Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицинские и педагогические инновации

Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 1521 раз

Библиографическое описание:

Посиделова, Ю. Г. Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы / Ю. Г. Посиделова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 6 (26). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/146/4686/ (дата обращения: 16.11.2024).



Здоровье на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем, поскольку расширился спектр сердечно-сосудистых, нервно-психических заболеваний, нередко даже онкологических заболеваний, с которыми сталкивается уже и молодежь. Результаты исследований и социологических опросов тому прямое подтверждение: число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, составляет в среднем 40–45 %, а освобожденных от занятий физической культурой — 15–18 %. С внедрением в нашу жизнь гаджетов и прочих цифровых технологий — все упрощается, а значит и снижается двигательная активность и, как следствие этого, увеличивается нервно-психическое напряжение в учебной и иной повседневной деятельности. Физическая культура, а именно особые методики ее проведения опытными педагогами, является эффективным средством нормирования двигательной активности. [1]

Поиск новых форм и методов работы, направленных на сохранение и поддержание здоровья студентов в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура» в вузах, характеризуется стремлением к разработке и внедрению новых способов оздоровительного воздействия на организм студентов. Среди различных методик большинство специалистов, занимающихся изучением проблемы оздоровления лиц с заболеваниями ССС, наибольшее предпочтение отдают дыхательным упражнениям.

Основой методики проведения таких занятий является применение физических упражнений с постоянно возрастающей нагрузкой на ССС (учитывается уровень подготовки студента индивидуально, на основании медицинских показаний и степенью адаптации к физическим нагрузкам). Занятия проходят под девизом «от простого к сложному», при этом чередуются статичные и динамичные дыхательные упражнения, а самое главное не стоит забывать о систематичности проведения этих упражнений. Если вы, например, на начальном этапе разработки своих дыхательной и СС систем, то не стоит пропускать занятия, поскольку тогда придется все начинать сначала.

Опытные преподаватели и медики знают, что вначале нагрузка дается на мелкие и средние группы мышц, для улучшения периферического кровообращения, а уже потом на более крупные для тренировки сердечной мышцы. Наиболее эффективными в этом плане считаются упражнения на выносливость — бег, плавание, ходьба — они также выполняются с постепенным увеличением нагрузок, без лишнего напряжения. Сам студент должен контролировать свое самочувствие, реакцию ССС на физическую нагрузку. Интенсивные упражнения требуют паузы для перевода дыхания.

Медицинская литература напоминает, что гипертоникам, или людям с повышенным давлением, противопоказаны упражнения, связанные с резким изменением положения тела — наклоны, кувырки, а также упражнения с задержкой дыхания. [2]

Рассмотрим также классификацию различных методик ДУ по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой и Г. Чайлдерс. Дыхательная гимнастика сложна, многомерна и неоднозначна на практике применения, как показывает анализ различной литературы. Парадигма знаний в данной области развивается в трех основных направлениях: 1) на теоретическом уровне, связанным изучением механизмов дыхательной гимнастики в восстановительном лечении; 2) на практическом уровне, нацеленным на разработку инновационных оздоровительных технологий в поддерживающей и профилактической терапии; 3) на клиническом уровне, обеспечивающем исследование и оценку эффективности их действия. Здесь используется комплекс современных исследовательских методов — физиологических, клинических и педагогических, включая теоретический анализ и обобщение, математическую обработку полученных результатов. Вместе с тем, установлено, что эти технологии являются наиболее приемлемыми средствами оздоровления и позволяет разработать индивидуальную методику с учётом характера заболевания. [3]

Константин Павлович Бутейко — физиолог, кандидат медицинских наук, практикующий доктор и исследователь. Сразу после окончания института и начала медицинской практики в начале 50-х годов К. П. Бутейко впервые испробовал эффект поверхностного дыхания на себе во время приступа злокачественной гипертонии. Болезнь настигла его ещё в молодости, и, по счастливому совпадению, это была именно та патология, изучением которой он занимался. Врачи давали ему плохой прогноз, но вопреки этому доктор Бутейко прожил 80 лет во многом благодаря разработанной им методике. Свой метод Бутейко назвал волевой ликвидацией глубокого дыхания (ВЛГД).

