В статье рассматриваются некоторые проблемы определения статуса самозанятых в трудовом праве, поскольку на практике возникают неопределённости и дискриминация по отношению к самозанятым.
Ключевые слова: трудовое право, самозанятые, индивидуальные предприниматели, статус.
Самозанятость — относительно новое понятие в системе правового регулирования, вследствие этого его роль и четкое место в трудовом праве до сих пор не до конца обозначено.
Тема является актуальной, так как на сегодняшний день статус самозанятого гражданина регулируется Налоговым кодексом РФ. В Трудовом кодексе такой регламентации нет. Отсюда вытекает главный вопрос о защите прав самозанятых в сфере труда и пенсионном обеспечении. В связи с этим возникает вопрос о том, можно и нужно ли включить самозанятых граждан в сферу трудовых отношений.
Данную тему рассматривали такие известный ученый Абрамова Е. А. Она понимала под самозанятыми гражданами, в основном, рассматривает лиц, которые владеют малыми предприятиями; предпринимателей, которые заняты трудовой деятельностью без создания юридического лица; лиц, занятых в домашних хозяйствах.
Для начало стоит сказать, что не совсем понятно разграничение самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Например, если мы обратимся к постановлению Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е. Н. Эрлих», мы увидим способы реализации гражданами конституционных прав среди которых названы: «наёмный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем; самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая в свободно избранной сфере индивидуально или совместно с другими лицами путём создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства» [1, с. 46].
В свою очередь самозанятые являются индивидуальной формой экономической деятельности — это непосредственно подтверждается в п. 3.18 ГОСТа 12.0.004–2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введённого в действие приказом Росстандарта от 9 июня 2016 г. № 600-ст: «…самозанятое лицо…человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в том числе в форме индивидуального предпринимательства» [2, с. 46].
Однако, если мы обратимся к п. 7.3 ст. 83 НК РФ, то заметим выделенные признаки самозанятых, среди которых: «Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…»
Таким образом, неоднозначным является само определение, выраженное в неточном обозначении, а также причины, по которым совершение похожих действий с индивидуальными предпринимателями не является экономической деятельностью, а значит и не следует никаких льгот. Соответственно, логично, что на них не распространяются права и обязанности, вытекающие из трудового правоотношения. Так как самозанятый не заключает трудовой договор, у него нет работодателя, который является обязательной стороной трудового договора.
Кроме того, обращаясь к термину «занятость» в определении самозанятых мы сталкиваемся с противоречием, ведь, несмотря на юридически установленное наименование, фактически самозанятые не входят в число занятых по ст. 2 закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации». Иная позиция содержится в Основных методологических и организационных положениях по проведению выборочного обследования рабочей силы, утвержденных Приказом Росстата от 30 июня 2017 г. № 445. Согласно п. 2.7.1 этих Основных положений приоритетной категорией статуса рабочей силы являются занятые лица в возрасте 15 лет и старше, которые выполняют любую деятельность, связанную с производством товаров или оказанием услуг за оплату или прибыль. Анализ п. 2.7.2 Основных положений добавляет в это определение целеполагание — производство товаров или оказания услуг для использования другими лицами, позволяя отнести производство товаров или оказание услуг для собственного использования к другой форме трудовой деятельности. Понятие «за оплату или прибыль» относится к трудовой деятельности, выполняемой в обмен на вознаграждение [3, с. 46].
Таким образом, необходимо, законодательно определить категорию самозанятых граждан, как например предлагал Минюст РФ на сайте проектов нормативно-правовых актов, путём внесения изменений в ст. 2 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Минюст РФ разработал следующие критерии отнесения к категории самозанятых: физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору; не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; достигшее 16-летнего возраста; представившее уведомление об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Литература:
- Л. Х. Бойко Проблемы правового регулирования статуса самозанятого в России // Вестник магистратуры. − 2022. — № 2–1 (125). — С. 46–47.
- Григорьева Е. Все плюсы и минусы самозанятости для граждан в 2020 году [Электронный ресурс]. − URL: http:/naHg-nalog.ru/vse-plusy-i-mmusysamozanyatosti-dlya-grazMsnv-2020-godu.
- Смирнова В. В., Колесников Н. В. Правовые проблемы понятийного аппарата самозанятости в Российской Федерации // Современные проблемы, тенденции и перспективы социально-экономического развития. — 2021.