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
3) Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
Упражнения для улучшения скоростных способностей курсантов:
1) Изменение скорости в процессе беговых упражнений. Это поможет улучшить курсантам выносливость и скорость. При начале бегового упражнения необходимо взять невысокий темп бега, и в процессе постепенно увеличивать. Достигнув максимально предела, постепенно сбрасывать скорость. Повторить упражнение несколько раз.
2) Проходка по шине. Это упражнение оказывает влияние на координацию и устойчивость. Необходимость шины минимальна, есть возможность заменить ее любым похожим предметом. Главное при выполнении упражнения поднимать ногу, как можно выше. Скорость регулировать от малой к максимальной.
3) Прыжки приставным шагом. Благодаря этому упражнению можно улучшить физическое превосходство ног и координацию, необходимые при беге. Главными показателями при качественном выполнении являются скорость и длина прыжка.
4) Бег боком. Просто выполняйте беговое движение правым и левым боком. Данное упражнение позволит увеличить выносливость на 30–45 %.
5) Прыжки вверх. Это упражнение развивает мышцы ног и брюшного пресса. Просто прыгайте вверх и вниз, пытаясь сделать как можно больше прыжков за короткое время.
6) Бег под препятствием. Для бега необходима не только скорость, но и реакция. Препятствие можно выбрать в спортивном зале, в виде волейбольной сетки, или на спортивной площадке, в виде турников средней высоты. Выполнять упражнение с разным темпом скорости, уклоняясь от препятствия
Скорость играет немаловажную роль в служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и в образовательном процессе курсантов. Учебные дисциплины и требования, предъявляемые к физической подготовке курсантов, ставят своей целью постоянное совершенствование их физической культуры. Успешная сдача нормативов и зачетов, требует в первую очередь совершенствования скоростных способностей.
Литература:
- Лях, В. И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития [Текст] В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 1997. — № 3. — С. 2–8.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев: учебн. для ин-тов физ. культ. — М.: Фис, 1991.
- Холодов, Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; под общ. ред. Ж. К. Холодова. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.