Психология ложных показаний несовершеннолетних и их диагностика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 25.05.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Бакурова, А. А. Психология ложных показаний несовершеннолетних и их диагностика / А. А. Бакурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114615/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье автор исследует роль диагностики ложных показаний несовершеннолетних при производстве следственных действий.

Ключевые слова: показание, психологическая защита, следственное действие, уголовная ответственность, действие, заблуждение, лицо, ложь, несовершеннолетние.

Процесс расследования преступлений неразрывно связан с таким фактором человеческой психики как ложь. Отсюда вытекает самое главное препятствие процессу расследование — ложные показания участников процесса. Несовершеннолетние лица также подлежат уголовной ответственности с 16 лет по общему правилу, как и взрослые, а значит все положения уголовно-процессуального закона (с некоторыми особенностями) распространяются и на них. Для того, чтобы понимать содержания юридической категории ложных показаний, необходимо раскрыть термин лжи.

Обратимся к философскому словарю, где определение понятия «ложь» звучит как «искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей» [1]. Наличие данного феномена в жизни человека обусловлено, в том числе и одним из важнейших инстинктов, присущих все живым организмам — инстинкт самосохранения (выживание). То есть, ложь выступает механизмом психологической защиты.

Механизмы психологической защиты обычно проявляют себя при возникновении психотравмирующих состояний и оберегают человека от разрушительного воздействия отрицательных эмоций. Их эффективная деятельность направлена на снижение интенсивности эмоциональных страданий их ослабевание во внешних проявлениях.

Так, например, нахождение несовершеннолетнего в помещении следственного органа — уже стресс, так как данная обстановка для него не привычна, непонятна и не естественна, тем более что в рамках предусмотренных законом следственных действий, подросток должен еще и отвечать на задаваемые вопросы. На фоне этого, возникающее желание в данной ситуации — поскорее покинуть данное место и погрузиться в привычную для себя среду. Чаще всего, чтобы, реализовать данное желание, несовершеннолетний отвечает на вопросы неправдиво, особенно, если он является подозреваемым по делу, так как понимает, что если, например, сознается в содеянном, то это повлечет на собой множество негативных для него последствий, в том числе и наказание. Стоит разграничить ложь от, например, заблуждения. Ведь при заблуждении подросток тоже делится информацией, которая, объективно, не соответствует действительности. Отличает эти категории друг от друга умысел. Ведь ложь — это прежде всего умышленное, осознанное искажение действительности, направленное, на то, чтобы ввести иных лиц в заблуждение. Аналогичную позицию высказывает и отечественный исследователь Ю. Ю. Малышева, которая обозначает ложь «преднамеренное искажение истины с целью ввести другое лицо в заблуждение, совершаемое безотносительно к будущему поведению потерпевшего — жертвы лжи» [2]. Как мы видим, в данном определении автор выделяет жертву, на которую направлена ложь, а также указание на намеренное целенаправленное искажение истины. Также не стоит забывать о том, что кроме осознанной лжи есть и неосознанная, но уже будет являться предметом других исследований.

Между тем, мы подошли к термину ложных показаний. Целью ложных показаний является умысел на искажение сообщаемых лицом сведений. Поэтому ложные показания в рамках предварительного расследования носят особый негативный окрас, так как непосредственно связаны с общественной опасностью.

В научной литературе редко встречаются исследователи, которые занимаются исследованием данного феномена. Один из них О. М. Ушаков, который утверждает, что ложные показания представляют собой «сведения, которые сообщаются на допросе с осознанием того, что они явно не соответствуют истине» [3].

Как уже упоминалось ранее чаще всего ложные показания дают, несовершеннолетние лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Это связано, в том числе и с тем обстоятельством, что статьей 51 Конституции РФ предусмотрено право лица не свидетельствовать против себя самого. Таким образом, для них не предусмотрена уголовная ответственность за дачу ложных показаний. Поэтому, чтобы выявить ложные показания среди остальных, сотрудники правоохранительных органов, должны предусмотреть тактико-психологические основы производства следственных действий с несовершеннолетними.

