Дыхательная гимнастика для повышения физических возможностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 27.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Полигаева, А. Л. Дыхательная гимнастика для повышения физических возможностей студентов / А. Л. Полигаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 143-144. — URL: https://moluch.ru/archive/521/114836/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье описана польза дыхательной гимнастики. Названы основные полезные эффекты, достигаемые в результате выполнения дыхательных упражнений. Описан процесс дыхания.

Ключевые слова: дыхание, дыхательная гимнастика.

Дыхание — один из наиболее важных процессов, осуществляемых организмом. Этот процесс оказывает влияние на физиологические функции организма. Для того, чтобы жизнедеятельность клеток организма была полноценной, необходим развитый дыхательный аппарат.

Существует следующая взаимосвязь: чем больше способность организма к усвоению кислорода, тем выше его физическая работоспособность. Недостаточное развитие аппарата внешнего дыхания является причиной снижения уровня поступающего кислорода, что может способствовать развитию нарушений в организме, связанных не только с органами дыхания, но и с сердечно-сосудистой и центральной нервной системой.

Зачастую люди, не ведущие активный образ жизни, сталкиваются с тем, что их дыхание становится поверхностным и частым [1, 2]. В свою очередь, это приводит к нарушению газообмена и снижению усвоения кислорода, а также спазмам кровеносных сосудов и нарушению обменных процессов в организме [2].

Для укрепления дыхательной системы ЛОР-врачи рекомендуют дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика представляет собой систему упражнений, предназначенных для укрепления здоровья и предупреждения заболевания респираторной, сердечно-сосудистой и нервной систем [1].

Одной из целей дыхательной гимнастики является восстановление техники дыхания. Человеку важно научиться дышать, используя не только мышцы грудной клетки и плечи, но и мускулы живота и диафрагму [2]. Это позволит легким работать более производительно [1].

Насколько важно повысить использование кислорода, настолько важно выработать устойчивость организма к кислородному голоданию тканей — гипоксии. Самый простой способ достижения этого — выполнение упражнений с задержкой дыхания.

Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта по причине того, что любое движение человека сопровождается вдохом и выдохом.

В настоящее время придумано множество вариантов применения дыхательной гимнастики, в том числе: лечение и профилактика заболеваний, борьба с избыточным весом, реабилитация после заболеваний или хирургических вмешательств [3].

На сегодняшний день уже разработано множество методик дыхательных упражнений, которые также целесообразно применять во время занятий физической культурой со студентами средних и высших образовательных учреждений. Делать это можно отдельно или же в комплексе с некоторыми другими физическими нагрузками.

Самыми известными на данный момент методиками дыхания являются: оксисайз, «BodyFlex» по системе Г. Чайлдерс, дыхательная гимнастика К. П. Бутейко, методика А. Н. Стрельниковой.

Занятия дыхательной гимнастикой начинаются с простых комплексов, далее нагрузка постепенно увеличивается, комплексы становятся более сложными. Выделяют два типа упражнений: статические и динамические. К статическим относятся упражнения, выполняемые на месте. Такие упражнения включают только дыхание. Динамические упражнения — задания, выполняемые с использованием поворотов и наклонов корпуса.

В процессе выполнения упражнений нужно следить за пульсом, чтобы в случае резких скачков снизить нагрузку. Во время выполнения упражнений частота сердечных сокращений не должна превышать 5–10 ударов в минуту.

Важно помнить, что состояние организма не улучшится сразу. Достижение положительного эффекта становится реальным в результате систематических занятий. Тренировки по укреплению дыхательной системы лучше начинать с занятий с не очень большой продолжительностью, но с увеличенным количеством подходов. Таким образом удастся достичь большего эффекта от занятий [4].

В целях избежания перегрузок во время выполнения упражнений, следует измерять пульс перед тренировкой и в процессе. Если будет наблюдаться резкое возрастание пульса, превышающее пределы, нагрузку необходимо будет снизить.

Процесс дыхания состоит из трех частей: брюшное, среднее и верхнее дыхание [6].

  1. Брюшное дыхание, при котором происходит движение нижней части грудной клетки вследствие расширения брюшной полости. Это движение массирует органы брюшной полости, тем самым улучшая функции пищеварения, обмена веществ и тонизирует мышцы [6].
  2. Среднее дыхание, осуществляемое за счет движения ребер. Из-за сокращения мышц, грудная клетка расширяется наружу и вверх, легкие расширяются, втягивая воздух, и происходит вдох. Когда межреберные мышцы расслабляются, ребра движутся в обратную сторону. При этом легкие сжимаются, и происходит выдох [6].
  3. Верхнее дыхание. На выполнение этого типа приходится затрачивать больше усилий, чем при первых двух видах, а воздуха в легкие поступает намного меньше, так как диафрагма остается неподвижной [6].

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие полезные эффекты такой гимнастики, как:

— укрепление дыхательной мускулатуры;

— увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;

— повышение эластичности и объема легких;

— улучшение газообмена;

— лучшее усвоение кислорода тканями;

— ускорение обменных процессов.

В совокупности получаем общеукрепляющее и тонизирующее действие [5], увеличение физической и умственной работоспособности [1].

Одним из преимуществ дыхательной гимнастики становится также то, что заниматься можно в любом удобном месте, ведь для этого не требуется ни специфического оборудования, ни отдельного пространства. Заниматься дыхательной гимнастикой можно даже сидя на стуле в перерывах между работой.

Литература:

  1. Серазетдинова Л. И., Утегенова Н. Р., Шайдуллина Г. Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: Учебно-методическое пособие/ Серазетдинова Л. И., Утегенова Н. Р., Шайдуллина Г. Г. — Казань: Казанский университет, 2016–40 с.
  2. Комплекс дыхательной гимнастики с элементами полного дыхания (авторская методика Н. К. Новиковой) // Минздрав РФ Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» / Москва — 2020.
  3. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой /М. Н. Щетинин. — Москва: Метафора, 2008. — 368 с.
  4. Дыхательная гимнастика у студентов при проведении занятий лечебной физической культуры / И. А. Ерошенко, М. В. Манжела, Е. В. Николаев, А. А. Долгов. — Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № № 11 (177).
  5. Тахавиева Ф. В. Дыхательная гимнастика в практике врача-пульмонолога // Астма и аллергия / № 2. — 2017. — С.12–15.
  6. Бойко, Е. А. Энциклопедия дыхательной гимнастики / Е. А. Бойко. — М.: Вече, 2007. — 176с.
  7. Стрельникова А. Н. Только вдыхайте //Изобретатель и рационализатор.1981.-N 8.- С. 25–26.
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная гимнастика, грудная клетка, брюшная полость, верхнее дыхание, время выполнения упражнений, дыхание, дыхательная система, процесс, процесс дыхания, физическая культура.


Похожие статьи

Задать вопрос