Курс школьной биологии и химии сформировали в нас убеждение о том, что жизнь без кислорода невозможна, а вот продукт его переработки в виде углекислого газа — это отходы, которые выбрасываются из организма с выдыхаемым воздухом. В своей методике К. П. Бутейко доказывал обратное, считая углекислый газ оживительным эликсиром для организма. Кроме того, учёный утверждал, что большинство недугов — это следствие слишком глубокого дыхания, переполняющего организм кислородом. А его излишки в лёгких приводят к потере слишком большого количества углекислого газа. Углекислота играет не мало важную роль в таких биохимических процессах, как:

− выработку гормонов и их физиологическую эффективность;

− функционирование нервной системы;

− интенсивность работы пищеварительных желёз;

− насыщение тканей кислородом;

− поддержание стабильного кислотно-щелочного баланса.

И, наконец, углекислый газ контролирует дыхание человека, посылая мозгу сигнал о необходимости сделать следующий вдох. Углекислый газ — мощный вазодилататор, то есть он расслабляет стенки сосудов, позволяя увеличить кровоток. Если уровень углекислоты снижается, происходит сужение сосудов и ткани и органы недополучают кислород.

Методика К. П. Бутейко обучает управлению собственным дыханием. По мнению учёного, дыша поверхностно и нечасто, человек поддерживает оптимальный баланс кислорода и углекислого газа, избавляясь при этом от тяжёлых проявлений болезни или вообще излечиваясь от неё.

Александра Николаевна Стрельникова — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой».

Данная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку (поэтому её ещё называют парадоксальной) и включающими в активную работу все части тела:

− голову;

− руки и ноги;

− плечевой пояс;

− живот;

− позвоночник.

На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма. Так как, физическая активность требует поступления большого количества кислорода, то именно при выполнении этой гимнастики он значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.

Происходит активное насыщение головного мозга кислородом, вследствие чего улучшается работа всех центров, и происходит саморегуляция обменных процессов. Восстанавливается обоняние, и улучшается не только носовое дыхание, но и активно тренируется самая мощная дыхательная мышца — диафрагма, которая активно массирует не только печень, но и практически все органы брюшной полости.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой благотворно влияет на всё тело в целом, способствует развитию мышц грудной клетки и исправлению деформации позвоночника.

М. Н. Щетинин был одним из учеников А. Н. Стрельниковой и считал, что если выполнять эту дыхательную гимнастику в целях профилактики, то можно не только снимать усталость и повышать работоспособность, но и бороться со стрессом, укрепляя нервную систему и оказывая оздоравливающее влияние на психику. Как метод лечения она также позволяет избавляться не только от таких заболеваний, как астма, гипертония, синдром ВСД, заикание и др., но и тренировать всё наше тело, делая его более здоровым, более сильным и выносливым.

Грил Чайлдрес — писательница, фитнес-тренер. Грил разработала метод дыхательных и физических упражнений, который получил название бодифлекс. На сегодняшний день он используется во многих странах мира.

Уже будучи замужней дамой и родив трех детей, Грил столкнулась с распространенной проблемой лишнего веса. Женщина пробовала различные виды физических тренировок, снижала калорийность питания, но ничего не помогало убрать килограммы и объемы. Тогда Чайлдрес отважилась пойти на довольно дорогостоящие курсы по снижению веса, откуда и черпала новые знания, которые в дальнейшем ей пригодились в создании собственной методики. Кроме того, она хотела, чтобы эти тренировки стали доступны каждому, в то время как ей самой пришлось заплатить за курс $ 1,5 тыс.

Главным условием метода было овладение правильной техникой дыхания — без нее нельзя было приступить к гимнастике. Техника сводилась к обильному насыщению организма кислородом во время выполнения физических действий. Гипервентиляция легких обеспечивала лучшее движение крови по сосудам, сжигание жира. Самое главное, прежде чем запустить программу в массы, Грил проконсультировалась с опытными в данной области медиками. Они подтвердили, что такое дыхание способствует похудению и при этом абсолютно безвредно. Также Чайлдрес позаботилась о том, чтобы по ее методике могли заниматься люди, далекие от профессионального спорта, никогда не занимавшиеся йогой. Поэтому упражнения подобраны таким образом, что тучным людям не составляло труда их выполнять.