Отдельными учеными-криминалистами отмечается, что несовершеннолетний возраст участника следственного действия определяет специфику тактических приемов, которые позволяют получить информацию об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Указанные тактические приемы отражаются на всех этапах следственных действий [4].

При проведении следственных действий, где несовершеннолетний является непосредственным участником, следователю (дознавателю) необходимо учесть ряд общих процессуальных условий их производства, которые применимы ко всем несовершеннолетним без учета характеристики их личности, а также психологических и возрастных особенностей.

При выборе тактики расследования с участием несовершеннолетних следует продумать и создать такие условия, при которых не будет создано атмосферы психологической напряженности у подозреваемого. Вместе с тем, как справедливо отмечают А. С. Соловыхова, В. С. Трапезарова не нужно доходить до крайностей при формировании ненапряженной обстановки для несовершеннолетнего, поскольку создание максимально комфортных условий может способствовать появлению у него чувства безнаказанности и безответственности, в том случае, если несовершеннолетний находится в статусе подозреваемого или обвиняемого. То есть напряжение для несовершеннолетних обвиняемых должно сохраняться в той мере, в которой он будет понимать противоправность своих деяний и неизбежность наказания за это [5].

Этап установления психологического контакта с несовершеннолетним крайне трудный в реализации, поскольку требует от следователя понимания психики несовершеннолетнего, его индивидуальных личностных особенностей. Для этого следователь должен обладать знаниями в области психологии, чтобы успешно входить в доверие несовершеннолетнего, располагать его к себе. В этой связи можно сделать предположение о том, что при участии в расследовании уголовных дел с несовершеннолетними должен быть задействован следователь с дополнительным психологическим или педагогическим образованием, что существенно повысит качество расследования.

Таким образом, на основе изложенного, можно сформировать свое видение понятия ложных показаний несовершеннолетних — как акт поведения несовершеннолетнего участника уголовного процесса, который умышленно сообщает информацию по уголовному делу, не отражающую реальное положение действительности с целью введения должностного лица, воспринимающего ложные показания в заблуждение. Диагностика лжи несовершеннолетних при производстве следственных действий носит специфичный характер, отличающийся от диагностики лжи взрослых. Указанное обусловлено особым состоянием еще не сформированной психики, эмоциональной составляющей несовершеннолетнего, пониженного уровня интеллектуальных способностей и жизненного опыта, в связи с чем процессы формирования лжи у рассматриваемой категории лиц затруднены, что влечет напряженность и эмоциональные вспышки. Знание основных особенностей лжи и умение её диагностировать является основным ключом в выборе следователем правильной тактики ведения следственного действия с участием несовершеннолетнего.

Литература:

  1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова: П. П. Апрышко, Ю. Н. Солодухин — Изд. 8-е, дораб. и доп. — Москва: Респ.: Современник, 2009. — С. 164.
  2. Малышева, Ю. Ю. О Преступлениях, совершаемых путем обмана и лжи, по уголовному кодексу России / Ю. Ю. Малышева // Право и государство: теория и практика. — 2019. — № 11 (167). — С. 119.
  3. Ушаков, О. М. Теоретические и практические проблемы тактики допроса лица, склонного к даче ложных показаний: дис.... канд. юрид. наук / О. М. Ушаков. — Владивосток, 2004. — С. 34.
  4. Князьков, А. С. Общие тактико-криминалистические положения: понятие и содержание / А. С. Князьков// Сибирский юридический вестник. — 2010. — № 3. — С. 132.
  5. Соловыхова, А. С. Психологические особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними / А. С. Соловыхова, В. С. Трапезарова // Научный журнал «Эпомен». — № 48. — 2020. — С. 248.
Основные термины (генерируются автоматически): показание, психологическая защита, следственное действие, уголовная ответственность, действие, заблуждение, лицо, ложь, том.


Похожие статьи

Задать вопрос