Эффективность влияния занятий с включением дыхательных методик на здоровье студентов специальной медицинской группы можно оценить путём сравнения результатов исходного и итогового тестирования студентов ЭГ и КГ. Полученные данные представлены в таблице 1.

Анализ результатов эксперимента позволяет заключить, что наиболее прогрессивные изменения в состоянии здоровья выявлены в группах студентов, занимавшихся по методике А. Н. Стрельниковой (ЭГ-2) и Г. Чайлдерс (ЭГ-3). На это указывают статистически достоверное увеличение функциональных резервов дыхательной и сердечнососудистой системы (индекс Скибинского). Результаты исследования свидетельствует целесообразности использования этих методик в основной части занятия.

Таблица 1

Динамика функционального состояния ифизической подготовленности студентов ЭК иКГ (M±m)

Группа

Проба Руфье, (усл.ед.)

Индекс Скибинского, (усл. ед.)

12 мин. тест Купера, м

до

после

до

после

до

после

ЭГ-1

11,92±043

11,53±0,72

13,11±1,09

21,65±0,95*

1428±60

1431±60

ЭГ-2

12,43±0,65

9,71±0,86*

11,93±0,95

19,86±1,21*

1391±50

1510±50*

ЭГ-3

11,65±0,72

9,13±0,38*

12,13±1,10

15,89±1,26*

1386±50

1501±50*

КГ

11,17±0,66

10,47±0,65

12,19±1,12

13,32±1,18

1415±40

1468±40

* — различия достоверны по критерию Стьюдента (р ≤ 0,05)

Они позволяют определять точечное воздействие на организм студента, не истощая его резервной и компенсаторной функции. В то же время результаты наблюдений показали, что включение дыхательной гимнастики по методике К. П. Бутейко (ЭГ-1) в основную часть занятия является малоэффективным. Это объясняется низкой мотивацией студентов к проявлению волевых усилий по изменению дыхания.

Установлено, что ВЛГД способствует снятию напряжения и более быстрому восстановлению после физической нагрузки, что допускает включение этой методики в заключительную часть занятия. В контрольной группе КГ выявлено отставание по всем регистрируемым параметрам.

Обобщая собранный в данной статье материал и полученные из различных источников данные можно сделать следующий вывод: наиболее целесообразно и эффективно использовать на занятиях физической культуры со студентами специальной медицинской группы дыхательные гимнастики по А. Н. Стрельниковой и по Г. Чайлдерс. Опыт использования этих методик показал устойчивые положительные изменения дыхательной системы. Методика К. П. Бутейко также может использоваться на занятиях, поскольку была выявлена ее оздоровительная направленность.

Литература:

  1. Богоева Мария Дмитриевна, Румба Ольга Геннадьевна, Горелов Александр Александрович «Дыхательные упражнения как средство коррекции состояния здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы»
  2. О. В. Прокопов Комплекс упражнений по физической культуре для студентов специальных медицинских групп. Методические рекомендации
  3. Валерий Иванович Григорьев, Александра Владимировна Токарева, Игорь Сергеевич Москаленко, Ольга Вячеславовна Миронова, Юрий Иванович Шульгов «Дыхательные гимнастики на занятиях физической культурой со студентами специальной медицинской группы»
  4. https://afrodita.guru/sport-i-gimnastika/dyhatelnaya-gimnastika-buteyko.html
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0,_ %D0 %90 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B0_ %D0 %9D %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %B5 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %B0# %D0 %94 %D1 %8B %D1 %85 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %8C %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F_ %D0 %B3 %D0 %B8 %D0 %BC %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0
  6. https://strelnikova.ru/dichatelnaja_gimnastika_strelnikovoj
  7. https://24smi.org/celebrity/106513-grir-chailders.html
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная гимнастика, углекислый газ, методика, специальная медицинская группа, упражнение, физическая культура, глубокое дыхание, грудная клетка, двигательная активность, нервная система.
Задать вопрос